Юрий КИРИНИЦИЯНОВ
Не спешите нас защищать...
Так есть ли дискриминация русских в Казахстане?
Молниеносный визит Нурсултана Назарбаева в Москву признан весьма успешным как в России, так и в Казахстане. Главные итоги - деликатно распутанный двумя президентами каспийский узел, подписание декларации о вечной дружбе, протокол об урегулировании финансовых проблем. Итоги внушительны: "неразделенный" Каспий сковывал нефтяную активность обеих стран, декларация отныне открывает стратегическую перспективу, а урегулирование финансовых споров поможет разгрести "завалы "ив остальных экономических сферах.
Визит Назарбаева в российскую столицу, таким образом, будет еще долго оставаться в поле зрения политологов и политиков, представителей средств массовой информации и простых граждан. Это событие долго не потеряет своей актуальности еще и потому, что ответный визит не за горами. Хочется надеяться, что к сентябрю Россия обуздает кризис, и никто не помешает ее президенту заскочить на денек-другой в Алматы.
Редакция газеты "Ковчег", учитывая интерес читателей к теме российско-казахстанских отношений, предоставила слово собственному корреспонденту "Российской газеты " в Казахстане Юрию КИРИНИЦИЯНОВУ.
Скажем сразу: далеко не со всеми доводами и рассуждениями журналиста можно согласиться. Но в любом случае они показались нам интересными...
Россия: "особая" позиция премьера
Российская газета "Известия", одна из самых авторитетных и читаемых на постсоветском пространстве, озадачила заголовком "Москва заступилась за русских в Казахстане". Казахстанские журналисты, сопровождающие в поездке своего президента, диву давались: они "ничего такого" не заметили и не услышали. Был, правда, традиционный вопрос о положении русских в Казахстане - его задал корреспондент "Интерфакса". Но он отнюдь не смутил высокого гостя. Нурсултан Назарбаев с отеческой улыбкой объяснил представителю московского агентства: нет другой страны на территории бывшего СССР, где бы 70 процентов школ обучали своих детей на русском языке, где бы высокие государственные должности занимали представители некоренной национальности, а 80 процентов средств массовой информации - русскоязычные...
Тогда в чем сенсация? А вот в чем. Известинцы сообщили читателям о выступлении российского премьера в "особом" ключе. Оказывается, у Сергея Владиленовича свои собственные цифры и факты: русских "вымывают" из управленческих структур, уменьшается их доля в народонаселении - с 1992 года 1,3 миллиона русских выбрали добровольную эмиграцию. Несмотря на то, что русские по-прежнему составляют более одной трети граждан Казахстана, с 1997 года действует закон, в котором названы профессии, для которых требуется знание казахского. Сокращается эфирное время российских каналов, а местные радиостанции сводят до минимума передачи на русском...
Думается, Нурсултану Назарбаеву эти рассуждения не принесли никакого удовольствия. Виктор Степанович был не в пример сдержаннее.
Но как бы ни относиться к молодому председателю российского правительства, тем не менее игнорировать эти замечания наш Президент не мог. В российской табели о рангах Кириенко - "человек № 2". Поэтому стороны признали, что исполнительным органам следует вплотную заняться "русским" вопросом в Казахстане. А в декларации о вечной дружбе появились такие благородные слова: "обеспечивать своим гражданам независимо от этнической принадлежности равные права и свободы без каких-то ограничений".
Примечательно, что все алматинские газеты, в том числе и старейшая русскоязычная "Казправда", сделали вид, что ничего не произошло. А правильно ли это?
Как говорил один телевизионный ведущий, не страдающий отсутствием "энтузиазма":
"Давайте спорить...". Считаю, что правы оба - и Президент Казахстана, и российский премьер. Каждый по-своему. И не правы одновременно. Но проблема российско-казахстанских отношений насколько болезненна, настолько и многогранна, и обширна. Каждый из оппонентов (во всяком случае, таким увидела диалог московская пресса) волен выбирать свой угол зрения... Не пытаясь "встать на цыпочки", я все же хочу заметить: и президент, и премьер несвободны - уже хотя бы по своей должности. Мне же об этом судить легче: я хоть и работаю сейчас в правительственной газете России, многое вижу иначе, не так, как из Москвы. Возможно потому, что родился, всю жизнь прожил в Казахстане и в канун своего пятидесятилетия уезжать не собираюсь...
