"Деловая неделя", 3 июля 1998 года, № 26 (304)
Бизнесмены в политике: надо нам, ребята, жизнь красивую прожить
(Продолжение. Начало в № 6)
ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ капитализм Казахстана, появление на свет которого мы констатировали в предыдущем номере, видимо, не будет повторять известных ошибок российских коллег и тратить время на сугубо внутренние разборки с применением динамита, снайперов и СМИ.
Молодые казахстанские олигархи, если судить по самым последним публикациям в прессе, на данный момент объединились в едином порыве для достижения, как минимум, двух целей - установления контроля над местными СМИ и устранения из экономики бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, его сторонников и контролируемых им коммерческих структур. При этом, безусловно, формально ими движут сами лучшие побуждения, которые наверняка подаются в лучшем свете и "наверх".
Несколько слов о первой цели. Контроль над СМИ страны, хозяевами которых становятся крупнейшие коммерческие структуры Казахстана, опирающиеся на своих выдвиженцев в правительстве, дело в принципе неплохое, с точки зрения властей. Во-первых, переход в руки" национального капитала ведущих СМИ позволяет минимизировать зарубежное влияние в этой отрасли на ход политических процессов в Казахстане и заметно снизить "наездной" накал тех изданий, которые ранее контролировались иными издателями. Во-вторых, это позволяет соблюсти определенные требования демократического характера, в рамках которых закрытие газет, лишение лицензий телеканалов и иной административный нажим на СМИ не очень-то приветствуется и не улучшает имиджа властей. В-третьих, растущая концентрация национального капитала в СМИ делает их как бы визитной карточкой сугубо казахстанского капитализма - юного, агрессивного, высокоинтеллектуального и вместе с тем лояльного к властям. При всех плюсах такого процесса в сфере СМИ власти вместе с тем должны отдавать себе ясный отчет в том, что истинные политические цели "младотюрков" до сих неизвестны никому, если они вообще существуют. В любом случае главное для вчерашних бизнесменов - это максимальные привилегии для контролируемых ими холдингов с целью получения максимальной же прибыли. Это выглядит вполне естественно, но только не в том случае, когда речь идет о деловых интересах конкретных членов правительства. Представим себе, например, что президент США Клинтон приглашает в свое правительство Билла Гейтса (Microsoft), Марка Адриассена (Netscape) и других представителей быстрорастущих американских компаний, которым не хватает жизненного пространства на рынке, мешают конкуренты, антимонопольный комитет и тому подобное. Для хозяина Белого дома это было бы актом политического самоубийства, и поэтому интересы деловых людей в Вашингтоне обслуживают лоббисты, но не правительство (хотя в конечном итоге интересы бизнеса ему небезразличны - ведь это тоже избиратели). В Казахстане складывается иная модель политико-экономического поведения, и никто не сможет убедить избирателей в том, что молодые министры не лоббируют интересы своих холдингов и компаний. В этом смысле демократическому имиджу нашей страны нанесен определенный ущерб.
Вернемся к неясным пока политическим целям "младотюрков". Пока они демонстрируют полную лояльность главе государства и тщательно избегают каких-либо политических устремлений и намерений. Однако фактически дело обстоит следующим образом: молодые разваливают - старшие берут ответственность на себя. За примером далеко ходить не надо - достаточно вспомнить печальный опыт упраздненной Семипалатинской области. Весь груз ошибок тогдашнего акима области Галымжана Жакиянова, приведших к развалу экономики этого края и упразднению области, взяли на себя тогдашний премьер-министр Акежан Кажегельдин (он подписал письмо-основание на имя президента, в котором обосновывалось решение об упразднении этой и других областей) и глава
государства, подписавший соответствующий указ об изменении административно-территориального деления страны. С приходом во власть молодых министров вдруг начали останавливаться крупнейшие предприятия страны, с таким трудом возвращенные к жизни во многом благодаря личному участию президента Казахстана в привлечении иностранных инвесторов на эти объекты, десятки тысяч людей вновь оказались без работы. Вполне вероятно, что и на этот раз груз ответственности возьмут на себя не молодые министры, а президент и премьер-министр - для избирателей это единственные фигуры, с которых они могут реально что-то требовать, - депутаты от электората оторвались давно и, похоже, навсегда.В результате получается, что не очень умелое руководство молодых во власти бьет не по ним (избиратели понимают, что молодежи свойственно ошибаться), а по тем, кто привел молодых на государственные посты. Поскольку ошибки эти совершаются молодыми выдвиженцами почти на регулярной основе, некоторые скептики углядывают за этим некую исправно функционирующую систему, упорно бьющую по имиджу главы государства. Представим теперь, что в эту систему в результате скупки ряда СМИ национальным капиталом органично встраиваются пресса и телевидение, и мы можем вполне легко спрогнозировать подсознательное настроение электората в 2000 году в отношении уже известного на сегодня кандидата на пост президента страны.
Теперь можно уделить некоторое внимание и второй цели "младотюрков" - устранению из экономики структур, лояльных к бывшему премьер-министру Казахстана. Процесс этот виден даже непосвященным, и его органическим завершением становится мощная атака подконтрольных "младотюркам" СМИ теперь уже на личность Акежана Кажегельдина (точнее, на его состояние). Непосвященным понятно также, что речь идет и о борьбе за влияние на главу государства, который, по информации "ДН", продолжает внимательно прислушиваться к мнению пережившего флебит экс-премьера. Поскольку пока в активе рыночных реформ бывшего премьера единственным заметным пятном остается передача предприятий в управление инофирмам (фондовый рынок не состоялся, а приватизация остановлена), естественно было ожидать от его противников удара именно по этому пятну. Не исключено, что остановка "Соколовки" из-за неожиданного правительственного решения была инспирирована именно с этой целью, как и информация о деятельности иностранных спецслужб в хромовой, железорудной и алюминиевой отраслях, где позиции иностранных управленцев, ведомых Александром Машкевичем, были особенно сильны. Кстати, наблюдатели обратили внимание и на то, что особенно сильный удар наносится как раз по тем управленцам, которые выделялись в ходе референдума 1995 года особенно активной поддержкой стратегического руководства страны на привлечение иностранных инвесторов. Неудивительно, что авторство во всех этих акциях те же наблюдатели отводят исключительно национальному капиталу и именно той его части, которая принадлежит "младотюркам". Последние явно стремятся к тому, чтобы стать единственной опорой главы государства в бизнесе, однако, как известно
даже школьникам, в таком случае вся конструкция становится минимально устойчивой.(Продолжение следует)
Евгения ЛЕНСКАЯ, Темир МАНСУРОВ