Фредерико Пенья, министр энергетики США
"Мы все в большей степени зависим от импорта нефти"
Г-н Пенья выступил в комитете палаты представителей по международным отношениям конгресса США. Текст выступления подготовлен USIS.
...ПОЛИТИКА Соединенных Штатов в области разработки энергоресурсов Каспийского моря проводится с учетом интересов других стран Средней Азии и Кавказа, а также соседних государств и региональных держав, которые могут послужить рынками для добываемых в Каспийском море энергоресурсов или предоставить свою территорию для транзитной транспортировки этих энергоресурсов на экспорт. Весь этот регион, который, как известно, обладает огромным энергетическим потенциалом, таит в себе большие возможности в качестве торгового и транспортного коридора между Европой и Азией.
Политика США в отношении Каспийского региона сформулирована в недавно опубликованной администрацией Комплексной национальной стратегии в области энергетики (КНСЭ), где поставлены ясные и реалистичные цели, достижение которых обеспечит Америку недорогими, чистыми и безопасными источниками энергии в XXI веке. В рамках КНСЭ поставлены следующие цели: 1) повышение эффективности всей системы энергообеспечения; 2) предупреждение срывов в энергообеспечении; 3) развитие таких методов производства и потребления энергии, которые соответствовали бы нормам, установленным нами в сфере здравоохранения и охраны окружающей среды; 4) дальнейшее расширение номенклатуры энергоресурсов и 5) развитие международного сотрудничества в вопросах глобальной энергетики.
Политика, проводимая нами в области разработки энергоресурсов Каспийского региона, имеет конкретное отношение к двум целям, поставленным в рамках КНСЭ: она направлена на предупреждение срывов в энергообеспечении и на развитие международного сотрудничества в вопросах глобальной энергетики. Обе эти цели отражают нашу позицию, которая состоит в том, что создание разнообразных, стабильных и надежных источников энергии имеет важное значение для поддержания нашей национальной безопасности и для дальнейшего развития глобальной экономики. Мы все в большей степени зависим от импорта нефти, с точки зрения удовлетворения наших энергетических потребностей, в настоящее время мы импортируем 50 процентов всей потребляемой нами нефти, а к 2010 г. доля этого импорта, как ожидается, возрастет до 60 процентов. И хотя сегодня крупнейшими поставщиками нефти в
США являются Венесуэла и Мексика, значительный процент импортируемой нами нефти по-прежнему поступает из района Персидского залива.Те из нас, кто помнит длинные очереди на бензоколонках и экономическую стагнацию, которые имели место во время срывов в энергообеспечении в 70-х годах, хотели бы сделать так, чтобы наша экономика больше никогда не стала заложником нехватки энергоресурсов. Мы можем принять меры против срывов в энергообеспечении в будущем путем диверсификации наших и мировых источников нефти.
С точки зрения разнообразия источников нефти, важнейшее значение имеет международное сотрудничество. По прогнозам управления информации в области энергетики, общемировое потребление нефти будет в среднем расти на 2 процента в год и в 2005 г. составит 87 миллионов баррелей в день, а в 2015 г. мир будет потреблять 104 миллиона баррелей в день. Ожидается, что к 2015 г. общемировое потребление энергии увеличится на 55 процентов по сравнению с 1995 г. Интенсивная конкурентная борьба за немногочисленные источники
энергии диктует необходимость международного сотрудничества на высоком уровне с тем, чтобы общемировой спрос на энергоносители мог удовлетворяться в стабильных рыночных условиях.В ЧЕМ СОСТОИТ НАША ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КАСПИЙСКОМУ РЕГИОНУ?
Энергетика занимает важное место в политике, проводимой Соединенными Штатами в Каспийском регионе. Мы ставим перед собой цель помочь развитию стабильных демократических государств с рыночной экономикой и таких экономических условий в регионе, которые способствовали бы производству энергоресурсов в Каспийском регионе и их экспорту на мировые рынки. Наша политика в этом регионе основана на трех ключевых принципах: 1) повышение уровня надежности в вопросах обеспечения энергоресурсами; 2) решение геостратегических задач и 3) развитие коммерческих возможностей. Позволю себе остановиться на каждом из них в отдельности.
