Три нанайских мальчика и дедушка для битья
Будет ли Абдильдин играть по правилам Назарбаева?
Марат ГУРНОВ
Когда исход выборов абсолютно ясен, охочие до предсказаний наблюдатели начинают спорить о том, кто какой наберет процент. В Казахстане эти споры имеют специфическую окраску. В них не столько азарта, сколько суровой предопределенности. Из кулуаров высшей власти то и дело просачивается секретная информация: все проценты проставлены и акценты расставлены уже сегодня. Назарбаев-99 ДОЛЖЕН набрать около 80 процентов голосов (больше, чем Алиев-98, но меньше, чем Назарбаев-91). А уж если президент что-то ДОЛЖЕН, то он обязательно этого добьется, дело известное.
Почетный и совершенно неожиданный для наблюдателей второй результат будет у “народного генерала” Гани Касымова – около 8 процентов. Это в десять раз меньше, чем у президента (дистанция, обеспечивающая политическую безопасность бросающегося вазонами дипломата), но больше, чем у коммуниста №1. После выборов Касымова ожидает новый пост, на котором он сумеет более полно раскрыть свои антикоррупционные дарования. Возможно, он заменит малотелегиничного О.Абдыкаримова на
должности главного борца с чиновными злоупотреблениями.Другой вариант: Касымова оставят в большой политике, чтобы он и далее продолжал отбивать голоса у коммунистов. Ведь впереди выборы в маслихаты и парламент. Не исключено даже, что именно нынешний таможенный лидер в будущем станет лидером “мягкой оппозиции”. Поистине, неисповедимы пути сильной личности, не боящейся крови.
Не более 5 процентов голосов наберет Серикболсын Абдильдин. На смену агрессивному отношению к коммунистам со стороны властей и официальной прессы придет насмешливое сочувствие: их окрестят бедолагами и горемыками, вдохновленными призраками безвозвратного прошлого, - теми самыми, что некогда бродили по просвещенной Европе, а ныне обитают разве что на Кубе и в КНДР.
Четвертое место с незначительным, но экологически чистым процентом займет Энгельс Габбасов – выдающийся политик современности, использующий президентские выборы для поддержки кандидатуры своего соперника Нурсултана Назарбаева. Смелая экономическая идея Габбасова стребовать с России несколько миллиардов долларов за аренду Байконура найдет отзвук в сердцах некоторых доверчивых граждан РК, однако ее окажется недостаточно для того,чтобы в дальнейшем занять пост министра финансов или даже директора республиканского аэрокосмического агентства.
В итоге Назарбаев сможет уверенно заявить мировому сообществу, что в ходе альтернативных выборов одержал триумфальную победу – не над Габбасовым, конечно, а над страшной “коммунистической гидрой”. В памяти западных деятелей встанут образы недавних выборов в России, когда Давид-Ельцин буквально на последнем дыхании сокрушил Голиафа-Зюганова. Более того, как радостно констатируют официальные СМИ Казахстана, комплекс революционно-уравнительных идей, который представляет г-н Абдильдин, явно не пользуется в “оазисе рыночной стабильности” массовым спросом. Люди хотят порядка (см. процент голосов за г-на Касымова), но порядка не коммунистического. А потому о наведении порядка позаботится Назарбаев, и хотя президентская длань порой тянется гладить терпеливых граждан по головкам, кое-кто по головке получит и очень больно.
Полуподпольная Компартия Казахстана будет высмеяна, унижена и в дальнейшем обречена на роль безнадежного политического аутсайдера.
Если Абдильдин откажется от роли “дедушки для битья”, он во многом сорвет описанный сценарий. Разумеется, выборы пройдут и без лидера коммунистов, но тогда уже альтернативность кандидатур будет иметь явно игровой характер – останутся лишь псевдоальтернативы, возникшие не ради политической борьбы, а ради создания видимости выбора. Официальной власти не удастся эффектно озвучить предназначенную для Запада легенду о Назарбаеве-победителе коммунизма. Всенародное голосование 10 января окончательно обретет фарсовый колорит, знакомый нам по застойным временам, когда специфика “советской демократии” полностью исключала какие-либо неожиданности.
Поводов для демонстративного отказа от участия в унизительном фарсе у лидера коммунистов более чем достаточно. Можно, например, сослаться на неоднократные нарушения закона со стороны главного кандидата – Нурсултана Назарбаева и его команды, в том числе в финансовой сфере. К примеру, поезд с артистами российской эстрады, который ныне объезжает весь Казахстан, агитируя за президента, - это не что иное, как предвыборная пропагандистская акция, которая в соответствии с законом должна финансироваться исключительно из средств избирательного фонда Назарбаева. Закон ограничивает объем этих средств суммой около 500 тысяч долларов. Понятно, что если бы кандидат Назарбаев вел кампанию в соответствии с законом, то звездный агитпробег по стальным магистралям “съел” бы весь его фонд (не все же артисты такие душевные бессребреники, как Бари Алибасов). Поэтому команда Назарбаева пошла на явное нарушение: агитпоезд финансируется неизвестными
спонсорами якобы по заказу прогрессивного молодежного движения.У Абдильдина таких спонсоров, конечно, не найдется. Кандидаты поставлены в заведомо неравные условия и по многим другим признакам. Всей организацией выборов ведают люди, назначаемые местными акимами. Любого наблюдателя с избирательного участка можно выдворить под тем предлогом, что он как-то помешал работе комиссии (кашлял, сморкался, лез не в свои дела и т.п.). Ни в каком кодексе не предусмотрена ответственность руководства избиркома, если на суде будет доказано, что это выдворение было неправомерным.
Иными словами, представителям акимов, которые будут вскрывать урны и подсчитывать голоса, ничего не стоит избавиться от неугодных наблюдателей.
Отказываясь от участия в выборах, Абдильдин заострит внимание казахстанских избирателей и международных экспертов на этих особенностях здешней демократии. Даже для людей, далеких от политики, станет очевидным, что “все кандидаты равны, но Назарбаев – более равный, чем все остальные”. Это будет сильный
политический ход. Лидер коммунистов не только не даст превратить себя в инструмент чужих политических игр, но и объективно поспособствует консолидации оппозиционных сил, которые в нынешней ситуации вряд ли могут позволить себе роскошь междоусобной борьбы.