Люди бьются за металл
Интервью управляющего директора "Trans World Group" Алана Бехора "Российской газете"
Наша публикация в №18 от 7.05.98 г. дайджеста российской прессы по холдингу Транс уоррлд груп и интервью с его руководителем Д Рубеном вызвала оживленную реакцию. Многие с интересом ознакомилось с российскими реалиями существования компании, деятельность которой хорошо известна в Казахстане. Но некоторые, особенно наши коллеги, высказали недовольство: непатриотично, мол, упоминать о TWG, которая в ссоре с самим Александром Машкевичем. Мы с большим пиететом относимся к коммерческим успехам Александра Антоновича, но считаем, что пресса в демократическом государстве не может быть рупором одной фирмы, одной партии или одного удачливого бизнесмена. Наш заказчик - читатель. И он имеет право знать различные точки зрения о предмете своего интереса. Из-за морально-этических соображений мы ни разу не высказали собственного мнения о конфликте бывших компаньонов, ограничиваясь перепечаткой чужих статей и заявлений. Но сие не значит, что этого собственного мнения у нас нет. Мы считали и считаем: тяжба между "Транс уорлд груп" и "Казахстан минерал ресорсис" наносит непоправимый вред нашему государству, то есть каждому из нас. Поставив на ноги умирающие заводы хромовой и алюминиевой промышленности, создав законченные циклы производства, обеспечив рабочими местами тысячи специалистов и вдохнув жизнь в пустующие городки и поселки градообразующих предприятий, эти компании из
-за противостояния разрушают достигнутое, ставят под удар будущее перспективных отраслей казахстанской экономию. Совершенно ясно, что в одиночку держать на уровне предприятия (очевидно, не совсем справедливо завоеванные) КМР не в состоянии, а полноценной замены ТWG не видно - только разговоры и декларации. Значит, надо искать компромиссы. Сейчас мировой рынок металлов переживает не лучшие времена. Цены падают, конкуренция возрастает. Из-за судебных санкций, продлеваемых каждые три месяца, казахстанский феррохром вообще исчез из маркетинговых предложений, и его место быстро занимают другие производители. Судебные инстанции настаивают, чтобы TWG и КМР незамедлительно сели за стол переговоров. Об этом все чаще и резче заявляют правительственные чиновники. То же самое говорил на предыдущем совещании инвесторов Президент РК Нурсултан Назарбаев. Когда спорят две сильные группы бизнесменов, должны побеждать не они. Праздновать победу должен Здравый Смысл. Тогда победим и мы. Новое совещание инвесторов в Астане 5 июня должно подвести черту под враждой хроме - алюминиевых Монтекки и Капулетти: хоть одной проблемой у нас станет меньше.Похоже, британскому холдингу "Trans World Gro
up" удалось отбить мощную пропагандистскую атаку, обрушившуюся на него на протяжении последнего года. В марте Служба внешней разведки России заявила, что не располагает никакой информацией о сотрудничестве TWG с британскими спецслужбами при приватизации российской металлургии, а в начале мая французское информационное агентство Indigo Press. несколько месяцев назад распространившее слухи о связях TWG с криминальным миром, принесло холдингу официальные извинения, сославшись на недобросовестность конфиденциальных источников информации. Управляющий директор "Trans World Group" Алан Бехор, посетивший редакцию "Российской газеты", утверждает, что холдинг не собирается уходить из России, более того группа начинает новый виток активности в странах СНГ.- Господин Бехор, с чем вы связываете повышенный интерес к деятельности "Trans World Group" со стороны коммунистической фракции Госдумы? Как вы можете прокомментировать обвинения против вашей группы, с которыми выступил председатель Комитета по безопасности Виктор Илюхин?
