Казахстан дает России фору по приему бывших соотечественников! Молодцы!

"Мой любимый "Понедельник"! Хочу излить тебе свою душу.

Когда мы всей семьей собрались уезжать из Казахстана, я обращался в наше Российское консульство в Алматы, чтобы там выдали нам ходатайство на статус вынужденных переселенцев. Почему вынужденных? Потому что уезжать мне вовсе не хотелось. Но... Heт! Ничего подобного тому, что происходит с русскоязычными в Латвии, где над ними открыто издеваются, в Казахстане вы не увидите. Хотя, например, закрывают школы для русскоязычных. Что это означает для моих детей объяснять не надо. Без знания казахского им нечего рассчитывать на государственные должности. Работа же на подхвате обидное занятие. Вот почему перед отъездом мы и пошли в Российское консульство с просьбой выдать нам положенное ходатайство по статусу вынужденных переселенцев. Но там посоветовали получить такой статус по приезде на новое местожительство в России. А в Красноярской краевой миграционной службе сказали: ходатайство по статусу вынужденных переселенцев нам должны были выдать именно в Российском консульстве в Алматы. И такое, поверьте, произошло не с одной моей семьей. В Алматы нам специально морочат голову, чтобы не траться на мизерную материальную помощь, которая предусмотрена российским Законом "О вынужденных переселенцах".

Между тем в самом Казахстане к бывшим соотечественникам коренной национальности (репатриантам) отношение совсем другое. Лиц, по каким-либо причинам покинувших свою страну много лет назад, встречают в Казахстане по-братски. Сравните любопытства ради - и может, тогда у российских властей проснется хоть толика совести. Иван Харитонов, г. Красноярск.

СЛУЖБА ПО РАДУШНОМУ ПРИЕМУ БЫВШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В КАЗАХСТАНЕ ОБРЕТАЕТ СИЛУ

Прочитав последнее пожелание, я тут же припомнил несколько публикаций в местных газетах о действительно братском, а не показушном приеме бывших соотечественников в Казахстане. Да, у нас стало правилом: репатриантам коренной национальности выделяют земельные участки, дают скот для создания своего хозяйства, помогают деньгами на обустройство и приобретение жилья и т. д. Только не ленись, работай и у тебя все будет по уму. Мало того. По инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева у нас создано Агентство по миграции и демографии, главная задача которого - радушный прием бывших соотечественников (репатриантов коренной национальности). А чтобы данное ведомство не дремало, Нурсултан Абишевич в начале каждого года издает специальный указ, которым обязывает исполнительные органы принять такое-то число людей из других стран.

Вот небольшая выдержка из Указа Президента РК от 3 апреля с. г. "О квоте иммиграции на 1998 год": "В соответствии с подпунктом 21 статьи 44 Конституции РК и Законом РК "О миграции населения", в целях организации переселения и обустройства семей репатриантов (оралманов), изъявивших желание возвратиться на свою историческую родину, постановляю:

1. Установить представленную Правительством РК квоту иммиграции на 1998 год в количестве 3000 семей согласно приложению".

Этим же указом Правительству, акимам областей, Астаны и Алматы вменяется в обязанность принять практические меры по реализации данного документа и обеспечить финансирование расходов на переселение за счет республиканскою и местных бюджетов. Кроме того, определить районы компактного расселения семей с учетом их родственных и хозяйственно-производственных связей. Создать для них необходимые социально-бытовые условия. И это еще не все. Чтобы прибывшие чувствовали себя как дома, властные структуры должны помочь им трудоустроиться, получить образование и профессию, организовать фермерское или крестьянское хозяйство, возродить национальные ремесла.

А вот приложение к Указу, где расписаны квоты иммиграции из дальнего зарубежья и стран СНГ: Астана 5 семей из Российской Федерации и 5 из Кыргызстана; Алматы - 10 семей из Монголии и 5 - из Узбекистана: Алматинская область - 30 из КНР. 35 - из Монголии; 110 - из РФ, 40 - из Таджикистана. 30 из Туркменистана. 40 - из Узбекистана. Всего 285. Ну и в том же духе по каждой области.

