Если юань упадет

В ПОСЛЕДНЕЕ время международные организации все чаще высказывают опасения по поводу ситуации вокруг денежной единицы Китая.

Юань остается относительно стабильной и предсказуемой валютой на фоне финансового кризиса в странах Азии. Это становится все менее выгодно самому Китаю.

Китай является крупнейшей страной в финансовом и промышленном отношении в своем регионе. От него в настоящее время практически полностью зависит состояние азиатских финансов. В связи с повальными падениями курсов валют части стран из них идет огромный поток различного рода товаров по очень низким ценам. В результате девальвации валют экспорт из некоторых стран увеличился в несколько раз. Это приводит к потере китайскими производителями своих зарубежных рынков сбыта в результате резкого понижения конкурентоспособности. Для экономики КНР в целом это приносит большие финансовые потери.

Естественно, что потребители на международных рынках будут покупать более дешевые товары. При сокращении цен китайскими производителями они потеряют значительную часть прибыли. Для восстановления конкурентоспособности они вынуждены понижать цены до уровня себестоимости и иногда даже продавать в убыток себе. Китайское правительство вынуждено делать большие уступки производителям продукции, ориентированной на экспорт. Такие производители получают от государства субсидии и кредиты на поддержание уровня окупаемости. Зачастую они теряют рыночные ниши даже на внутреннем рынке из-за высоких цен на свою продукцию.

Все это в какой-то степени будет иметь значение и для Казахстана. Хотя наша республика не играет ключевых позиций на международном рынке товаров, у нас существуют относительно прочные торговые связи с Китаем. У всех в памяти осталось то время, когда казахстанский рынок был за небольшой промежуток времени насыщен дешевыми товарами народного потребления китайского производства и отнюдь не самого высокого качества. Это произошло сразу после открытия экономики нашей страны для зарубежных товаров. Так как себестоимость производства казахстанских товаров была и во многих случаях остается сравнительно высокой, то отечественные производители оказались далеко не в лучшем положении на внутреннем рынке. Такая ситуация усугублялась сильно завышенным курсом национальной валюты тенге на валютном рынке.

Девальвация китайской валюты вызовет обострение конкурентной борьбы между странами, в первую очередь азиатскими. Все последствия такой ситуации невозможно предсказать. По самым приблизительным прогнозам, это приведет к полному разрушению экономик некоторых азиатских стран, в настоящее время находящихся в глубоком кризисе.

Ситуация в Казахстане может так же обостриться, если правительство КНР решит все-таки искусственно девальвировать курс юаня. Казахстанский рынок подвергнется очередному резкому наплыву дешевых товаров производства КНР и других азиатских стран. Это будет сильнейшим ударом по отечественным производителям, которые неминуемо проиграют в условиях такой конкурентной борьбы.

Международный валютный фонд и другие финансовые организации предостерегают в настоящее время Китай от принятия такого решения, опасаясь нового витка обострения азиатского финансового кризиса. С другой стороны, принятие такого решения может обернуться для самого Китая ухудшением ситуации на внутреннем рынке. В частности, это грозит обернуться оттоком товаров с внутреннего на внешние рынки, ростом дефицита, что повлечет за собой ухудшение социальной обстановки и рост напряженности во всем регионе в целом.

Хотя официальные власти КНР и заверяют, что девальвация не произойдет, вероятность ее проведения сохраняется. Не исключено, что сейчас в Китае идет просчет всех выгод и потерь, которые принесет девальвация. Если правительство окажется не в состоянии поддерживать продолжительное время отечественных производителей товаров, то с целью сохранения внутреннего производства и нынешнего уровня занятости оно будет вынуждено провести обесценение собственной валюты.

Куат АНДАГУЛОВ

“Деловая неделя”, 29 мая 1998 года, № 21 (299)

TMKC