Повышение уровня надежности в вопросах обеспечения энергоресурсами. Энергоресурсы Каспийского региона будут иметь важное значение в ближайшем десятилетии: поставка каспийских энергоресурсов на глобальные рынки сегодня составляет важную часть нашего уравнения в области обеспечения нашей страны надежными источниками энергии. По имеющимся оценкам, разведанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют от 15 до
20 миллиардов баррелей, что сравнимо с запасами Северного моря. Возможно, что неразведанными остаются еще 163 миллиарда баррелей, а это составляет примерно четверть всех нефтяных запасов Ближнего Востока.И хотя оценки имеющихся в регионе запасов нефти и газа отличаются друг от друга в широком диапазоне, Каспийский регион тем не менее является потенциальным источником крупнейших в мире запасов еще не добытых энергоресурсов. Наверное, Каспийский регион по своим запасам никогда не сможет составить конкуренцию странам Персидского залива, однако добыча энергоресурсов в этом регионе может иметь важные последствия с точки зрения увеличения мировых запасов и диверсификации мировых источников энергии. Когда на энергетический рынок выходят новые игроки, это способствует повышению конкуренции, прозрачности и повышает чуткость к рыночной конъюнктуре, а все это, в свою очередь, является предпосылкой развития эффективного и отлаженного мирового рынка энергоресурсов.
Геостратегические задачи. Быстрая разработка энергоресурсов этого региона и развитие торговых связей являются важнейшими предпосылками независимости, экономического процветания, демократии и стабильности во всех странах Средней Азии и Кавказа. Правительство США концентрирует свои усилия на поддержке проекта сооружения ряда трубопроводов и диверсифицированных инфраструктур, что поможет вывести эти страны на глобальный рынок, ускорить развитие регионального сотрудничества, которое необходимо для установления мира и стабильности, и обеспечить страны региона альтернативными запасами энергии и экспортными маршрутами для транспортировки энергоресурсов.
Коммерческие возможности. Мы продолжаем оказывать поддержку деятельности энергетических компаний США в области мировой торговли и инвестиций; подобные инвестиции могут сыграть ключевую роль в разблокировании энергоресурсов Каспийского региона и принесут выгоды в виде укрепления региональной стабильности и экономического благосостояния, а также в виде вклада в развитие нашей собственной экономики.
Технологии, применяемые американскими компаниями, пока находятся вне конкуренции, при этом наши компании используют самые высокие экологические стандарты и методы защиты окружающей среды; участие этих компаний в разработке энергоресурсов Каспийского региона обеспечит желаемый
баланс между максимальным объемом производства и требованиями по защите окружающей среды.ПОЛИТИКА США В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ: СТРАТЕГИЯ УСПЕХА
Осенью прошлого года я по поручению президента возглавил делегацию, посетившую пять столиц государств Каспийского региона. Администрация до сих пор пользуется результатами нашей поездки при реализации своих инициатив в бассейне Каспийского моря, и, кроме того, эти результаты являются большим подспорьем для нас в работе с лидерами ключевых стран региона и с представителями частного сектора.
Мы сформулировали пять широких задач, связанных с Каспийским регионом, решение которых станет вкладом в нашу общую политику, направленную на содействие разработке энергоресурсов Каспийского региона и развитию экспорта этих энергоресурсов: 1) обеспечить надежность глобальных поставок энергоресурсов так, чтобы это в полной мере отвечало стратегическим и экономическим интересам Соединенных Штатов, а также интересам наших региональных партнеров; 2) содействовать экономическому развитию, укреплению политической самостоятельности и усилению демократизации стран региона; 3) оказывать поддержку американским компаниям в их попытках ускорить разработку энергоресурсов региона; 4) развивать надежные и жизнеспособные альтернативы экспорта добываемых в регионе энергоресурсов, что, в частности, предполагает прокладку транзитных трубопроводов в обход территории Ирана; 5) обеспечить соблюдение экологических норм в процессе разработки энергоресурсов.
Варианты стратегических решений этих широко сформулированных задач связаны с сооружением ряда экспортных трубопроводов для транспортировки энергоресурсов Каспийского региона вдоль коридора восток - запад, что создаст потенциал для экспорта добываемого в регионе газа, для разработки коммерчески жизнеспособных инфраструктурных проектов и для развития регионального сотрудничества.