Казалось бы, всем все ясно, и вопросы возникать не должны. Но нет. Правительство сочло своим долгом принять специальное постановление по реализации данного документа, где министерствам и ведомствам, а также акимам всех уровней даны конкретные поручения. Попробуй после этого не выполни волю Президента! "Слава Богу, такие указы каждый год неукоснительно претворяются в жизнь, - со знанием дела говорит начальник управления миграции вышеупомянутого агентства Мухит Избанов. Возникают ли какие-нибудь неувязки? Да. Но они бывают не по выполнению указов, а по сопутствующим проблемам. Вот одна из них. Лет 6 - 7 назад к нам по трудовому соглашению из Монголии прибыло много казахских семей. Но, к сожалению, они до сих пор не могут получить казахстанского гражданства, так как монгольская сторона попа против этого. Вопрос сейчас решается на уровне министерств иностранных дел двух стран". "Причем большинство из прибывших так освоились на своей исторической родине, что во многом преуспели, - добавляет сотрудник агентства Мейрам Байгазин. Например, Умиржан Сансызбайулы обосновался в Талдыкоргане. Он вместе со своей семьей создал малое предприятие "Ажар", которое занимается выращиванием овощей и подсолнухов на близлежащих землях. Но отсутствие казахстанского гражданства создает ему помехи. Скажем, банки под разными предлогами отказывают Умиржану в кредите. Хотелось бы, чтобы вопрос о казахстанском гражданстве для этой группы семей решился как можно скорее".

Так по-человечески, а не для "галочки" в отчете болеют за своих соотечественников государственные мужи у нас в Казахстане.

В РОССИИ ЖЕ КАЗАХСТАНСКИХ РУССКИХ ОШЕЛОМЛЯЕТ ВРАЖДЕБНОСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Об этом свидетельствуют многочисленные звонки а редакцию. Жалуются на российские власти те, кто в порыве любви к своей исторической родине бросил Казахстан, а потом был вынужден вернуться сюда же. Люди приезжают обратно потому, что в России от этих бедолаг стараются избавиться любыми способами.

Чтобы не быть голословным, сошлюсь на статью "Другие русские" в российской газете "Известия" за 5 февраля нынешнего года. Вот отрывок из публикации: "Этих людей в России привыкли считать серьезной жизненной помехой: они - очередная расходная статья в полупустых бюджетах страны и регионов, они удлиняют очереди на жилье, претендуют на пособия и компенсации. Они стали чужим для нас - наши сограждане из бывших союзных республик. Они бегут от беды, а мы бежим от них.

Осваивая целину, строя заводы, плотины, они сохраняли в себе другой образ России. Ежегодно возвращаются 150 тысяч человек".

И еще одна цитата: "В бывших советских республиках они являлись элитой. Но, став беженцами вернувшись на родину, они были ошеломлены бедностью российской глубинки и враждебностью соотечественников".

ЗАКОН ПРИНЯТ, НО ИМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ

Еще в 1995 году в России принят Закон "О вынужденных переселенцах". Копию этого закона мне любезно оставила на проходной Российского консульства в Алматы Ольга Глушкова, которая как раз и оформляет ходатайства по статусу вынужденных переселенцев. Принять меня и побеседовать она деликатно отказалась, сославшись на большую очередь желающих получить такой статус. Хотя другая сотрудница консульства, на которую я вышел перед ней, чистосердечно призналась: в России, по их данным его получает меньше половины оформивших ходатайство.

Да и сам статус вынужденного переселенца в России почти ничего не дает. Еще раз сошлюсь на "Известия": "И чего стоит государственная статистика, если у миграционного чиновника вырабатывается комплекс "ненависть к жертве" (послали к психиатру, он определил) - день-деньской чиновник вынужден отвечать: жилья нет, работы нет, денег нет".

