“Деловая неделя”, 26 июня 1998 года, № 25 (303)
Хватка снежного барса
(Продолжение. Начало в № 6)
Выступление руководителя КНБ Казахстана Альнура Мусаева в парламенте 22 июня подтвердило некоторые догадки "ДН" в отношении истинных причин перестановок крупных фигур в составе управленцев на крупнейших металлургических предприятиях страны.
"НАСТУПИТ ВРЕМЯ - САМ ПОЙМЕШЬ, НАВЕРНОЕ" "Г-н Мусаев вполне откровенно заявил депутатам, что, по данным его ведомства, в Казахстане действуют "установленные иностранные разведчики и агенты" под прикрытием представительств отдельных зарубежных фирм и компаний. Выявлены также попытки иностранных разведок воздействовать на процесс развития сырьевого рынка Казахстана, а также препятствовать заключению выгодных для нас договоров. Если бы дело ограничилось только этой информацией, то все было бы не очень интересно для прессы. Однако шеф КНБ сделал журналистам бесценный подарок своим заявлением о том,
что в его ведомстве есть материалы о влиянии иностранных разведок на ход передачи под иностранное управление объектов хромовой, алюминиевой и железорудной отраслей промышленности Казахстана. Тема металлического братства, которую "ДН" освещает уже на протяжении нескольких лет, оказалась, таким образом, вполне успешно реанимированной, а в активный журналистский оборот вновь возвращаются такие экзотически загадочные фигуры, как Дэвид Рубен, Акежан Кажегельдин, братья Черные, Александр Машкевич и многие другие юридические и физические лица, включая и такие "неформальные" объединения, как русская, узбекская и иные мафии.Со своей стороны, редакция хотела бы отметить, что последний перерыв в освещении этой темы в нынешнем году был связан с тем, что судебное разбирательство между британской компанией Trans World Group и ее бывшими партнерами в СНГ, ныне представляемыми фирмой "Kazakhstan Mineral Resources Corporation" (KMRC, хотя западные СМ И чаще используют термин "группа Шодиева"), достигло своего апогея, и по этой причине нам не хотелось быть обвиненными в давлении на правосудие. После упомянутого заявления официальных властей страны мы полагаем, что любые подозрения в давлении на судебное разбирательство будут теперь излишними и необоснованными.
Напомним читателям, что в одном из материалов "ДН" в этом году мы проводили разбор публикации наших коллег из журнала "Business Week". Тогда же "ДН" обратила внимание читателей на то, что все этапы крушения империи TWG в Казахстане по времени очень точно совпали со временем шумной кампании против спецслужб в СМИ бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина и его последующей отставкой в связи с флебитом. В свою очередь, казахстанские спецслужбы в лице КНБ тогда в долгу не остались (КНБ уже руководил г-н Мусаев) и довольно доходчиво объяснили журналистам и общественности, в чем состоит разница между "топтуном" (сотрудником службы наружного наблюдения, каковым являлся в свое время г-н Кажегельдин) и матерым зарубежным агентом советского КГБ, коим наш бывший премьер никогда не являлся, хотя намекал на это.
