Прокуратура - пресса: экспертиза нас рассудит
Разговор, который состоялся 26 мая между Генеральным прокурором республики Юрием Хитриным и представителями средств массовой информации, аккредитованными в Астане
, что называется, давно назрел. Предваряя вопросы журналистов, Юрий Хитрин сказал, что решение о возбуждении уголовного дела по факту нарушения Закона о печати отдельными СМИ было принято лично Генеральным прокурором. “Принятие столь неординарной и, на первый взгляд, недемократичной меры вызвано участившимися случаями злоупотребления отдельными печатными изданиями свободой слова”, - сказал Генпрокурор. В 1997 году, по словам Юрия Хитрина, Генпрокуратура неоднократно предупреждала ряд печатных изданий за неточное освещение в СМИ проходивших тогда в республике забастовок, был даже судебный иск, но, как считает прокуратура, меры предупредительного характера большого воздействия на СМИ не имели. Возбуждение же сейчас уголовного дела “по факту” нужно для того, чтобы можно было провести лингвистическую, филологическую и другие экспертизы (по действующим в республике законам экспертиза может быть назначена только после возбуждения уголовного дела). В числе публикаций, которые будут подвергнуты экспертизе, Юрий Хитрин назвал статью в “Караване” Петра Своика “Россия - Казахстан” и публикацию в той же газете записи частного телефонного разговора. Результаты экспертизы и должны выявить, есть ли основания возбуждать дело против конкретных СМИ..Эспертиза будет проводиться независимыми экспертами из Академии наук республики. В случае выявления нарушений закона, сказал Генпрокурор, мы будем принимать адекватные меры к издателям, изданиям и авторам статей.
Однако приостановить или - хуже того - прекратить деятельность СМИ может только суд. В ходе расследования “дела о СМИ” прокуратура намерена установить, откуда и каким образом в нашу страну поступают журналы, скажем так, сомнительного толка, заполонившие экран фильмы, пропагандирующие культ жестокости и насилия. На изучение всех тонкостей этого неординарного уголовного дела своим сотрудникам Генпрокурор отпустил
3 месяца. “Не тяните резину”, - сказал Юрий Хитрин. А это значит, что уже этой осенью мы узнаем, чем завершилось “не совсем демократичное дело о СМИ”. Но уже сейчас Генпрокурор признал, что его конечная цель - выйти на изменение Закона о печати, который был принят еще в 1991 году. Закон - и в этом с прокурором было солидарно большинство журналистов - уже основательно отстал от жизни и нуждается в серьезной переработке. Кроме того, есть у прокуратуры и претензии к Министерству информации и общественного согласия: в республике, по данным прокуратуры, бесконтрольно издаются печатные издания, незарегистрированные как положено в Мининформе (Юрий Хитрин назвал при этом Южно-Казахстанскую область, в которой, по его данным, выходит несколько таких “подпольных” изданий).И еще одно скандально известное уголовное дело было в последнее время в центре внимания Генпрокуратуры. Как сообщил ЮрийХитрин, 17марта из морпорта Баутино в сопровождении морского судна Мангистауской рыбинспекции “Сатурн” в порт Атырау вышли 6 речных катеров, принадлежащих управлению морской таможни. Катера эти были в свое время закуплены в Арабских Эмиратах за 360 тысяч долларов (“очень уж дешевые”, сказал Юрий Хитрин). В “морском круизе” были допущены серьезные нарушения: не получено разрешение на переход, нарушены правила плавания на внутренних водах в неблагоприятных условиях, все люди, участвовавшие в переходе, опыта морской практики не имели. Налицо, по мнению прокуратуры, явная преступная халатность со стороны работников таможни. Возбуждено уголовное дело.
Ответил Генеральный прокурор и на вопрос нашей газеты о его недавнем заявлении по поводу опротестования постановления пленума Верховного суда о независимости судей. “Я решительно выступил против данного постановления, - сказал Юрий Хитрин. - Судьи у нас и так независимы. Были у меня претензии и по другим вопросам, отраженным в постановлении. И если мои замечания в окончательном варианте не учтены, я, как Генеральный прокурор, буду это решение опротестовывать”. Впрочем, по данным депутатов Мажилиса, присутствовавших во время разговора Генпрокурора с журналистами, все замечания прокуратуры в постановлении пленума Верховного суда были учтены.
Ольга КОВАЛЕНКО,
“Казахстанская правда”, 28 мая 1998 года, № 103 (22575)
TMSE