Эрик НУРШИН
Шаг влево, шаг вправо...
Закон "О национальной безопасности" противоречит Конституции
Новоиспеченный Закон "О национальной безопасности Республики Казахстан" вогнал меня в шоковое состояние: фактически и юридически попрание Конституции вступило в законную силу.
"Конституция национальной безопасности"
В худших традициях сталинских времен можно говорить о том. что закон № 233-1 ЗРК, подписанный 26 июня 1998 года в Астане Н.Назарбаевым, а затем опубликованный в прессе, поставлен над Конституцией РК, став таким образом "Конституцией национальной безопасности". Давайте пройдемся по его статьям.
Начинается Закон "О национальной безопасности" драконовским вступлением: "Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства".
В то время как Конституция Республики Казахстана утверждает иное:
Статья 1. "I.Высшими ценностями <государства> являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются:... решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами...".
Как вы заметили, основополагающая статья 1 Конституции РК перечеркивается грозным законом.
Возьмем для примера пункт 6 статьи 5 Закона "О национальной безопасности": "Политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни".
Настоящий юридический казус напрочь переворачивает с ног на голову самую суть Конституции РК, где говорится, точнее НЕ говорится, ни слова о "политическом экстремизме" (а наоборот, политическое многообразие допускается) и ни слова - о "разжигании...". Вместо однозначно карающего принципа Закона "О национальной безопасности" Конституция РК содержит ТОЛЬКО гарантирующие, защитительные функции: "Статья 14... 2.Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам".
Больше трех не собираться!
Пункт 7 статьи 5 ("Угрозы национальной безопасности Республики Казахстан") фактически возводит в ранг угрозы, как это ни дико, саму Конституцию РК! Хотя бы в отдельной ее части.
Оказывается, "угрозами национальной безопасности РК являются:... обострение социально-политической ситуации, выражающееся в... несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках".
Недовольство масс происходит, что подтверждается в последнее время, по причине продажности, коррумпированности отдельных чиновников. От этого - и голод, и разруха, и кризис, и инфляция. Вот почему Конституция закрепила право граждан на защиту своих интересов от непомерно расплодившегося элитного ворья: "Статья 32. Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
Теперь же это все полностью запрещено! Более того, собрания становятся несанкционированными. Ужас всей ситуации состоит в том, что под собранием власти вольны квалифицировать и двух, и трех, и более человек. Причем независимо от места "сбора".
Значит, больше трех не собираться! И это еще не все.
Цензура отныне не запрещена, а разрешена!
Конституция РК непреложно, в высшем законодательном порядке закрепляет следующее положение:
"Статья 20.
1.Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается". Однако "де-факто" и "де-юре" данный основополагающий конституционный принцип тоже отменен. Прессу заткнули путем... " национальной системы защиты информации". Статья 22 Закона "О национальной безопасности" фактически ликвидировала Закон "О печати и других средствах массовой информации". И делается это буквально двумя "выстрелами", как говорится: один - в сердце; другой, контрольный, - в голову. В сердце журналиста "бьет" ст.22 часть 5 пункт 3: "Запрещается: ... разглашение служебной и иной информации, связанной с интересами государства". Нет, чтобы после "служебной" запретить разглашение "секретной, сов. секретной и государственной важности информации", так законники во главе с президентом вообще запрещают "разглашать" нам какую- либо информацию, ибо, сами понимаете, что теперь чиновник будет САМ трактовать, какая информация "связана с интересами государства". Никто не сможет оспорить, что тем самым в нарушение Конституции и Закона "О печати..." в Казахстане снова введена ЦЕНЗУРА.
Цитирую Закон "О национальной безопасности":
"Статья 22. Обеспечение информационной безопасности...
6.Уполномоченным государственным органом по представлению Генерального прокурора Республики Казахстан приостанавливается деятельность средств массовой информации, подрывающих национальную безопасность".
Что это, простите, за "уполномоченный государственный орган"? Почему бы не написать просто - суд?
Напомним, что ст.13 ("Приостановление и прекращение выпуска или издания средства массовой информации") Закона РК "О печати..." гласит; "Приостановление выпуска или издания средства массовой информации возможно по решению учредителя или суда".
Между прочим, и в этом случае Закон "О национальной безопасности" ПРОТИВОРЕЧИТ Закону "О печати..." Это мое утверждение зиждется на ст.6 Закона "О печати": "Законодательство о печати и других средствах массовой информации состоит из настоящего закона ("О печати...") и других законодательных актов, НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИХ настоящему Закону".
Снова появились "невыездные"
В уже упомянутой мною статье 22 совершенно антидемократического, Закона "О национальной безопасности" мы читаем буквально слово в слово советский дубль: "5.Запрещается: 1) в течение пяти лет выезд на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан лиц, имевших в силу должностного положения доступ к сведениям, составляющим государственные секреты".
А что такое, господа, "государственные секреты"? Ведь данная категория должна быть одним из основных понятий настоящего Закона. И однако ст. 1 Закона не включает в основные понятия "государственные секреты". Тем самым нарушена основополагающая норма Конституции РК - защита прав человека и гражданина, поскольку "государственные секреты" подпадают под неопределенную категорию. А это предоставляет неограниченные возможности для чиновничьего беспредела. Ставя каждого гражданина в разряд потенциально невыездного, мы снова превращаемся в "тюрьму народов за железным занавесом". Что, впрочем, свойственно буквально всему "новому" закону.
Как сказал один политический деятель: "Демократия - это когда к вам ночью стучат, а вы думаете, что пришел почтальон".
Последние события заставляют думать, что до ночных почтальонов нам еще далеко. Опять далеко...
"XXI
век", 17 июля 1998 года, № 19