Последний шанс казахстанской демократии
Местом проведения Конгресса демократических сил Казахстана стал московский отель “Аэростар”. Поначалу делегаты съехались в “Президент-отель”, принадлежащий ХОЗУ администрации президента России, но вечером 2 декабря решено было перенести главную часть мероприятия поближе к аэровокзалу. Есть две версии этой быстрой передислокации. Об одной сказал на пресс-конференции А.Кажегельдин: в “Аэростаре” расценки за аренду зала оказались существенно ниже.
Другую версию активно обсуждали в кулуарах: у Назарбаева оказались настолько длинные руки, что администрацию “ельцинской” гостиницы вынудили отказать гостям в проведении конгресса под предлогом неких технических причин. Сыграл свою роль особый статус “Президент-отеля”, кому-то в Кремле стало не по себе даже от такой весьма косвенной ассоциации между оппонентами Назарбаева и администрацией Ельцина.
Как бы то ни было, 3 декабря ровно 15.00 конгресс начался. Открыл его на правах основного организатора Акежан Кажегельдин. Он сообщил, что некоторые делегаты так и не смогли добраться до Москвы. Шесть человек задержали в аэропорту Алма-Аты, еще двоих буквально сняли с поезда и, к чему-то придравшись, начали изучать их паспорта в местном отделении милиции – изучали в аккурат до того момента, пока поезд не ушел.
Состав делегатов был разнообразным: представители независимых профсоюзов, казахстанских партий и движений, обществ и правозащитных организаций, журналисты, эксперты и ученые. Из российских политических деятелей ожидали Александра Яковлева, но он не явился (как сказали позже, по состоянию здоровья). Присутствовали председатель госдумского комитета по геополитике А.Митрофанов, политологи К.Затулин, И.Бунин, Г.Сатаров, А.Мигранян, известные своим критическим отношением к руководству Казахстана. Был и известный деятель из Киргизстана – лидер демократов Топчубек Тургуналиев.
Доклад А.Кажегельдина о политической ситуации в Казахстане содержал немало жестких критических высказываний. В частности, экс-премьер полагает, что говорить об “авторитаризме” Назарбаева – это уже слишком мягко, по сути в республике сформировалась самая настоящая диктатура, Казахстан превратился в полицейское государство. “Кто хочет поспорить по этому поводу – мы можем показать отснятые в последние месяцы видеоматериалы”, - предложил Кажегельдин.
“Я неплохо знаю Назарбаева, и отношусь к нему неоднозначно, - заявил экс-премьер. – По поводу того, что с ним произошло нынешней осенью, могу сказать только одно: мне его жалко. Он оказался заложником того полицейского режима, который сам же и породил.”
Говоря о роли России в казахстанской политике, Кажегельдин подчеркнул, что она несет свою долю исторической ответственности за ситуацию у ближайших соседей. Закрывая глаза на политический беспредел в Казахстане, Россия упускает свой исторический шанс, теряет влияние в регионе. Как ни горько это сознавать, но на принципиальных и последовательных позициях защиты демократии оказался не Кремль (казалось бы, кровно заинтересованный в защите интересов и прав миллионов соотечественников), а далекая администрация США, выступившая с рядом жестких заявлений по поводу творимого Назарбаевым произвола. Увы, Россия пока что, похоже, не определилась не только со своей стратегией в ближнем зарубежье, но и с собственной внутренней политикой.
По мнению политолога Н.Масанова, политический режим в Казахстане сегодня находится в стадии трансформации, обусловленной ростом гражданской активности и объективным углублением экономического кризиса. Назарбаев может отреагировать на это двояко: либо “побежать впереди паровоза” и, перехватив инициативу своих оппонентов, радикально демократизировать политическую систему (что маловероятно), либо сделать свое правление еще более жестким и тираническим (что гораздо вероятнее). “Прежние оппозиционные лидеры – Олжас Сулейменов, Мурат Ауэзов – не сумели выдержать свою роль, оказались не уровне стоящей перед ними трудной и рискованной задачи, - сказал Масанов. – Сегодня у демократов Казахстана есть еще один шанс – быть может, последний - создать второй политический полюс в созданной Назарбаевым однополюсной системе власти, нарушить политическую монополию президента. Для этого необходимо консолидироваться вокруг сильной фигуры. Такой фигурой является Кажегельдин.”
По мнению Масанова, если Назарбаева не будет подпирать реальный политический конкурент, власть окончательно утратит чувство реальности и будет действовать исключительно в собственных интересах (в частности – в направлении самоувековечения), исчезнут любые возможности для осуществления “обратной связи”, демократического контроля.
Т.Тургуналиев
высказал предположение, что во многих новых независимых государствах в случае демократической смены властей прежние президенты будут вынуждены либо пуститься в бега и скрываться от Интерпола, либо тут же попадут за решетку.Депутат парламента РК В.Землянов рассказал характерный эпизод. Несколько дней назад он хотел прочитать перед своими коллегами- казахстанскими депутатами заявление ОБСЕ о нарушениях международных стандартов в ходе предвыборной кампании. Но депутаты не дали ему этого сделать, зашикали: дескать, читай эту “крамолу” где-нибудь в другом месте. “Коммунистическая партия Казахстана целый год не могла получить из органов юстиции акт о перерегистрации, - сообщил Землянов. – Уверен, что тяжелые испытания уготованы и новой оппозиционной партии. Ее просто не будут регистрировать.”
