Александр БОВИН

Азиатские мотивы

Россия - страна, несомненно, европейская. По своему происхождению, по традиционной религии, по своей культуре. Но большая часть России расположена в Азии. По той простой причине, что расширялась Россия в основном на восток, "прирастала" землей азиатской. Поэтому географически мы - и азиатская страна. А поскольку география неотделима от политики и экономики, Россия является крупнейшей евразийской державой. Отсюда вывод - и наша внешняя политика, и наша политика внутренняя должны быть в значительной мере ориентированы в сторону Азии.

Такие вот мысли приходят в голову, когда думаешь о недавней встрече на берегу Иссык-Куля президентов Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Еще в марте они подписали в Ташкенте договор "О вечной дружбе между Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном". Теперь четыре президента объявили о создании новой региональной организации - "Центрально-азиатского экономического сообщества" (ЦАЭС). Сам по себе этот факт вполне закономерен и естествен. Он находится в русле одной из главных тенденций мирового развития, которая характеризуется формированием различных союзов, групп, организаций, объединяющих государства с близкими экономическими интересами.

Для нас, россиян, появление экономического сообщества в Центральной Азии - хороший повод поразмышлять на тему. "Что мы для Азии и что Азия для нас". Точнее, выделить в этой необъятной, почти философской темы несколько более приземленных политических направлений.

Первое. Желательно как-то сопоставить, соотнести образование ЦАЭС с интеграционными (дезинтеграционными?) процессами в СНГ. По-видимому, России, если она продолжает всерьез относиться к СНГ, выгодно, чтобы центральноазиатские государства рассматривали свою экономическую группировку не как путь, ведущий в сторону от СНГ, а как базу для включения в более широкое интеграционное движение. Но выгодно ли это указанным государствам? Ответ во многом зависит от места и роли России на центральноазиатском экономическом пространстве. Пока Россия теряет позиции В перспективе, если так будет и впредь, мы можем потерять Центральную Азию. Что явится для нас геополитической катастрофой.

Второе Центральная Азия расположена в зоне действия мощного геополитического и геоэкономического магнита - Китая. Для стран данного региона Китай - это огромный рынок, источник инвестиций и товаров, важный политический партнер. Вряд ли актуален вопрос о конкурентной борьбе между Россией и Китаем за Центральную Азию Но если мы хотим иметь прочные позиции в центральноазиатском регионе (как и во всей Азии, да и во всем мире), мы должны иметь гарантированно хорошие отношения с нашим китайским соседом. В этой связи на меня несколько странное впечатление произвел визит С. В. Кириенко в Пекин. Визит был краток до неприличия. Себя показать и людей посмотреть? Возможен и такой вариант. Но, может быть, стоило тщательнее просчитать все плюсы и минусы блицвизита. Ведь Китай все-таки азиатская страна. И нам было бы полезно поискать более оптимальное соотношение своей европейской стремительности с азиатской основательностью, неторопливостью китайцев.

Третье. И самое, на мой взгляд, главное. Мы входим в XXI век, - а, говорят, он будет веком Азиатско-Тихоокеанской цивилизации, которая идет на смену цивилизации Евро-Атлантической, - мы входим в этот век с огромными неосвоенными, необжитыми землями в азиатской части России. И пока такое положение сохраняется, нам трудно ожидать, что наши азиатские соседи - и молодые "тигры", и старые - будут воспринимать нас как равного партнера. Сглаживание асимметрии между Россией до Урала и Россией за Уралом, освоение Сибири, освоение Дальнего Востока - важнейшие российские проекты на первую половину наступающего века. Решение этой грандиозной задачи может быть облегчено и ускорено сотрудничеством с Китаем, Японией, государствами Центральной Азии. Но основная тяжесть ляжет на Россию. Учитывая нынешний опыт, на федеральные программы надежда слабая. Пока, по крайней мере. Помочь могут - и как раз саммит в Чолпон-Ате напоминает об этом - интеграционные процессы, образование региональных групп в азиатской части Российской Федерации. Функция федерального центра - снять преграды на пути экономической инициативы, экономического взаимодействия регионов. На уровне регионов живее, продуктивнее может быть и сотрудничество с зарубежными соседями. Некоторый опыт по этой части накапливается, например, в "треугольнике" Сахалин - Аляска - Хоккайдо Возможны и другие геометрические фигуры.

Разумеется, на встрече "четырех" обсуждались не только проблемы экономического взаимодействия. Президентов беспокоят обстановка в Афганистане, ядерные амбиции Индии и Пакистана, распространение исламского религиозного фанатизма, наркобизнес, терроризм. Так сказать, типовая повестка дня. Но мне хотелось, отталкиваясь от материалов встречи, обратить внимание на вопросы долговременного, стратегического характера, имеющие значение для России как евразийской державы.

"Известия", 21 июля 1998 года, № 132 (25232)

TNKR