Почему так происходит? Да потому что мало принять закон! Нужно, чтобы Правительство приняло постановление об его исполнения. Наподобие тех, какие ежегодно выпускает Кабмин Казахстана по реализации указов Президента РК по миграционным квотам. "Есть ли нечто похожее в России?" - спросил я повторно у Ольги Глушковой по телефону. Но она удивилась, сказав, что ни о каких таких квотах в России не слышала.

Между тем, по ее же признанию, очередь желающих получить ходатайство по статусу вынужденного переселенца в Алматы не иссякает. Не ведая о мытарствах, какие их ожидают на исторической родине, люди все же стремятся туда. Нет, не из-за экономических трудностей - и в России, и в Казахстане они примерно одни и те же. Все упирается в проблему языка, то есть будущего детей, их дальнейшего трудоустройства. Прав красноярец Харитонов: без знания в совершенстве государственного казахского языка детям русскоязычных, согласно законодательству страны, ничего объективно высокого кого не светит.

А ВЕДЬ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКИХ РУССКИХ КАЗАХСТАН - ЕДИНСТВЕННАЯ РОДИНА

Как обтекаемо заметил в Казахстанской правде"' от 28 апреля с, г. Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Казахстане Валерий Николаенко, "необходим, по-видимому, выверенный баланс между развитием национального и русского языков, важно сохранение всего человеческого капитала, который был накоплен за годы советской власти". Что касается нашей газеты, то ее позиция по данному вопросу озвучивалась нами неоднократно и более четко: 5 миллионов русскоязычных в Казахстане не отказались бы от того, чтобы законодательно закрепить за русским языком статус второго государственного, тогда сама собой отпадет причина оттока из страны того самого человеческого капитала. Ведь для казахстанских русских Казахстан - единственная Родина.

В интересах ли это Казахстана? Безусловно. Обратимся к практике соседних государств. Уже упоминалось о том, как трудно и долго ведутся переговоры о предоставлении казахстанского гражданства семьям казахов, прибывшим по трудовым соглашениям из Монголии. Хотя они для нее всего лишь лица некоренной национальности. Чем это объяснить? Тем, что Монголия страна малозаселенная? Но ведь оттоку лиц некоренной национальности препятствует и густозаселенный Китай. По признанию одного из работников Агентства по миграции и демографии, с китайской стороной тоже нелегко согласовывать квоту на выезд тамошних казахов в Казахстан. Значит, есть тому у мудрых китайцев немаловажный резон. Почему бы и казахстанским властям не проявить подобную мудрость? Тем более что поступаться тут ничем не надо. Достаточно уравнять в правах и узаконить в качестве государственных казахский и русский языки. Еще больше возможностей у России остановить миграцию русскоязычных из Казахстана. Если уж казахстанские русские для нее большая обуза, то ее руководителям надо посерьезнее отнестись к предложениям Нурсултана Абишевича о более тесной интеграции между нашими странами. Но почему-то на данном этапе первый уровень интеграции относится к России и Беларуси. Спикер Госдумы РФ г-н Селезнев недавно вплотную обсуждал с белорусскими коллегами вопрос об едином гражданстве. Конечно, Россия и Беларусь - славянские страны. Но при этом российские власти забывают, что в Казахстане проживают 5 миллионов единокровных русских. Почему бы в таком случае Казахстану не поменяться мостами с Беларусью и не занять первый уровень? Только потому, что российские лидеры болезненно воспринимают смелые инициативы Нурсултана Абишевича и не хотят уступить ему пальму первенства?

Конечно, выступать в роли последователей инициатив казахстанского лидера россиянам не престижно. Но поучиться восточной мудрости не помешало бы никому. Тем более что Россия - наполовину страна азиатская и, значит, - восточная.

НАМ ЕСТЬ БОЛЬШОЙ РЕЗОН ОСТАТЬСЯ В КАЗАХСТАНЕ

Говорят: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Именно так, на мой взгляд, должен поступить каждый, кто собрался расстаться с Казахстаном и кто навострил лыжи в Россию. Давайте разложим все по полочкам. Прежде всего, надо взвесить, стоит ли уезжать из-за неурегулированности языковой проблемы?