В заключение В.Землянов выразил уверенность в том, что на президентских выборах в Казахстане победит оставшийся единственным оппозиционным кандидатом Серикболсын Абдильдин. Судя по реакции зала, большинство делегатов не разделило этой убежденности. Абдильдин – достойный уважения политик, однако его “весовая категория” объективна несопоставима с действующим президентом и Назарбаеву такой конкурент понадобился скорее всего для того, чтобы оттенить
свои достоинства в “борьбе с коммунизмом” (в противном случае Абдильдина “отстреляли” бы на дальних подступах, не дав ему зарегистрироваться).Один из лидеров правозащитного движения Ж.Турмагамбетова и известный юрист В.Воронов привели конкретные примеры попрания в Казахстане конституционных прав граждан, в том числе – через механизм применения законов, указов и нормативных актов, грубо искажающих суть гражданских прав, продекларированных в Конституции. Ярким, эмоциональным было выступление президента ассоциации независимых СМИ Центральной Азии Р.Таукиной. Она рассказала о многообразных методах, с помощью которых власти Казахстана воздействуют на прессу, обеспечивая ее запуганное состояние и политическую лояльность. Те, кто выбивается из этого ряда, проявляет своеволие, чувствуют себя как на пороховой бочке и нередко жестоко за это расплачиваются. Характерный пример – независимое казахскоязычное издание – газета “Дат”, приговоренная к выплате штрафа в размере 35 млн. тенге.
Вице-президент Конфедерации свободных профсоюзов С.Джаванов рассказал, с какими трудностями добиралась их делегация из Южно-Казахстанской области до Москвы. Местные власти, по его словам, дошли до того, что дали указание кассам железнодорожной станции Туркестан не продавать билеты “диссидентам” из КСПК. Пришлось им на своем автотранспорте добираться до Чимкента, но и тут на их пути возникла автоинспекция, задержавшая машину под предлогом месячника борьбы с распространением оружия.
Примеры подлинного политического маразма властей привел в своем выступлении председатель славянского движения “Лад” В.Михайлов. В Астане, например, мэрия собрала руководителей предприятий столицы и поставила задачу: за Назарбаева должны проголосовать 156.882 человека. “Как это сделать – вас учить не надо”, - заявили чиновники хозяйственникам. Другая удивительная находка властей – кандидат в президенты, “казахский Лебедь”, руководитель таможенной службы Гани Касымов. Призывая навести в Казахстане порядок самыми жесткими методами, Касымов развязывает руки Назарбаеву. По мнению Михайлова, в планы “сценаристов” предвыборной кампании из администрации президента входит следующее: Касымов набирает второе по величине количество голосов, после чего Назарбаев объявляет о “наведении порядка” с учетом мнения избирателей. Этот лозуг будет использован прежде всего для активизации гонений на политическую оппозициию.
Объединительную цель конгресса подчеркнул в своем выступлении экс-парламентарий РК В.Чернышев. “Не имеет смысла говорить об ошибках бесправного правительства, не стоит осуждать бесправного и забитого Марата Оспанова, не надо критиковать парламент – никто из них ничего не определяет, - заявил Чернышев. – Читайте Конституцию: в Казахстане всю политику определяет один человек – президент.”
О печальных итогах недавней беседы с руководителями правительства РК рассказал лидер ассоциации профсоюзов летного состава гражданской авиации А.Мельник. Власть сегодня явно не в состоянии предложить людям конструктивную программу выхода из кризиса. Правительство заявляет, что в 1999 году придется сокращать и без того мизерные социальные расходы – ликвидировать или урезать выплаты многодетным матерям, пособия по беременности, по инвалидности, по безработице. Оригинально преполагается решить проблему малых городов: жителям предоставят экскаваторы и прочую технику для того, чтобы можно было разбирать многие пустующие строения и продавать стройматериалы. По сути речь идет о полной ликвидации бывших промышленных центров.
Два вопроса стали предметом дискуссии участников конгресса. Первый: нужно ли создавать новую оппозиционную партию или пока ограничиться созданием общественного движения? Второй вопрос: стоит ли лидеру коммунистов Абдильдину снять свою кандидатуру на выборах и тем самым – сорвать сценарий борьбы с альтернативным кандидатом (Касымова и Габбасова никто даже не воспринимает как оппозицию Назарбаеву)?
4 декабря конгресс посетил сам г-н Абдильдин. Он сообщил, что направил в соответствующие государственные органы РК требование включить в состав избирательных комиссий представителей оппозиции. Если это требование не будет удовлетворено, лидер коммунистов готов снять свою кандидатуру. В то же время Абдильдин уверен в том, что это не помешает официальным властям провести выборы на якобы альтернативной основе и похваляться тем, что Назарбаев одержал победу над двумя “конкурентами”.
В итоговых документах конгресса решено создать партию, которая в будущим году сможет бороться за места в парламенте и маслихатах. Уже сейчас ясно, что власти постараются не зарегистрировать ее, поэтому от организаторов нового политического формирования потребуется безукоризненная юридическая точность всех действий, чтобы исключить малейшие зацепки. В частности, делегаты конгресса отметили, что учредительный съезд партии в соответствии с казахстанским законодательством должен состояться на территории Казахстана, а на конгрессе может быть утвержден лишь оргкомитет, который займется подготовкой этой акции.
TNVP