Евгения ЛЕНСКАЯ, Темир МАНСУРОВ
Бизнесмены в политике: надо нам, ребята, жизнь красивую прожить
(Продолжение. Начало в № 6)
ДАЛЬНЕЙШЕЕ развитие событий вокруг отдельных представителей молодой казахстанской олигархии во власти показало справедливость мнения "ДН" о том, что в целом позиции "младотюрков" пошатнулись.
Суровая критика в адрес молодых бизнесменов-чиновников раздалась из уст главы государства - по всей видимости, выданные им авансы ожиданий быстрых и прогрессивных реформ в исполнении "детей асфальта" себя не окупили. После расширенного заседания Совета безопасности под председательством президента страны у отдельных представителей СМИ появилось ощущение, что речь идет о чем-то большем, нежели о простой критике. Возможно, это было вызвано заголовками, под которыми казахстанский официоз опубликовал материалы заседания СБ: " Президент объявил войну коррупции",
"Речь идет о доверии к власти". Поскольку на заседании в числе обвиненных в злоупотреблениях высших должностных лиц активно фигурировала персона министра транспорта и коммуникаций Еркина Калиева (он совершил 39 вылетов из Алматы в Астану и обратно за счет авиакомпании "Эйр Казахстан ), то тень развязавшейся воины с коррупцией ощутимо легла на "младотюрков". Правда, министру относительно повезло, поскольку его дело передали на рассмотрение Высшего дисциплинарного совета, а других любителей бесплатных перелетов освободили от работы здесь же.В порядке справедливости отметим, что до сих пор непонятно, почему все же руководство компании "Эйр Казахстан" позволяло упомянутым на заседании чиновникам летать бесплатно и по какой причине авиаторы не были наказаны вместе с высокопоставленными "зайцами" - ведь в конечном итоге владельцем авиакомпании является государство и убыток понесло именно оно. Наверное, к этой теме руководство страны вернется попозже - как только представится случай навести порядок в воздухе.
Такой прогноз имеет под собой основание - ведь в обращении Нурсултана Назарбаева к гражданам республики говорится буквально следующее: "Сферу государственных финансов, банковскую систему, связь и телекоммуникации, энергетику и транспорт я поставлю под жесткий президентский и общественный контроль". Внимательные читатели президентских текстов сразу же обратили внимание, что перечисленные им отрасли казахстанской экономики контролируются явно или скрытно представителями "младотюрков", причем помимо собственно выходцев из бизнеса (г-д Калиева, Аблязова и других) под "государево око" попали теперь и представители молодежной бюрократии (г-да Джандосов, Мынбаев и Дамитов в первую очередь, поскольку именно это трио отвечает сейчас за финансы и банковскую систему).
В этот же день по воле судьбы на авансцене президентской критики и журналистского интереса вновь оказался Галымжан Жакиянов, аким Павлодарской области. Хотя информация СМИ о диалогах между президентом и акимом в разных изданиях подавалась по-разному в зависимости от степени их лояльности к г-ну Жакиянову, общая констатация ситуации в области была одинаковой - положение дел в некогда передовой области оставляет желать лучшего. Буквально через несколько дней после заседания правительства (оно состоялось также 10 июля) была полностью остановлена крупнейшая в республике Экибастузская ГРЭС-1. Если бы это произошло до заседания, то судьба акима была бы непредсказуемой, хотя и без этого он был удостоен главой государства (по информации "Каравана") титула "уничтожителя сельского хозяйства. На заседании также представителем департамента приватизации (?!) со ссылкой на жалобы инвесторов (?!!!) г-ну Жакиянову было предъявлено обвинение во вмешательстве в предпринимательскую деятельность. Изречение главы государства по этому поводу достойно повторного упоминания в прессе (цитируем по "Каравану"): "Ты же не даешь вмешиваться в свою семейную жизнь... Все контракты должны исполняться". Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Продолжение следует
"Деловая неделя", 24 июля 1998 года, № 28 (306)