Назарбаев утратил репутацию джентльмена

Анатолий БЕЛЯЕВ, политолог

Просвещенный Запад всерьез взялся за воспитание президента Назарбаева. 3 декабря ведущая структура ОБСЕ - Департамент демократических институтов и прав человека выступил с заявлением по поводу президентских выборов в РК. Формулировки этого документа заслуживают цитирования.

“…Вызывает озабоченность отсутствие равного доступа к средствам массовой информации и запугивание избирателей с целью добиться их поддержки для действующего президента.

…Отказ зарегистрировать двух кандидатов под предлогом незначительных административных нарушений заставляет усомниться в возможности справедливых выборов вообще.

…Казахстан… может серьезно подорвать свою репутацию страны, приверженной принципам демократизации.

Департамент ОБСЕ считает, что правительство РК должно отложить выборы для того, чтобы обеспечить достаточное время подготовки действительно демократических выборов.”

Таким образом, у президента Назарбаева есть два варианта действий. Либо прислушаться к рекомендации Запада и перенести выборы на более поздний срок, либо проигнорировать это заявление.

Президент и демократия: я люблю тебя снова и снова

Куда ни кинь – всюду клин. В первом случае Назарбаев будет выглядеть как нашкодивший школяр, которого строгие учителя поймали за руку и заставили раскаяться в своем озорстве. Как переносить выборы, если уже столько ресурсов – и материальных и моральных – потрачено на организацию нынешнего спектакля? Раскручивать “кино” обратно и начинать все по новой (уже под диктовку ОБСЕ) унизительно, а главное – опасно: в этом случае придется допустить к участию в выборах А.Кажегельдина. Нет, лучше уж рассориться с Западом, чем так рисковать.

Остается вроде бы меньшее зло – улыбаться при плохой игре и пытаться объяснить непонятливым иностранцам, в чем состоит специфика казахстанской демократии. Что, в общем-то, Назарбаев и делает.

Крупный официальный теоретик – заведующий отделом внутренней политики администрации президента РК Ахан Бижанов в ответ на строгие замечания западных наблюдателей попытался публично расслабиться и получить удовольствие. В интервью газете “Панорама” он заявил следующее:

“Мы чувствуем, что мир заинтересован в том, чтобы наша страна не сошла с демократического пути… И то, что мир сегодня реагирует на события в Казахстане – это большой успех нашей страны.” Следуя этой логике, остается пожалеть, что оппозиционеров и соперников Назарбаева не приговаривают к смертной казни – на это “мир” отреагировал бы еще более громко, а значит “успех” Казахстана оказался бы еще весомее.

“Однако, соизмеряя внутриполитический процесс с международными нормами, мы должны учитывать, что президентская выборная кампания – это внутреннее дело страны”, - отметил Бижанов. Дескать, мы у себя дома лучше всяких наблюдателей знаем, как проводить выборы.

Эксперты отмечают необычно резкий тон заявления ОБСЕ по поводу выборов в Казахстане. Судя по информации из зарубежных источников, главным сторонником беспрецедентно резких формулировок на совещании глав внешнеполитических ведомств была Мадлен Олбрайт, государственный секретарь США.

Почему же официальный Вашингтон, еще недавно столь лояльный к президенту Назарбаеву, ныне в нем явно разочаровался?

Причина проста: американцы очень не любят, когда их пытаются провести за нос. А Назарбаев пытался, причем неоднократно.

Обман №1

Первый раз американцев обманули в начале ноября. Тогда в Алма-Ату приехал посол США по особым поручениям Стефан Сестанович. Он привез Назарбаеву письмо от вице-президента А.Гора, в котором была выражена надежда на то, что президентские выборы в Казахстане пройдут в строгом соответствии с международными стандартами. В беседе с Сестановичем Назарбаев заявил, что именно так оно и будет. Американцы дали понять, что негоже президенту Казахстана “выбивать” из предвыборной кампании самого сильного конкурента.

Как известно, еще 15 октября Медеуский районный суд лишил Кажегельдина права участвовать в выборах, приговорив его к штрафу. Адвокаты экс-премьера тут же подали апелляцию в городской суд. Оттуда жалоба была отфутболена в Медеуский, где, разумеется, не пожелали признать свою ошибку. Центральной избирательной комиссии предстояло решить, можно ли считать Кажегельдина потенциальным кандидатом в президенты и дать ему подписные листы или поставить на нем как на кандидате крест.

27 октября Центризбирком вынес окончательный вердикт: Кажегельдин “не соответствует”.

Характерно, что официальная бумага с решением Центризбиркома была доставлена представителю Кажегельдина лишь 2 ноября – в тот самый день, когда Назарбаев заверял Сестановича в своей приверженности демократическим идеалам. Власти специально тянули время, ждали, пока спецпосланник уедет из Казахстана. Но шила в мешке не утаишь – отстранение Кажегельдина вызвало международный резонанс. В Вашингтоне после этого не могли не почувствовать, что коварные “евразийцы” из Астаны много чего обещают, но делают все по-своему.