Да, очереди у российского посольства по-прежнему долгие и безнадежные, да, эмиграция не прекращается. Хотя пик ее пройден, я думаю, что она будет продолжаться достаточно долго, может быть два-три десятилетия...
Призрачно все
Казахстанские власти лукавят, когда говорят: русские спасаются от экономических трудностей. Это где легко - в Кемерово, кипящем от раскаленных шахтерских страстей? Или, может быть, в Орле, где издеваются над вынужденными переселенцами и обворовывают их? Знают ли об этих фактах кандидаты в россияне? Конечно же, знают. И все равно едут в Россию. Почему?
Самый расхожий довод: у наших детей в Казахстане нет будущего. С трибун об этом, конечно, не говорят, но на кухнях судачат вовсю. Многое обижает, но прежде всего - настойчивая страсть переписывать историю...
...На презентацию Астаны, куда всех аккредитованных в Казахстане журналистов привезли в спецвагоне, меня не было. Может, просто забыли пригласить. А может, как раз не забыли. Пару месяцев назад я побывал в этом городе и, наверное, запомнился "некорректными" вопросами. Памятник Ленину убрали - это понятно. Борьба с тоталитарным прошлым. Но кому помешал трактор "Кировец" на постаменте, стоявший на окраине города? Отсюда уезжали в поле молодые ребята после вручения им комсомольских тракторов. Здесь любили встречаться ветераны-первоцелинники. И не только "коренной" национальности. Да боже мой, кто тогда делился на "коренных" и "некоренных"? Я говорил чиновникам из городской администрации: Камшат Доненбаева, Нургабыл Малгаждаров - это что, пришлые люди? А Жансултан Демеев, не шибко грамотный, но удивительно чистый душой, вырастивший на хлебном поле двух отличных пацанов, - он что, с соседней России был "заслан"? Или он свою Золотую Звезду выпросил, выменял в соседней России?
Молчат, посмеиваются. Дескать, ваши представления устарели. У нас теперь другая история, национальная, ханы да батыры. Хотя, мне кажется, в жилах первоцелинников текла как раз-таки богатырская кровь. И эти люди - тоже часть истории суверенного государства.
Одно не отменяет другое. Опять категорически "или-или" вместо мудрого соединительного союза "и"... А мы ведь это все уже проходили.
Может, случайная оплошность? Боюсь, нет. Это государственная политика. Читаю статью А. Кекилбаева в "Казахстанской правде" под многообещающим заголовком "Отечественная история - источник духовного возрождения". Автор - не просто уважаемый литературный мэтр, но и государственный секретарь, главный идеолог страны.
Так вот, в программе возрождения Казахстана, которую А. Кекилбаев огласил на расширенной сессии общего собрания ученых Министерства науки - Академии наук, русским и России отведено до обидного мало места. О России дореволюционной сказано лишь то, что она "нуждалась в рамках сбыта и источниках сырья, а также неэквивалентном экономическом обмене". Если перевести слово "неэквивалентный" с языка ученого на нормальный, это означает: русские поселенцы обжуливали наивных степняков. Наверное, и так случалось. Но и степняки, наверное, тоже были не промах. Не стоит принижать достоинства своих предков. Рынок - он все ставит на свои места. Хоть сегодня, хоть сто лет назад. Если, к примеру, за барана давали пуд зерна, так это и была его настоящая цена...
Очередной пассаж известного писателя и вовсе ставит в тупик. Оказывается, в советское время "национальное сознание деформировалось и угасало". Я не сторонник сталинщины, упаси Боже. Но как-то неловко напоминать, что стены академии наук Казахстана, где он имел честь выступать, еще помнят Куаныша Сатпаева, воспитанного "тоталитарным" режимом. Да и сама академия создана была по приказу проклятой "империи", с помощью российских ученых.