Еще в начале 90-х годов, когда либеральные реформы в России только начинались, один русский друг сказал мне: "Безболезненной приватизация не будет. Как только первое поколение собственников оформит свои права на акции, из-за его спины выйдет следующее поколение, которое скажет, что, без нас поделили? И все начнется по-новой". Судя по всему, сегодня некоторые депутаты Госдумы выражают интересы структур, стремящихся к переделу собственности за гранью закона. Нельзя исключать, что для Виктора Илюхина попытка дискредитировать TWG тоже была элементом лоббистской схемы в интересах наших конкурентов на российском рынке. Но утверждать это я не буду, поскольку документальными доказательствами не располагаю. В принципе, нет ничего предосудительного в том, что депутаты занимаются лоббизмом. Просто это должно происходить в цивилизованных рамках, без
использования методологии сталинских времен, без огульных обвинений в шпионаже и вредительстве. Наверное, известную пользу может принести принятие российским парламентом специального закона о лоббизме.- Кто те конкуренты, которым вы приписываете организацию информационной атаки на "Trans World Group"
-Это те структуры, которые захотели потеснить нас с российского рынка нерыночными методами. Хочу напомнить, что в 1992-1993 гг. мы и дружественные нам компании приобрели в соответствии с российским законодательством о приватизации и программой приватизации значительные пакеты акций российских металлургических предприятий. А за истекшие 6 лет мы вложили в эти предприятия скола 1 млрд долларов - без ложной скромности могу сказать, что немногие иностранные инвесторы могут похвастаться такими инвестициями. Просто вослед нам пришли молодые банкиры, которым захотелось получить все, сразу и при минимальных затратах.
- Вы имеете в виду кого-то конкретно, скажем ОНЭКСИМ банк?
- Я не хотел бы называть конкретные структуры. Там паче, что мы готовы к конструктивному сотрудничеству с нашими конкурентами. Конкуренция вещь абсолютно нормальная, правильная и полезная, когда она ведется, повторяю, цивилизованными методами.
- Одни эксперты утверждают, что "Trans World Group' контролирует едва ли не всю металлургию в странах бывшего СССР. Другие настаивают, что холдинг находится на грани развала, исчерпав свои финансовые и технологические возможности. Где же истина?
- Я могу назвать предприятия в странах СНГ, на которых мы представляем интересы владельцев как небольших, так и крупных, но не контрольных пакетов акций. В России это Братский, Саянский и Красноярский алюминиевые заводы. Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, Новосибирский и Челябинский электродные заводы, Южноуральский криолитовый комбинат и другие. В Казахстане мы контролируем крупные пакеты акций Саколовско-Сарбайского производственного объединения, холдинга 'Казхром", Экибастузского угольного разреза. Павлодарского глинозёмного завода. У нас есть ряд производственных объектов за пределами СНГ. Общий же годовой оборот группы, в которую входят около 40 компаний, превышает 6 млрд долларов. Только одна головная компания холдинга - "Trans World Metals" - получила за 1996 г. свыше 200 млн долларов чистой прибыли, о чем имеется официальное заключение международного аудитора, компании "ВDO Binder" (копия аудиторского заключения имеется в редакции. РГ). За 6 лет сотрудничества с российскими металлургическими предприятиями мы помогли нашим партнерам преодолеть
кризис и стать лидерами в своих отраслях. Опровергнуть эти факты не в силах даже наши яростные оппоненты, поэтому им приходится пускаться во все тяжкие и делать из нас то английских шпионов, то партнеров в торговле коноплей.- Вы говорите, что благодаря "Trans World Group" российские металлургические предприятия вышли из кризиса? Каким же образом этого удалось добиться?
- За счет многих факторов, из которых я особо выделил бы три. Во-первых, в начале 90-х годов, когда предприятия остались без оборотных средств, а российские банки были еще слишком слабы финансово и предлагали только краткосрочные и к тому же заоблачно дорогие ресурсы, мы предоставили заводам дешевые оборотные средства. Эти средства позволили им ликвидировать задолженности по зарплате и налогам и начать думать о развитии. Во-вторых, мы начали поставлять российским металлургам сырье в кредит, что позволило предприятиям оптимизировать финансовые потоки, сэкономить деньги. И, наконец, мы открыли для российских металлургических гигантов новые международные рынки сбыта. Нельзя забывать, что кризис металлургии, а странах бывшего СССР в начале 90-х годов был в значительной мере обусловлен тем, что в одночасье оказался неплатежеспособным главный потребитель металлургической продукции ВПК. Присутствуя на мировом рынке металлов с 1977 г., мы сразу смогли обеспечить российским заводам новые каналы сбыта по выгодным для них ценам.