Обман №2

6 ноября Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором уже прямым текстом было сказано о Кажегельдине. Решение Центризбиркома в отношении экс-премьера было расценено американцами как “невыполнение обязательств со стороны Республики Казахстан как члена ОБСЕ перед данной организацией”.

И вновь Штаты призвали Назарбаева “предпринять разумные и ощутимые действия с целью выполнения обязательств, взятых на себя казахстанской стороной во время подписания протокола 3 ноября 1998 года”.

В ответ на это официальная Астана спохватилась и объявила, что никаких нарушений в Казахстане нет, а Кажегельдин, оказывается, может спокойно баллотироваться. Пресс-секретарь президента, ведущий либерал страны А.Бисенбаев разъяснил, что приговор суда и решение Центризбиркома – это сущие пустяки, их ничего не стоит отменить. Для участия в выборах Кажегельдину надо “выполнить элементарную процедуру”: быстренько обратиться в вышестоящий суд и обжаловать приговор суровой районной фемиды.

Полагаясь на порядочность Назарбаева, американцы сделали вывод: Кажегельдина помурыжат, но к выборам все же допустят. Адвокаты Кажегельдина направили апелляцию в Верховный Суд. Многие эксперты были уверены в том, что на этот раз власти отменят административные препятствия для регистрации, но создадут новый непреодолимый барьер - оставят минимум времени для сбора подписей в поддержку экс-премьера. Это выглядело бы довольно хитроумно: допустим, 25 ноября отменить решение Медеуского суда и подать это как великое торжество казахстанской демократии, а 30-го пожать плечами – кто ж виноват, что команда Кажегельдина за несколько дней не сумела собрать 170 тысяч подписей?

Но в администрации президента, похоже, решили отбросить все восточные тонкости и действовать весомо, грубо, зримо. В отсутствие Кажегельдина Медеуский суд приговорил его еще к одному штрафу – на этот раз за неуважение к суду. Шансы экс-премьера вступить в предвыборную гонку приблизились к нулю.

В Вашингтоне вновь почуяли неладное. Западная пресса стала представлять Назарбаева этаким азиатским царьком, стремящимся любыми средствами обеспечить себе победу на выборах, а в перспективе – и пожизненное правление. Международные правозащитные организации обратились к руководству Казахстана с призывом обеспечить справедливые выборы.

Обман №3

17 ноября Назарбаев предпринимает новый обманный маневр. Беседуя в Актюбинске с иностранными журналистами, он заявил, что хочет видеть Кажегельдина своим соперником. С рыцарским благородством он намерен сам посодействовать экс-премьеру – обратиться в Верховный суд с просьбой отменить решение Медеуского суда.

В прессе эта благая весть преподносится как сенсация: Назарбаев снова стал демократом! Стремясь усилить пропагандистский эффект, пресс-служба президента 18 ноября выступает со специальным заявлением. В нем говорится:

“Обращение Н.Назарбаева в Верховный суд продиктовано прежде всего приверженностью политике либерализации общества, всесторонней демократизации его жизни… Президент республики заинтересован в альтернативности, открытости и состязательности предстоящих выборов.”

Но стихли восторги, и все присутствующие поняли, что обращение Назарбаева – не более, чем предвыборная риторика. Время шло, до конца срока регистрации осталась неделя. Прибывший в Казахстан Кажегельдин прямо сказал, что не рассчитывает на милость властей и возможность регистрации.

И тогда вице-президент Альберт Гор решил действовать без обиняков. 23 ноября он позвонил президенту Казахстана и в неформальной беседе еще раз напомнил Назарбаеву о его обязательствах. В ответ президент РК дал еще одно обещание: разберусь и сделаю все, что могу, чтобы Кажегельдин участвовал.

Может, и хотел Назарбаев “возвысить степь, не унижая Гора”, да не получилось. На следущий день после их беседы, 24 ноября, Верховный Суд Казахстана вынес окончательное, не подлежащее обжалованию решение: отказать в удовлетворении жалобы Кажегельдина на действия Центризбиркома.

Вот тогда-то американцы поняли, что их, грубо говоря, одурачили. Такое к себе отношение официальный Вашингтон не прощает. 25 ноября представитель Госдепартамента Джеймс Рубин заявил об “угрозе демократии в огромном центральноазиатском государстве”.

А 3 декабря назарбаевской модели демократии вынес свой приговор департамент ОБСЕ.

По мнению экспертов, Нурсултан Абишевич, еще вчера с почестями принимаемый “в лучших домах Лондона”, за последние два месяца заработал на Западе репутацию “казахского Лукашенко”. Еще немного и им будут пугать маленьких детей, жестокости назарбаевского режима станут излюбленной темой респектабельных СМИ (уже становятся, но пока что авторы сохраняют оттенок недоумения).

В итоге Казахстан попадет в списки “политически неблагонадежных” стран, где нарушаются права человека, отсутствует демократия, а законность подменяется революционной целесообразностью. Вкладывать капиталы в такое государство чрезвычайно рискованно, инвестора здесь на каждом шагу поджидают сюрпризы - от внезапной смены правил игры и расторжения контрактов с национализацией уже произведенных инвестиций до дворцового переворота.

Центральноазиатский бюллетень”, 6 декабря, №15.

TNVP