На перекрестке ста пятнадцати морей Казахстан обретает надежных и сильных партнеров в Персидском заливе
Способность получать большой бакшиш на ровном месте - вот главная, завидная примета всего аравийского бизнеса. А уж ровнее места больше в мире нет. Оструганная ветром и жарой свирепая пустыня между Дубаем и Абу-Даби настолько отутюжена природой, что даже салочка-пупок на шесть десятков метров высоты тут называется "Джебел Али" - "Высокая Гора". Но сладкой музыкой для делового люда звучит сие название - синоним прибыли, успеха и далекого расчета.
Джебел Али - морской торговый порт, свободная экономическая зона. Серо-желтый волшебный кристалл, бирюзово подсвеченный гладью залива с прожилками башенных кранов над бесконечными пирсами. И если великую здешнюю нефть справедливо считают арабы подарком Аллаха, то порт и свободная зона на площади в сотню квадратных километров - результат человеческой дальновидности, грамотной эксплуатации Божьего дара.
Не только в золотые цацки для своих прекрасных женщин, не только в ослепительные "морсы" и в нирвану супер-отеля "Джумейра" переплавляются в арабском мире нефтедоллары. Небезбрежно любое наследство, обрывисты любые линии и связи экономики. Но лишь торговля существует вне времен - до той поры, покуда в мире есть хотя бы двое - продавец и покупатель.
Джебел Али работает на полтора миллиарда клиентов, в продавцах тут сегодня - уже 1300 крупнейших компаний планеты из 78 государств. За восемь лет развития СПЗДА количество представленных здесь фирм увеличилось более чем в шесть раз и тенденция к росту ничуть не снижается.
Конечно, фактор географии бесспорен. Не зря самум принес мне здесь внезапно окуджавскую строку - про "перекресток ста пятнадцати морей". Берег древних искателей жемчуга и беспощадных пиратов лежит в аккурат посредине извечных торговых путей с Востока на Запад и с Запада на Восток. Конечно, безграничен местный рынок - в Эмиратах, где внутренний валовой продукт вот-вот зашкалит за 50 миллиардов долларов, всегда и на все есть стабильные покупатели. Но СПЗДА настоящий купеческий рай, идеальная база хранения и распределения товаров на весь белый свет. Здесь нет никаких налогов и пошлин на вывоз и ввоз
. Зато есть прекрасная инфраструктура, сверхсовременные гибкие модули, легко превращающиеся в склады, холодильники, фабрики, сталелитейные комплексы, оснащенные всем необходимым, в том числе - и квалифицированной недорогой рабочей силой, черпаемой прагматичными аравийцами из той бездонной бочки человечества, которая зовется "третий мир".А своя прибыль возникает незаметно и сама собой, как раз по той славной арабской пословице - "За пять купил, за пять продал, между двумя пятерками Аллах дал пропитание". Коран запрещает "рост", прямую процентовку, ростовщичество. Но поощряет Всевышний честную прибыль. Лишь аренда прекрасной инфраструктуры Джебел Али дает хозяевам до миллиарда долларов за год. Еще больше здесь - непрямая выгода; стабильность местной экономики, ее надежный "вечный двигатель" и стимул.
...Во всем стремительном визите президента Казахстана в Эмираты и Катар Джебел Али являлся самой важной точкой. Здесь был конкретный убедительный ответ на сформулированный Пушкиным вопрос - "Как государство богатеет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет?" Ведь наша Родина, лишенная морских открытых вод, сегодня тоже окуджавскому настрою не чужда. Наш Казахстан, как суверенная страна, стоит "на перекрестке ста пятнадцати морей", и в них свою дорогу трудно ищет
Маршруты президента Нурсултана Назарбаева по зарубежью, встречи дома - лишь за прошедший месяц еще раз наглядно показали многовекторность политики страны. Московский саммит СНГ, форум "десятки" ОЭС в Алматы и бросок в сердцевину исламского мира - все это не на слове, а на деле подтверждает открытость республики, ее убедительное стремление жить в мире со всеми, на равных, партнерских принципах уважения и взаимопользы.
Такие принципы приятно декларировать - их очень трудно соблюдать в момент государственной юности, в пору естественных трудностей роста. На берегу Персидского залива не раз и сам собой мне вспоминался самый первый саммит - майский Ашхабад перед грозой и три сотни "акул пера", прилетевших со всех континентов, чтобы стать свидетелями "обвала" всех бывших "азиатских" республик СССР в исламский мир. Прямо в аэропорту одна из "акул" задала вопрос в лоб Назарбаеву:
- Скажите честно, а Москва сюда вас отпустила, разрешил вам эту встречу Кремль?
- А причем тут Москва? - столь же резко ответил "акуле" казахстанский лидер, - мы суверенные страны и сами решаем свою судьбу...
Без стеснения улыбались на это другие "акулы" вокруг Назарбаева. Но не было улыбок после саммита, где все намеки об "исламской бомбе у Алма-Аты" отринул президент, где твердо заявил, что Казахстан привержен только миру. Прошло шесть лет. Находясь в самой что ни на есть "горячей" точке планеты Нурсултан Назарбаев был верен себе. Ни от чего не отказался он в беседах с эмирами, шейхами, крупными бизнесменами залива. Вопросы об Иране и России, точка зрения на события самых последних дней в Пакистане, Израиле, Индии, об отношении Казахстана к международным санкциям и позиция Астаны по отношению к великому восточному соседу получали ответы открытые, точные, сшитые лишь одной ниткой - стремления к миру и ладу со всеми.
Наш лидер практически был и весомым политиком и генеральным менеджером Казахстана одновременно. Не скрывая надежды на помощь и крупные инвестиции, Назарбаев, однако, у шейхов-эмиров отнюдь не просил. Предлагал. Очень выгодно. И надолго. Это нравилось. Воспринималось и находило немедленный отклик.
