“Деловая неделя”, 26 июня 1998 года, № 25 (303)
Материя и идеалы
(Продолжение. Начало в № IO)
НЕМАЛО серьезных академических диспутов и житейских пересудов было вокруг внезапного решения нашего правительства о переносе столицы из Алматы в город Акмолу (теперь Астану). Одни наблюдатели оценивали этот событие как пустую трату народных денег, другие - как обдуманный, взвешенный политический шаг, направленный на решение сразу нескольких общегосударственных и личных интересов. В частности, считают аналитики, стремительность происходящей передислокации государственных органов связана с желанием успеть получить политические дивиденды накануне приближающихся выборов. Теперь сторонники
и противники настоящего государственного курса назовут строительство новой столицы едва ли не самым важным "поступком'' властей.Действительно, новая столица стала для казахстанцев самым значимым и ощутимым политическим изменением за последние несколько лет. Никакое другое событие не может сравниться с переносом политического и административного центра республики ни по агитационно- пропагандистской поддержке, ни по материальным затратам. Однако история, как говорится, все расставит по своим местам, и лишь по прошествии нескольких десятилетий можно будет судить о реальной пользе переноса.
Мировая история знает немало случаев изменения месторасположений столиц. Причем частота смены "прописки" главного города находится в прямой зависимости не только от континентального местонахождения государства, но также и от степени его экономического и демократического развития.
По данным ученых, наиболее часто столицы переезжают в странах Африканского и Азиатского континентов. При этом большей стабильностью отличаются столицы крупных государств, как, например, Каир, Алжир, Антананариву, Пекин, Токио и др. В то же время "черная" Африка более интенсивно меняет свои столицы. Только в нынешнем столетии более 30 государств материка изменили свои государственно-административные центры. Причин переезда столиц было множество. К объективным относится желание новообразованных государств обрести столицу - символ независимости страны. Обычно в качестве политических центров выбирали населенные пункты, которые бы отвечали нескольким главным требованиям. В их числе: хороший климат, расположенность в центре государства, наличие свободных площадей для застройки, доступное водообеспечение транспортная инфраструктура и другие.
Вместе с тем большое значение в судьбе столиц играют и личные желания глав государств. Такой оказалась судьба одной из нескольких столиц государства Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой кости), в котором столицами побывали Гран-Басана, Бинжервиль, Абиджа и Ямуссукро. Прежде Ямуссукро была ничем не примечательной небольшой деревней
, расположенной в двухстах километрах от побережья Атлантики. Единственным достоинством этого населенного пункта стало то, что в ней некогда родился президент государства Уфуэ Буаньи. По этой самой причине новая столица Берега Слоновой кости получила мощную финансовую и политическую подпитку.Сейчас этот город способен поразить воображение многих видавших виды туристов. Неизгладимое впечатление производят прекрасные, сделанные из стекла и бетона жилые и административные здания, аэропорт, отели и шоссе. Главная улица столицы Ямуссукро протянулась на 16 км и рассчитана на автомобильное движение в 8 рядов. Рассказывают, что ширина этой магистрали больше, чем ширина Елисейских полей в Париже. Примечательно, что размеры построек и роскошь не соответствуют потребностям столицы. По магистрали проезжают одиночные машины, а в аэропорту принимают один самолет в сутки.
Также непостоянством отличаются местоположения столиц азиатских государств. Последним примером переноса столицы является решение правительства Шри-Ланки о переносе государственно-административного центра из города Коломбо в р-н Кот- те. Имя новой столицы - Шри-Джаяварденапура. О переезде столицы подумывают и японцы. Однако, согласно их подсчетам, строительство нового государственного центра заняло бы около
20 лет и потребовало немалых финансовых затрат. Вследствие этого, несмотря на огромные проблемы мегаполиса Токио, жители Страны восходящего солнца пока еще раздумывают о целесообразности переноса столицы.Наибольшая устойчивость характерна для стран с развитой экономикой. В первую очередь, это касается стран старой Европы. Здесь многие столицы выполняют свои функции на протяжении нескольких веков. Редким исключением из этого списка стала новая столица Германии Берлин. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на благополучие и стабильность этой страны, немцы решили осуществлять перенос столицы из Бонна постепенно. Возможно, переезд государственного аппарата затянется на несколько лет.
Безусловно, говорить о достигнутом социально-экономическом эффекте, извлеченном странами, осуществившими перенос столиц, можно не всегда. Тем более что окончательная передача столичных функций зачастую задерживается из-за больших расходов на обустройство этих городов, отсутствия необходимых коммуникаций, нежелания иностранных посольств переезжать и т. д. Вместе с тем перенос функций из одного адмииистративно-политического центра в другой все же происходит. И вызвано это прежде всего тем, что переезд столиц мира обусловлен в большей степени не объективными причинами, а субъективными решениями отдельных личностей.
Героев рождает вера в героическое Бенджамин Дизраэли
ОБЩЕСТВЕННАЯ память имеет странную особенность. Как правило, о том или ином политике помнят по одному, реже нескольким, поступкам. Именно эта избирательность памяти либо помогает актеру политической сцены, либо окончательно ставит крест на его карьере.
