Кочевье в пользу городов
Миграция: продолжение темы
В недавних выпусках "Караван-VIP" мы познакомили читателей с картиной внешней миграции населения Казахстана (см. публикации "За кордон, уезжает мой друг за кордон..." и "Кто пересек кордон" в NN 16 и 20 за 17 апреля и 8 мая т. г.). Предыдущий обзор на эту тему заканчивался обещанием рассказать и о том, какие тенденции наблюдаются во внутренней миграции, т. е. в перемещениях казахстанцев по территории республики. Сегодня мы выполняем обещание.
По динамике внутренней миграции можно судить о деятельности местных властей, изменениях в производительных силах и уровне привлекательности того или иного региона в глазах населения.
Любит, но не имеет самостоятельной возможности путешествовать юное поколение. Напротив, ослабевает тяга к перемене мест у стариков, возможности которых к переездам за последние годы к тому же подорваны обесцениванием накоплений, увеличением доли расходов на питание и
предметы первой необходимости, ростом стоимости транспортных и прочих услуг.Поэтому определяющую роль в миграционных процессах играет трудоспособное, экономически активное население, анализ передвижения которого позволяет судить о трех названных факторах.
За 1997 год официальной статистикой в Казахстане зарегистрировано свыше 143 тысяч внутриреспубликанских мигрантов трудоспособного возраста, что сопоставимо с числом работающего населения в Акмолинской, Актюбинской или Западно-Казахстанской областях. Из этих людей около 87 тысяч человек, или 60,7%, сменили место жительства в пределах "своих" же областей (внутриобластная миграция). Иные регионы страны избрали для дальнейшей жизни более 56 тысяч трудоспособных лиц (межобластная миграция).
При этом наибольшую мобильность демонстрировали казахи, которых среди внутриреспубликанских мигрантов в 1997 году было намного больше, чем представителей других национальностей, - более 101,2 тысячи, или около 71% лиц, перемещавшихся по стране. Казахи заметно преобладали как
среди межобластных (39,9 тысячи из 56,2 тысячи), так и внутриобластных (61,3 тысячи из 86,8 тысячи) мигрантов.Для сравнения: удельный вес трудоспособных русских во внутриреспубликанской миграции составил лишь 18,2%, или чуть больше 26 тысяч человек.
Продолжается урбанизация страны. За прошлый год из сельской местности в города республики прибыли свыше 97,4 тысячи потенциальных работников. Это немногим меньше, чем численность всего трудоспособного населения, например Атырауской или Кызылординской областей,
и на 8 с лишним тысяч больше, чем объем обратного потока из городов в села.Куда едет и откуда уезжает народ?
Вопреки утрате столичного статуса самым привлекательным не только среди городов, но и регионов остается Алматы, куда переехали за прошлый год около 16,4 тысячи граждан трудоспособного возраста. Это почти на 7,7 тысячи человек больше, чем уехало людей из бывшей столицы в другие города и области республики.
В результате у Алматы оказалось самое высокое по стране положительное сальдо внутренней миграции трудоспособного населения, которое, кстати, имелось только еще у четырех областей. Примечательно, что по этому показателю Алматы лидирует с большим отрывом: аналогичное положительное сальдо у идущей на втором месте Акмолинской области (включая трудоспособные миграционные потоки Астаны) - лишь около 2,4 тысячи, у Мангистауской области - немногим более 1 тысячи человек.
Тройка этих лидеров по преобладанию приезжающих работников над уезжающими выглядит вполне закономерно. На "полуострове сокровищ" в силу отраслевой специфики (преобладания нефтегазодобычи) и территориальных надбавок (повышающих коэффициентов) самые высокие по республике заработки, а также относительно низкие цены на жилье. В пользу Астаны, как считается, играет фактор престижности жизни и работы в новой столице. Думается, однако, что он имеет решающее значение лишь для молодых и честолюбивых людей, лишь незначительная часть которых уже располагает для реализации своих амбиций и материальными возможностями. Значительная часть прибывших в Астану
трудоспособных лиц - это госчиновники из Алматы.Алматы на этом фоне смотрится конкурентом в гораздо более "тяжелом" весе: и теплее, и комфортнее, и с работой полегче (в бывшей столице один из низких уровней безработицы), что не могут пока "перебить" высокие уровни цен, в т. ч. на жилье, и преступности.Логично выглядит и другая тройка, понесшая в результате отъезда людей наибольшие потери трудоспособного населения: Восточно-Казахстанская (отрицательное межобластное сальдо - 2252 человека), Южно-Казахстанская (- 2098 человек) и Кызылординская (- 1912 человек) области. В них выше, чем в других регионах, безработица, а в Кызылординской области к тому же едва ли не худшие в республике условия проживания с точки зрения экологии.
Внутриреспубликанские миграционные потоки в пользу перенаселенной и сейсмоопасной Алматы, новой столицы и всего четырех из 14 областей - свидетельство сохранения и усугубления диспропорций в размещении и развитии производительных сил, для рационализации которых недостаточно факторов престижности и зарплаты.
Андрей Жданов
“Караван”, 29 мая 1998 года, № 22 (355)
TMSE