The New York Times
6 декабря 1998
90% голосов вызывают подозрение? Расклад беспокоит казахстанского лидера.
Стив Левин
С открытым, неизборожденным морщинами лицом, Нурсултан Назарбаев выступает как беззаботный, закрепившийся на своем месте правитель богатой ресурсами нации, снискавший расположение мировых лидеров.
И все же одна мысль беспокоит энергичного президента, бывшего лидера коммунистической партии, который с 1989 года правит этой огромной республикой, расположенной в прикаспийском регионе, привлекающей интересы Вашингтона и крупнейших мировых компаний благодаря своим нефтегазовым ресурсам.
Несмотря на полный контроль за ситуацией у себя дома, где, как ожидается, 58-летний президент добьется переизбрания на новый семилетний срок со стандартным количеством 90% голосов, его все же беспокоят последние заявления из-за границы, обвиняющие его в преследовании оппонентов.
"Здесь работает полторы тысячи компаний, и никто не хочет другого президента," - заявил он небольшой группе журналистов в ходе недавней поездки по северным промышленным регионам страны, население которой составляет 17 миллионов. "Вам это понятно? Так напишите об этом."
И все же объем иностранной критики нарастает. На этой неделе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая отслеживает выборы в регионе, выразила "серьезные сомнения относительно того, что принципы демократических выборов" будут соблюдены в Казахстане и обратилась к г-ну Назарбаеву с требованием отложить выборы, намеченные на 10 января. Неделей раньше спикер госдепартамента Джеймс Рубин обвинил Казахстан в преследовании оппонентов г-на Назарбаева.
Возможно г-н Назарбаев с легкостью бы выиграл свободные выборы, но западные эксперты замечают, что несмотря на это он не допускает к выборам серьезных противников, а также имеет привычку подтосовывать количество голосов, чтобы добиться по-советски высоких результатов.
"Сейчас мы используем термин "90-процентовики", когда говорим обо всех каспийских лидерах," - говорит Питер Синнотт, эксперт Колумбийского университета по делам региона.
24 ноября казахстанский Верховный суд исключил бывшего премьер-министра 46-летнего Акежана Кажегельдина из числа участников в выборах, потому что он встречался с политической группой, незарегистрированной в правительстве. Г-н Кажегельдин, вынужденный оставить пост в 1997 году, является одним из оппозиционных лидеров, которого считают реальной альтернативой нынешнему президенту.
Г-н Кажегельдин нанял вашингтонских адвокатов и пиарменов для того, чтобы подорвать репутацию г-на Назарбаева в Вашингтоне. Американская политическая поддержка помогает удерживать приток инвесторов.
Президент нанес встречный удар, обвинив г-на Кажегельдина в испорченности нефтяными сделками, которые тот одобрил будучи премьер-министром. В своем интервью Президент заявил, что его противник "является секретным сотрудником КГБ, секретным агентом." Он также утверждал, что бывший премьер-министр разыграл взрыв в редакции оппозиционной газеты 26 сентября и инцидент 13 октября, когда, по словам г-на Кажегельдина, он подвергся обстрелу.
На улицах Алматы не заметны страх или напряженность. Объявив о проведении президентских выборов на два года раньше положенного срока, действующий чисто механически парламент усилил давление на оппонентов и преследование журналистов.
Граждане Казахстана похоже смирились с мыслью, что он останется у власти.
"Он уже не Президент," - говорит таксист средних лет, проживающий в Актобе, промышленном городе с населением 300.000 человек, застроенном бетонными зданиями советского типа, куда недавно заезжал г-н Назарбаев. "Он как какой-то султан. Назарбаев - единственный кандидат, и никто больше не может победить. Я больше не обращаю внимания на политику."