Сооружение ряда трубопроводов, в частности, вдоль коридора восток - запад. Сооруженные при нашей поддержке несколько трубопроводов позволят в большей степени обеспечивать коммерческие интересы компаний, действующих в государствах Каспийского региона, а также самих этих государств; сооружение нескольких трубопроводов для транспортировки нефти и газа на международные рынки позволит избежать чрезмерной зависимости от конкурентов в области транзитной транспортировки энергоресурсов. Кроме того, сооружение нескольких трубопроводов для энергоресурсов Каспийского региона послужит скорее диверсификации, чем концентрации мировых источников энергии, поскольку снизит нашу зависимость от энергоресурсов, добываемых в районе Персидского залива.
Администрация выступает за создание "энергетического коридора восток - запад", который связал бы страны региона с Западом. Наша инициатива в поддержку такого коридора, в принципе, предусматривает прокладку транскаспийских нефте- и газотрубопроводов по дну Каспийского моря между странами, расположенными на восточном побережье - Казахстаном и Туркменистаном, со странами, расположенными на западном берегу, начиная с Азербайджана, столица которого Баку находится
на берегу Каспийского моря. Оба трубопровода пересекут территорию Грузии. Нефтепровод пойдет к средиземноморскому порту Джейхан, а газопровод будет обслуживать расширяющийся газовый рынок Турции.Сооружение нефте- и газопроводов вдоль этого коридора обеспечит прочную связь между этими странами, поскольку станет стимулом и условием развития регионального сотрудничества на самых разных уровнях. Коридор восток - запад принесет выгоды странам Средней Азии и Кавказа, а также Турции, поскольку это позволит им пополнять свои запасы твердой валюты и обеспечивать связь между восточным и западным побережьями Каспийского моря. Помимо того, что этот коридор будет включать в себя транспортные маршруты, ведущие в Азию, он также послужит коммерческим интересам России, поскольку российские товары и услуги получат более широкий доступ на рынки, предоставляющие большие возможности.
Существование коридора восток - запад также снизит экологические риски, связанные с повышением объема перевозок нефти через Босфорский пролив. Сегодня через Босфорский пролив ежегодно проходит около 4000 танкеров с сырой нефтью и нефтепродуктами на борту, а в Босфорском проливе, длина которого составляет 17 миль, существует четыре поворота на 45 градусов, причем на одном таком участке ширина пролива сужается до 700 метров. Резкое увеличение числа аварий и перспектива увеличения объема перевозок через пролив за счет каспийской нефти заставили Турцию в 1993 г. предложить новые правила безопасности, которые были утверждены Международной морской организацией (ММО). Мы разделяем экологические опасения Турции по поводу увеличения объема транспортных перевозок через Босфорский пролив. Мы также выступаем за введение более эффективной системы слежения за навигацией в проливе.
У нас также есть серьезные сомнения по поводу любого предложения об увеличении объемов перевозок нефти через Ормузский пролив или увеличении числа нефтеналивных судов, проходящих через Турецкий пролив. Нас не только беспокоит возможный срыв в поставках нефти, который может иметь место в
результате аварий судов в Босфорском проливе, но мы также полагаем, что было бы неосторожно создать еще одно узкое место в Босфорском проливе наряду с тем, которое уже существует в районе Персидского залива.Мы по-прежнему готовы поддержать любое разумное и коммерчески жизнеспособное решение транспортной проблемы, которое отвечало бы интересам США. Мы поддерживаем Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в рамках которого предусматривается сооружение транспортного маршрута из Казахстана в российский порт Новороссийск на берегу Черного моря и двух нефтепроводов из Баку (Азербайджан) в черноморские порты Грузии и России. Мы также поддерживаем усилия частного сектора, результатом которых может стать сооружение нефте- и газопроводов из Туркменистана в Пакистан и Индию через территорию Афганистана.
Развитие возможностей для экспорта газа из стран региона. Наряду с тем, что в настоящий момент много внимания и сил уделяется проектам, связанным с нефтепроводами, сооружение трубопроводов для транспортировки природного газа имеет не менее важное значение для региона. Туркменистан сталкивается с финансовыми трудностями, потому что не имеет возможности экспортировать добываемый им природный газ. У Узбекистана есть возможности для увеличения экспорта газа; и Казахстан, и Азербайджан уже в следующем десятилетии смогут экспортировать излишки добываемого природного газа.
(Окончание в след номере
)"Деловая неделя", 3 июля 1998 года, № 26 (304)