Эрик ЖУНУСОВ, Берик КЕНЕСОВ
Неоконченная монетарная "пьеса"
(Продолжение. Начало в № 19)
О том, что роль главного банка страны в формировании и проведении в жизнь экономической стратегии гораздо менее важна по сравнению, например, с Минфином, говорят и материалы совместного заседания палат парламента перед началом летних каникул законодательного органа.
В выступлении главы государства на этом заседании банковская тема практически не затрагивалась, за исключением фразы о том, что "все банки, кроме Национального банка, постепенно должны перейти в частные руки". Основное внимание руководства страны было обращено на бюджетные дела и Минфин, что также подтверждает факт относительно низкого влияния Нацбанка и его денежно-кредитной политики на ситуацию в стране.
Характерно, что в ходе выступления президент Казахстана признал, что общий мировой кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии, затронул и Казахстан. Правда, при этом он уделил главное внимание проблеме снижения мировых цен на экспортируемые Казахстаном товары и совершенно не затронул тему спекуляций на фондовых рынках и устойчивости национальной валюты под давлением международных спекулянтов. Это еще раз подтверждает, что фондовый рынок в нашей стране практически отсутствует, а валютный рынок закрыт для международных финансистов. В сравнении с Россией в этом плане наша страна, безусловно, не только не претендует на роль лидера рыночных реформ в СНГ, но и выглядит довольно архаично - вполне в духе советских времен, когда банковское и финансовое хозяйства были закрыты и от налогоплательщиков, и от финансовых кругов мира. Таким образом, вопреки бодрым заявлениям руководства НБК последних лет, Казахстан практически не продвигался в развитии фондового и валютного рынков в сторону их открытости миру и прозрачности операций на них. Тем не менее и эта закрытость в сочетании с недоразвитостью не уберегли нашу страну от влияния азиатского кризиса.
Полагая, видимо, что кредитно-денежная политика Казахстана находится под достаточно жестким контролем политического руководства страны (однажды президент обронил характерную фразу о том, что курс тенге к доллару может быть установлен достаточно произвольно), глава государства сосредоточился на основных проблемах бюджетных поступлений и расходов. По тем цифрам, которые он привел в выступлении, можно косвенно оценить и ту нагрузку, которая неизбежно ляжет на банковскую систему Казахстана, которая, как уже выяснила "ДН", активно обслуживает финансовые нужды правительства.
Наибольшую тревогу вызывают доходы от приватизации, которых было заложено в бюджет на Т45 млрд. "Надо постараться, чтобы их получить, - заявил Нурсултан Назарбаев, - иначе будет трудно". Поставлена цель сократить заимствование на Т7,5 млрд. Самая главная задача на текущии год - сохранить в нормальном состоянии финансовую систему", что как раз и вызывает наибольшее сомнение - ведь при этом Нацбанку отводится роль пассивного статиста. Одной же балансировки доходов и расходов бюджета для управления финансовой системой страны с рыночной экономикой явно недостаточно. Не очень понятной осталась и позиция по бюджету 1999 года, основные параметры которого "в течение трех с половиной часов" докладывали главе государства г-да Павлов, Мынбаев и Джандосов. Пока известно, что президент "сказал, чтобы в 1999 году было не более 4,5 процента" дефицита бюджета (на этот год предел определен в 5,5%). От приватизации в 1999 году предполагается получить Т42 млрд (2% от ВВП).
В следующем году наступает "самый пик" объема обслуживания государственных долгов, подчеркнул президент страны. В настоящее время долги государства составляют примерно 18% от ВВП. Хотя руководство страны намерено недопустить сползания Казахстана в долговую "яму" где-то в районе 50% от ВВП, пока еще не ясно, как оно намерено добиваться прогресса в финансовой сфере исключительно фискальными методами и какова будет истинная роль Нацбанка в уже начавшейся битве за экономическое выживание страны.
Продолжение следует
"Деловая неделя", 24 июля 1998 года, № 28 (306)