- Ограничений по деньгам не будет, - констатировали собеседники, зависит от проектов.
Проекты есть. Масштабные, надолго и всерьез. С деловыми людьми Абу-Даби Казахстан сообща теперь выйдет в Арабский Фонд для получения большого "мягкого" кредита - на развитие инфраструктуры страны, автодорог и оросительных систем. Из частных инвесторов, подчеркнул президент, особые льготы получит тот, кто вместе с инвестициями в традиционно-привлекательный нефтегазовый комплекс РК "войдет" в наш агропромышленный комплекс, поучаствует в сооружении объектов Астаны.
В этом случае иметь дело вы будете лично со мной, - сказал Назарбаев.
И шейхи закивали головами - Иншалла! Гарантий лучше им сейчас, после конкретного знакомства с Назарбаевым, уже не надо. В ближайшее время Доха с Астаной обменяются посольствами. Суммарный взнос стран Залива на развитие казахстанской столицы и решение первоочередных проблем страны после визита Назарбаева вплотную приблизился к ста миллионам долларов. А это - новые отели, здания, дороги. А это две мечети - в Астане и, видимо, в Шымкенте. Арабский мир - одна из основных опор системы евразийства, приверженцем которой остается Назарбаев. Пусть этот мир далек и непохож на наш - порой разительно, до полного озноба. Но изначальные традиции культуры, веры и обычаев - одни.
- Мы самое северное государство с мусульманским большинством, среди всех таких государств у нас самая северная столица, - говорил Назарбаев. - В XXI столетии мы хотим в мусульманском мире играть значительную роль...
Выступая на всех многочисленных брифингах и в приватных беседах как главный промоутер Казахстана, президент демонстрировал свою готовность к масштабным проектам на длительную перспективу. Он выразил убежденность, что в скором времени будет введена частная собственность на землю. И предложил в Абу-Даби отдать площади 46 тысяч фермеров страны в управление и владение аравийцам. Восхищенный размахом Джебель Али, Назарбаев, однако, заметил, что грех эмиратцам не пользоваться преимуществами сквозного пути до Тихого океана по рельсам через Центральную Азию и Китай. Эти рельсы я видел в иллюминатор президентского "боинга", еще не набравшего всю высоту на траверсе порта Бендер Абас, еще позволявшего одновременно увидеть Иран и Аравию, ощутить - правда, рядышком этот путь от контейнерных терминалов и складов в пустыне... Внимательному взгляду соотечественника открывалась детально продуманная стратегия Назарбаева в этом визите. Он явно не стремился "в Тулу с собственным самоваром". На главном мировом плацдарме нефти о нашем "черном золоте" по сути, и не вспоминал. Напротив: - Нефть для нас сейчас не главное, - отметил он в одной беседе словно мимоходом, но золотые "паркеры" немедленно взлетели над блокнотами арабов, медь, цинк, металл и руда, 47 крупнейших предприятий с мировой известностью ждут вашего участия. Минеральные удобрения, хорошо вам знакомая банковская сфера - вот куда самым первым делом я вас приглашаю...
Конкретизировали предложения своего президента министры Казахстана. Над итоговым текстом совместных соглашений и коммюнике до глубокой ночи трудились мидовцы во главе с Касымжомартом Токаевым. Договорные отношения предпринимателей скреплял советник Назарбаева Акежан Кажегельдин. И явно "в своей тарелке" был среди знатных местных "купцов" шеф казахстанской торгово-промышленной палаты Ракишев. Вообще, любой визит - не отдых, а тяжелый, сложный труд без отдыха в сплошном цейтноте, в бесконечном напряжении и в целом - в экстремальности сплошной. Тут "пашут" все - от президента самого до протокольной службы, от министра и посла до рядовых сотрудников охраны. Визит в "незнаемые" страны (а для нас Залив - пока в ряду как раз таких вот стран) как шелковая нитка, как сосуд тончайшего стекла, который можно запросто разбить одним неосторожным словом, жестом, шагом и прикосновением. Инфраструктура зарубежного визита президента Казахстана окрепла и оформилась за эти быстролетные года, приобрела свою специфику, свои черты, своих растущих на глазах профессионалов, часто очень-очень молодых. И это очень интересно само по себе, и это тоже - отменный штрих суверенитета. Но все-таки это - отдельный рассказ.. Сейчас важнее - главный результат.
На первых полосах всех газет стран Залива визит Назарбаева оценивался как откровенный и смелый прорыв не только в отношениях с конкретной страной СНГ, но и в целом со всем постсоветским пространством. Пакет соглашений Казахстана с Катаром и ОАЭ был самым первым для этого региона. Ведь просто не имелось крупных и конкретных соглашений у
Аравии с тем огромным районом планеты, который на 75 лет был скрыт от основных дорог цивилизации "железным занавесом"....Как придавил нас этот занавес, что он отнял у каждого из нас - понимаешь, поездив по свету, посмотрев, как живут и как делают дело свободные люди свободного мира. И еще. Здесь, в сени минаретов, в круге не нарушаемых издревле правил и нравов Востока, своей русской душой, прикипевшей навеки к казахским горам, речкам, травам степным, - понимаешь отчетливо, как нигде.
Мы обязательно найдем свой собственный магический кристалл. Мы не задержимся растерянными путниками, не застоимся на дарованном судьбою перекрестке ста пятнадцати морей. И в нашем общем евразийском прошлом мы обязательно найдем один свой новый и широкий, но непременно евразийский путь...
Олег Квятковский
"Труд", 29 мая 1998 года, №97 (23080)
TMKN