В упомянутом материале Business Week уделил внимание и Александру Машкевичу - "титану, финансисту и стоику", который, по его собственной версии, стал добровольным защитником интересов казахстанского правительства на металлургических объектах и помог нам избавиться от ига TWG. Нужно отмстить, что за время самостоятельной работы в Казахстане после развода с TWG компания KMRC, или группа Шодиева, интересы которой представляет г-н Машкевич, добилась удручающих результатов - остановилось производство на АО ССГПО, в тяжелом положении оказались алюминиевые предприятия Павлодарской области. Некоторые скептики иронизируют, что всему виной чрезмерно возросший интерес группы Шодиева к казахстанским СМИ, ряд которых, по неофициальным данным, финансируется сегодня этой группой. В отношении г-на Машкевича, вопреки его известным глобалистским амбициям
, американский журнал дал довольно неожиданную для солидного издания резкую характеристику, которую мы предпочли привести дословное "А local businessman, who worked with Trans-World but has defected to the government's camp" ("местный бизнесмен, который работал с Trans World, но перебежал в правительственный лагерь"). Упоминает журнал и очень важные обвинения со стороны TWG в адрес г-на Машкевича в фальсификации документов, в которых якобы Александр Антонович и некоторые его коллеги присвоили себе право представлять интересы TWG на собраниях акционеров. Насколько близко это обвинение к реальности - решать суду, но после заявления председателя КНБ о влиянии иностранных разведок на ход передачи под иностранное управление объектов тех самых отраслей, в которых г-н Машкевич активно работал сперва с TWG, а ныне в составе группы Шодиева, можно обоснованно заявить, что Александра Антоновича теперь явно коснулся луч славы великого Лоуренса Аравийского, британского разведчика. С нашей точки зрения, в таком сравнении нет никакой натяжки, поскольку в конечном итоге авторами нынешней пикантной ситуации являются британцы. Кстати, британская разведка всегда имела стратегические интересы в Центральной Азии, включая и Казахстан, а в Узбекистане до сих пор ходят анекдоты про невыплаченные до сих пор долги британского правительства местной агентуре Intelligence Service - предшественника нынешних британских спецслужб МI-5 и МI-6.Мы также обратили внимание читателей на синхронность акций металлической контрреволюции в России (TWG после отставки ее покровителей - г-д Сосковца, Коржакова и Барсукова - в буквальном смысле вышибли с предприятий, где позиции британцев были, в принципе, неуязвимы, - в Новолипецке, например, ключевую роль сыграл наш бывший земляк Владимир Лисин, обвинивший TWG в задолженности местному металлургическому комбинату $200 млн) и Казахстане, на шумную отставку премьер- министра Акежана Кажегельдина и его угрозы в адрес бывших коллег по КГБ рассказать нечто страшное. Тогда же "ДН" предположила, что разгром TWG учинили не просто власти, а очень хорошо подготовившиеся "конторы" Казахстана и России при поддержке очень влиятельных и информированных коллег на Западе. Последняя информация председателя казахстанского КНБ подтвердила, что наши спецслужбы действительно проработали этот вопрос весьма основательно и пока не собираются снимать его с контроля.
Тему шпионажа активно отрабатывала и российская пресса. Такую версию в числе других развивал "Коммсрсантъ-Daily", опубликовавший 10 февраля этого года статью "Русским алюминием торгует шпион". Шпионом, по информации депутатов Госдумы России, являлся как раз Дэвид Рубен, работавший на английскую разведку МИ-5 и другие западные спецслужбы. Депутаты, ведомые главой думского комитета по безопасности Виктором Илюхиным, утверждали также, что после начала распада империи TWG и выхода из нее ряда фирм и руководителей "в Москву в срочном порядке прибыла делегация высокопоставленных сотрудников МИ-5 и криминальной полиции Лондона". Однако выяснилось, что британцы привезли с собой не
наручники для партнеров TWG в СНГ, а информацию о том, что ничего противозаконного в деятельности компании не обнаружено.Наши российские коллеги активно отработали все версии связей Дэвида Рубена (главы TWG) с "русской организованной преступностью", которые, по данным британских спецслужб, осуществлялись через Льва Черного ( с ним г-н Машкевич, кстати, не раз "кушал плов" в Ташкенте - об этом он сам заявил в телеинтервью). Российские журналисты при этом ссылались на данные NCIS - Национальной службы уголовных расследований Великобритании. По ее сведениям. Лев Семенович Черный действительно родился в Узбекистане. Кстати, версия о том, что узбекская мафия или спецслужбы Узбекистана могут быть причастны к проникновению инофирм в стратегически важный сырьевой комплекс Казахстана, по странной причине осталась практически вне поля зрения россиян, хотя у "ДН" еще в 1996 году появились некоторые аргументы в пользу именно этой версии (мы расскажем о них несколько позже).
Чтобы ни писалось и ни говорилось, до сенсационного заявления председателя КНБ Казахстана вес действующие фигуры металлического братства оставались живы, здоровы и на свободе. Это означало, что у казахстанских, британских и российских спецслужб не было весомых доказательств для их ареста, а также и то, что всем удалось договориться. Теперь ситуация изменилась в принципе казахстанская сторона перешла в наступление. Снежный барс решил показать свои когти.
Продолжение следует