Языки, пожалуй, - единственное, в чем мы с казахами не совпадаем. По всем другим параметрам у нас с ними много общего. Мы так притерлись друг к другу, что порой забываем, что принадлежим к различным национальным образованиям. И это не случайно. Мы люди равнинные, и потому у нас сложился одинаковый склад характера, схожий менталитет. Отличительными нашими чертами были и есть рассудительность, доброжелательность в отношениях с соседями, взвешенность в принятии решений.

Не надо закрывать глаза и на то, что ждет нас в России. Как ни горько сознавать, но враждебность тамошних соотечественников к нам не самое страшное. Сошлюсь еще раз на "Известия": "Другой русский" очутился голяком на холодной русской равнине, где ни роста спроса, ни подъема экономики, а есть Тутаевский моторный завод с 2,5 тысячами переселенцев в его общагах Покинувший вчера казахстанские и узбекистанские предприятия, где он квалификацией не уступал чеху и немцу, "другой русский" сегодня - раб, на нем выезжает завод..."

Есть большой резон запомнить это слово - раб. А вот что пишет Владимир Иванович Захаров, ныне строительный рабочий в Тверской области: 'Нас вбросило в Россию. Я тут прежде не бывал. Для меня Россия была чем-то высоким, все- таки русских писателей читал. Не могу свыкнуться с мыслью, что это Россия и есть. Увидал русскую нацию в самом отвратительном виде. Пьянство поголовное. У нас в Баку русские не пили".

Нельзя сказать, что у нас в Алматы русские - сплошные трезвенники. Алкашей, конечно, немало. Но пьяный на улице, в автобусе, общественном месте, согласитесь, - большая редкость. Может, зарубежные фильмы тут сыграли свою положительную роль. Когда мы с удивлением отметили: "Смотри-ка у них там по утрам не похмеляются. Вместо выпивки голову чаем лечат". Такое прозрение дорогого стоит. Ведь не так страшно вечернее возлияние как утреннее похмелье. Именно оно развивает и закрепляет синдром алкогольной зависимости. Вот почему немало казахстанцев наотрез отказываются от стопки по утрам.

К сожалению, в России до этого пока не дотумкали. Один мой знакомый, побывавший в Саратовской области, поделился таким грустным воспоминанием: "Утром сели завтракать. Хозяин достает литровую бутыль самогона, разливает всем по стакану. С краю девочка лет десяти сидит. Ну, думаю, ее-то он обойдет. Еще ребенок. Мужик и вправду полушутя бросает: "Ну, тебе, малютка, еще рано". Так малютка таким матом разразилась, что отец стушевался и налил ей наравне со всеми. А ведь девочка - будущая мать. Разве будут ее дети здоровыми?"

На фоне такого вот оголтелого пьянства поневоле припоминается прогноз-угроза американского демографа, предсказавшего русским в 2200 году утрату ими Москвы как столицы и численность в 23 миллиона человек, раскиданных по территориям бывшего обитания.

Если так, то казахстанским русским тем более следует пораскинуть мозгами. Может, Бог не случайно направил сюда наиболее деятельных и башковитых и в пору сталинских репрессий, и во время освоения целины, и ежегодно с вузовскими дипломами? В какой-то мере мы были элитой не только по отношению к коренной нации, но и - своей собственной. А теперь казахстанские русские вместе со своим потомством стали эдаким племенным ядром, чем-то вроде запасной скамейки. Чем черт не шутит: вдруг прогноз американца сбудется! Вот тут-то мы, казахстанские русские, и войдем в игру, спасем Россию от деградации. Так что оставайтесь на местах, набирайтесь ели и здоровья, пейте в меру - Улите своего часа!

Тем более что в противовес американскому демографу существует куда более оптимистический прогноз известного Зиновьева, который видит Россию в будущем гроздью гонконгов. Не исключено, что он интуитивно воспользовался этим азиатским термином. Возможно, спасение России придет из Азии и конкретно - из Казахстана. Все это вроде полушутка - но с долей правды.

Валентин МОХНАЧЕВ

"Начнем с понедельника", 28 мая 1998 года, №21 (190)

TMKR