- После скандалов последних лет, в условиях ужесточения конкурентной борьбы в металлургической отрасли, не боитесь ли вы продолжать деятельность в России?
- Мы не боялись в 1992 г. стать одним из первых иностранных инвесторов, аккумулировавших сотни миллионов долларов для вложении в Россию. А тогда инвестиционная привлекательность Российской Федерации была куда ниже, чем сейчас. Так что сегодня бояться нам не пристало. Мы готовы в ближайшие 5 лет, если нам не будут мешать, инвестировать в Россию еще около миллиарда долларов. Готовы мы к работе и в других странах СНГ. В принципе, мы считаем, что идея СНГ имела до сих пор недостаточную экономическую мотивацию и потому в определенной степени буксует. Я думаю, приход в исполнительные структуры СНГ Бориса Березовского будет способствовать формированию реального "общего рынка" Содружества.
- В марте 1998 г. руководители "Trans World Group" заявили, что холдинг стремится к прямому финансовому партнерству с региональными администрациями. Что-то реальное в этом направление уже сделано?
- Мы считаем, что регионы объективно нуждаются в нашем финансовом, технологическом и маркетинговом потенциале. А мы как инвесторы крупнейших региональных предприятий в поддержке и доброй воле властей субъектов Российской Федерации. В марте нынешнего года наш дочерний банк Залогбанк предоставил кредит администрации Новосибирской области для покрытия наиболее острых задолженностей по зарплате и другим социальным выплатам. Такие схемы прорабатываются и в других регионах, но пока конкретные детали разглашать рано.
- В этой связи вопрос: какова ваша позиция в конфликте на Новосибирском электродном заводе?
- Нам принадлежит всего лишь 12% акций НовЭЗа, а государству более 50%. Поэтому государство и должно решить судьбу завода. Все будет в конечном итоге определяться тем, кто станет стратегическим инвестором после аукциона по продаже 36.6 % акций НовЭЗа, который, насколько мне известно, должен пройти в этом году. -"Trans World Group" в общественном мнении связывается исключительно с металлургией. Вы можете назвать другие отрасли, в которых у вашего холдинга также есть интересы?
- Это химическая промышленность, транспорт и перевалка грузов, инжиниринговые услуги. Одна из наших дочерних структур - компания "Ю-Би-Ти" - располагает крупным грузовым флотом, что, в частности, позволяет оптимизировать транспортные расходы тех российских производителен, а которыми мы сотрудничаем. Мы вложили значительные средства для создания специального металлургического" терминала в незамерзающем порту Ванино в Приморском крае - там мы тоже выступаем и инвесторами, и совладельцами. Наша компания "ИНТЕК инжиниринг" оказывала услуги в области технологического перевооружения и построения нового менеджмента российским алюминиевым гигантам. Наконец, в разных странах мира (но пока не в России) мы занимаемся недвижимостью.
- Как вы можете прокомментировать факт создания концерна "Союз металл-ресурс", который заявил, что собирается быть конкурентом 'Tra
ns World Group' на российском рынке?- О "Союз металл
-ресурсе" я не могу сказать ничего - ни хорошего, ни плохого. На мой взгляд, этой структуры в реальности не существует - ее создание лишь декларировано в пропагандистских целях несколькими частными лицами, за которыми в экономическом плане не стоит ничего существенного. А вообще, чтобы конкурировать с ''Trans World Group"? нужно не так уж и много всего лишь несколько миллиардов долларов инвестиционного капитала и двадцатилетний опыт работы на мировых рынках. Остальное - дело техники.Виктор СУХАРЕВ
"Начнем с понедельника", 28 мая 1998 года, №21 (190)
TMFI