Еще ни один человек из выходивших на сценические подмостки политического оjлимпа не стремился играть перед своим народом отрицательную роль. Все политики, начиная от мелкого чиновника из провинциального городка и заканчивая сильными мира сего - президентами, премьер-министрами и генеральными секретарями правящих партий - старательно штудируют науку о том, как нужно выглядеть (а если получится - быть на самом деле) хорошим
и честным в делах и личной жизни. На крайний случай - хотя бы с дальнего рассмотрения.Причем старо как мир и то, что быть хорошим и честным для политика означает обещать своему народу спокойствие и крепкое благополучие. И никто и ничто не могут изменить законы политического жанра, даже если каждый человек будет знать и помнить, что политика - это лишь серьезная игра, в которой много много правды, но еще больше политических ритуалов и условностей.
Бесконечная преданность своему народу и служение ему - сфера моделирования актером-политиком своего сценического образа, на Западе это называется имиджем. Да, не во всем Запад отличается от Востока, и вовсе нисколько мы не разные. И в Америке, и в России, и в Занзибаре мы, народ, с детской наивностью смотрим на выходящих под яркий, до ослепления свет юпитеров и софитов и внемлем их знаменитому: "Я поведу вас туда, где молодость весела и безоблачна, где зрелость интересна и полна огромных возможностей, где старость светла и безбедна". И там, в странах со зрелым и даже загнивающим капитализмом, и здесь - у нас, политический деятель стремится заставить поверить людей в сказку, которую почему-то способен сделать былью только он - новый добрый волшебник.
Написана же сказка сухим и неинтересным языком на белых страницах предвыборных программ того или иного кандидата, претендующего на значимую роль в политическом спектакле или в программах действий правительства и даже всего государства. Вспомним новейшую историю и знаменитые программы действий. Подобно древним грекам, каждый программный документ одного кандидата, одной партии, одного правительства и государства содержит первооснову. Помните, знаменитый алейрон Демокрита, любовь к воде Фалеса, идею и мир идей Платона? И как похоже звучит - кукуруза Никиты Хрущева, коллективизация, индустриализация, борьба с врагами народа товарища Сталина, перестройка г-на Горбачева. Да, воистину, все в жизни повторяется. И нет в этом мире ничего нового, как любил говаривать тоже древний Зенон.
Кажется, что знаменитые слова Евклисиаста "все суета сует"являются на сегодняшний день самыми актуальными. И вновь мы - электорат - голосуем за "новый курс" политика, который, в свою очередь, обещает нам новый порядок, сотворенный совершенно новыми методами. Политик снова и в очередной раз предлагает хорошую жизнь, если мы Посадим кукурузу в. северных широтах; перестроим то, что давно уже разрушено с его помощью; поставим кухарку у штурвала государственного корабля; перестанем курить и будем обливаться в холодных квартирах водой такой же температуры; менять названия населенных пунктов с прежних на еще более прежние, а затем на те, что более благозвучны; отмечать 555-ю годовщину со дня рождения великого человека; презентовать новые старые самолеты, города и столицы.
И даже если ясно, что все эти действия субъектов политической игры направлены на то, чтобы продемонстрировать миру, народу и себе, что все идет в нужном направлении к
всеобщему благоденствию и покою, игра не перестает оставаться зрелищной и острой. Попробуй политик остановись и поживи просто так, без проектов максимальных ( зависит от личных властных притязаний) масштабов, фантастических затрат и демонстрации собственной значимости, величия и энергии - и электорат уже не его. Избирают другого Томазу Кампанеллу, который снова и снова рисует в необыкновенных по свой яркости и образности "город солнца", где все счастливы и живут хорошо. Ради достижения этой прекрасной жизни можно потерпеть не только год, но и пожертвовать целой жизнью, лишь бы он - коммунизм, социализм, благополучный капитализм - наступил. 70 лет XX века од ноя шестая часть земной суши лелеяла подобную заветную мечту, которая разлетелась в один момент, когда пришел другой "Томазо" и стал мазок за мазком накладывать новые краски на картину под другим названием.
Однако вкусы у народа непостоянны. И едва успев сделать выводы, что художник был бесталанным, люди бросились к другой веселой сказочной картинке о здоровых и богатых людях с белозубой улыбкой, которые подобно барсу будут осторожно строить счастье свое и своих близких. И тогда, далеким вечером, в половине девятого, счастливый и удовлетворенный прожитым и нажитым старик расскажет своим внукам о том, как нелегко строить "город солнца".
А пока, вернувшись в серую действительность, люди будут стремиться к этому. И даже хорошо, что пока не видно никаких изменений, значит, готовим силы к наступлению, к стремительному рывку. Тем более, оказывается, что силы у народа ecть - ведь строим же мы города, готовим своих детей к новой жизни, учим их лучшим западным образцам непосредственно там, где садятся солнце, нам верят и дают деньги для строительства будущего государства всеобщего благоденствия. И хорошо, что память человеческая избирательна, - на сей раз мы снова запомним, что идем семимильными шагами к светлому и прекрасному далеко.
Продолжение следует