Институты и театры, библиотеки и школы, журналы и газеты на казахском языке - все это "угасание"?
Если бы подобные откровения я прочитал на страницах "Казахской правды", которую выпускает национал-озабоченный А. Аимбетов, - одно дело. Но тут ведь литератор, выразитель дум и чаяний народных!
Я согласен с Абишем Кекилбаевым: опасны стереотипы о том, что до появления европейцев Казахстан был экономически неосвоенной, политически никем не закрепленной территорией. Это, конечно, неправда.
Но вот так, одним махом разворачивать ось истории? Казахстан создавали не только казахи. Возьмите генерала Колпаковского, господа, который обустраивал Верный. Арыки, проложенные генералом, журчат до сих пор, как бы подтверждая мудрую казахскую поговорку "Су агады - тас калады". (Вода уходит, камни остаются). И как бы оказался кстати в южной столице памятник рачительному и умелому генералу...
Беда русских - не только дураки и дороги. Это еще и беспамятство. Никто не скажет "Джон, не помнящий родства". Такое говорят только про Ивана. Зачем же казахам повторять ошибки соседей?
Между тем, перечисляя предстоящие праздники и грядущие юбилеи, А. Кекилбаев упомянул лишь казахские фамилии. Что, разве русские не жили на этой земле? Или уже не живут? Живут. И они должны сделать для себя нелегкий выбор: уехать или остаться...
Я полагаю, что нам всем, кто собрался остаться, необходимо набраться мудрости и терпения. Казахстан - молодое государство. Хотим мы или не хотим, это Азия со своим менталитетом. Демократические ростки пока вялые и блеклые. Развитая демократия предполагает неукоснительное соблюдение интересов национальных меньшинств. Это процесс долгий. До того, как афроамериканцам в США стали давать квоты в университетах и выбирать мэрами, их нещадно лупили полицейскими дубинками и сжигали на ку-клукс-клановских кострах.
Искушение властью
У нас совсем другая история. Вот почему необходимо совершенно спокойно относиться к тому, что нас "вымывают" из управленческих структур. Среди членов Кабинета Министров русскоязычных трое, среди 17 акимов - только двое. Так и должно быть в государстве, которое только что обрело независимость. (Кстати, то же самое происходит в ЮАР, в Зимбабве, так было в Индии и Пакистане полвека назад...).
Помните строчку из мудрого Окуджавы: "Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть"... Нынешний казахский истэблишмент сейчас только по-настоящему распробовал этот острый пьянящий вкус - вкус власти. Ну и ладно. Пройдут годы, десятилетия, может быть. Подрастут дети - казахи и русские, уйгуры и татары, которые с детского сада знают русский, казахский и английский. Вот они и обустроят по-настоящему наш Казахстан, наш общий дом.
Мне, к примеру, кажется весьма спорным тезис молодого российского премьера о телеканалах. Конечно, государство пытается регулировать языковую политику. И в его требовании 50х50 (т. е. половина вещания на русском, половина - на казахском) нет ничего драконовского...
Но, мне думается, суть дела не в этом. Главное - деньги. Сумело же ОРТ договориться с Казахстаном о рекламе. Пожалуйста, каждый день в 22.00 я сажусь у телевизора, чтобы послушать вести с исторической родины. Никто эту телекомпанию не притесняет, наверное, потому, что в рекламные ролики россиян вмонтированы казахстанские сигареты и "сары-агашская" вода. Сочетание "OPT - Казахстан" стало привычным.
Кстати, о ТВ. Если уж говорить откровенно, плохая Россия "заступница". Смотрю теленовости с тихой грустью. В Москве стучат касками, в Кузбассе лежат на рельсах, в Партизанске грозят уйти в партизаны...
Не до нас тебе, Россия-матушка. Своих детей защити и прокорми. Говорю об этом с болью великой, но без всякого желания быть "защищенным"...
"Ковчег", 16 июля 1998 года, № 28 (158)