О
. ОДЕКОВ"Наступление на Каспий опережает мероприятия по его защите"
-считает академик Академии наук Туркменистана, доктор геолого-минералогических наук, профессор геологии и геофизики Одек Акчаевич ОДЕКОВ. В февральском номере газеты "Нейтральный Туркменистан" известный в Туркмении ученый высказал уверенность, что проблема сохранения экологического равновесия Каспийского моря по своей важности не менее серьезная, чем определение статуса этого уникального природного бассейна. В газетной публикации туркменский ученый предложил, как снизить нефтяное загрязнение моря, тем самым избежав экологической катастрофы. С этими интересными предложениями мы и знакомим наших читателей.
КАТАСТРОФУ НУЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ
Если бы спросили мое мнение об освоении морских шельфовых и морских нефтяных и газовых месторождений Каспийского моря, то я однозначно ответил бы, что во имя сохранения моря и избежания экологической катастрофы с этим делом надо повременить. Ведь резкое увеличение нефтедобычи обязательно значительно повысит уровень загрязнения моря.
Наше восточное побережье считается самым чистым на Каспии. Но на многих участках, где раньше проводились бурение, сейсморазведка, а также там, где повышение уровня моря вызвало подтопление нефтебаз и нефтепроводов, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов (ПДК) превышена в 1,5-2 раза. Думаю,
что еще хуже обстоят дела у наших соседей, где активно осваиваются морские месторождения.Альтернатива морским разработкам есть практически на всех берегах моря. Немало перспективных месторождений нефти и газа на суше в Азербайджане, Туркменистане, России, Казахстане: Тенгизское, Астраханское, Котурдепинское и т.д. Несколько меньше в Иране. Правда, на суше требуются большие капиталовложения, поэтому для всех более привлекательными оказались фактически нетронутые морские месторождения углеводородного сырья,
запасы которого на шельфах и на море оцениваются в 12 миллиардов тонн условного топлива. Отработанная технология морской добычи, транспортировки делает эту нефть, если можно так выразиться, очень "легкой" и выгодной.Именно поэтому на берегах Каспия начался настоящий нефтяной бум. Такого нашествия крупнейших в мире нефтяных компаний со всех уголков земли не было ни на одном месторождении "черного золота" даже в открытых морях, скажем, в Мексиканском заливе или на Северном море, где связь с океанами смягчает экологическую нагрузку.
А здесь будет усугубляться обстановка тем, что начинается крупномасштабное освоение месторождения в небольшом, в общем-то, внутреннем водоеме. Добыча нефти и газа начинается почти одновременно всеми прикаспийскими государствами. Причем общую добычу сырья предполагается довести в ближайшие годы до 70 - 80 миллионов тонн в год, что в десятки раз больше, чем сейчас. То есть во столько же раз должно возрасти загрязнение Каспия нефтепродуктами. Даже на наших чистых берегах увеличение предельно допустимых концентраций (ПДК) можно ожидать в 15 - 20 раз, а возможно, и того больше.
В этих условиях экологическая катастрофа на Каспии не только возможна, но, если к ней не подготовиться серьезно, неизбежна. Приведу известный хрестоматийный пример: в Северном море и Северной Атлантике от нефтяного загрязнения при транспортировке в мировой океан попадает 0,1 процента перевозимого и идущего по нефтепроводам топлива. По подсчетам специалистов, в этих регионах только от загрязнения нефтепродуктами гибнет от 150 до 450 тысяч птиц в год.
Сегодня многие из компаний, добывающих нефть в северных морях, начинают работу на Каспии с теми же новейшими технологиями. Если провести аналогию с северными морями, то при добыче в 70 - 80 миллионов тонн в год и загрязнении в 0,1 процента в Каспий может попадать 700 - 800 тысяч тонн нефти. В такой ситуации в водоеме жизнь прекратится очень скоро. На Каспии зимует куда больше птиц со всех уголков земли, чем в северных морях, и гибнуть их будет больше. Да и осетровых в Каспии 80 процентов мировых запасов, и они также могут быстро исчезнуть, хотя я уверен, что прибыль от лова и реализации осетровых не уступит нефтяным прибылям от разработки месторождений.
Впрочем, по мнению ученых, экологическая ситуация во многих регионах Каспия близка к катастрофической уже сегодня. Постоянно усугубляется она подъемом уровня моря, затоплением, засолением, опустыниванием берегов. Окончательную точку в этом могут поставить интенсивные разработки. Причем экологическая катастрофа Каспия может быть пострашнее Аральской, последствия которой испытывали на себе даже европейские государства. Каспийская же может коснуться еще более далеких регионов мира, если мы по-прежнему не будем извлекать уроков из старых ошибок нерадивого хозяйствования. Скажем, перекрытие пролива Кара-богазгол стоило приблизительно 500 тысяч долларов, открытие его через двенадцать лет - нескольких миллионов долларов. А ущерб от интенсивного наступления моря на берега оценивается в 40 миллиардов долларов. Это и разрушение городов,
поселков, подтопление предприятий, сельхозугодий, дорог, линий электропередачи, нефтепроводов, защита новых нефтяных месторождений на берегах и т.д. Пыльные бури, заносившие соли высохшего Карабогазгола, были и в Африке, и в Азии, и в Европе.Ученые, люди различных профессий, общественные организации, в том числе и международные, выражают беспокойство экологической обстановкой на Каспии. Под эгидой ЮНДП (ООН) по программе развития ПРООН прошли три конференции по Каспию в г. Туркменбаши (бывший Красноводск)
, Турции и недавно в Казахстане. На последней из них началась подготовка к разработке мировой каспийской экологической программы, такой же, какая подготовлена по Черному морю. Время торопит, и потому уже в начале будущего года представители пяти государств и ООН вновь соберутся, будут подготовлены экологические отчеты по регионам. В Туркменистане также готовятся проекты единых правил разработки нефтяных и газовых месторождений, в которых особое внимание будет уделено экологии. Словом, кое-что делается в этом направлении, но, наверное, недостаточно, так как наступление на Каспий опережает мероприятия по его защите.(Окончание следует).
"Азия-экономика и жизнь", июль 1998 года, № 25 (153)