Хватка снежного барса

Служили два товарища

(Продолжение. Начало в № 6)

ПОСЛЕ того, как первый заместитель КНБ Казахстана Альнур Мусаев вновь привлек внимание СМИ к деятельности оффшорных компаний, публично обвинив бывшего премьер-министра страны Акежана Кажегельдина в наличии разветвленного холдинга на Антильских островах, "ДН" решила изучить происходившее этим летом на других островах - Британских Виргинских.

Кстати, острова эти, находящиеся в Карибском морс, неподалеку от Пуэрто-Рико, удивительно малы - площадь их составляет 59 кв. миль, а население - примерно 13 тысяч человек. Столина - Роуд Таун. Острова входят в систему Британских Вест-Индских островов.

В историю Казахстана Британские Виргинские острова войдут теперь не только как родина Kazakhstan Mineral Resources Corporation - дочерней компании группы Фатаха Шодиева, созданной специально для операций в Казахстане.

Этот факт, с точки зрения "ДН", не так интересен по сравнению с другим событием - именно с этих островов два сотрудника всемирно известных консалтинговых компаний: Мид Малоун (Coopers&Lybrand) и Джон Гриивуд (KPMG) публично заявили о том, что на основании приказа местного Высокого суда они в законном порядке приступают к управлению хромовой, алюминиевой и железорудной отраслей Казахстана, а также частью его энергетического комплекса.

К счастью для истории нашей страны, Верховный суд Казахстана успел внести коррективы в создавшуюся постыдную ситуацию и вынес свое решение по данному вопросу, избавив (по крайней мере, на ближайшее будущее) нашу экономику от своеобразной колонизации двумя британо-виргпнскими консультантами. Однако формально г-да Малоун и Гринвуд продолжают управлять указанными отраслями, хотя и частично. Произошло все это следующим образом.

Если верить решениям Высокого суда Британских Виргинских островов, то схема управления проектом группы Шодиева для Казахстана выглядела следующим образом. Во главе холдинга находится компания KMRC - своего рода мозговой центр проекта, созданная Фатахом Шодие-вом, Александром Машкевичем и Алиджаном Ибрагимовым

Как признал г-н Машкевич, является гражданином Израиля, г-да Шодиев и Ибрагимов, судя по всему, представляют Узбекистан (узбеки также составили костяк управленцев, представлявших интересы группы на предприятиях, переданных им в управление). Об участии граждан Казахстана в KMRC на данный момент ничего не известно.

Для работы в отраслях были созданы еще три оффшорные компании с участием KMRC - Japan Chrome Corporation (хром и ферросплавы), Ivedon International Ltd (железорудная отрасль) и Whiteswan Worldwide Ltd (алюминий, глинозем). Однако проект группы Шодиева так и остался бы на бумаге без активного участия в нем компании Trans World Group. Именно ей отводилась главная роль в привлечении к рискованной операции в Казахстане средств западных инвестиционных банков, поскольку она относительно давно зарекомендовала себя на Западе.

Правда, информация о ее прибылях в 1997 году на сумму более чем в $6 млрд выглядит несколько преувеличенной, но, по данным "ДН", компания твердо занимает место в третьей сотне британских компаний по размеру своих оборотов.

Что касается KMRC, то ее кредитная история вряд ли могла оказаться достаточной для западных банкиров, чтобы они выделили этой компании несколько десятков миллионов долларов - ведь только для АО ССГПО в Рудном фонд зарплаты ежемесячно составлял порядка $5-7 млн.

Именно такой точки зрения придерживался Верховный суд РК в своем решении о том, что в трех указанных компаниях KMRC и TWG организовали товарищество и являлись фактическими их собственниками. Отсюда последовала формулировка, что весь этот комплекс, функционирующий в Казахстане, представляет совместную собственность, переданную в хозяйственное ведение в этих трех компаниях.

Исходя из такого подхода, Верховный суд РК удовлетворил иск KMRC в отношении 28,575% в ОАО "Казхром", 28,235% в ОАО "Алюминий Казахстана", 25,25% в ОАО ССГПО и 32,835% в ОАО "Евроазиатская энергетическая компания". Однако считать, что это был конец истории TWG в Казахстане, было бы неправильно, а г-да Малоун и Гринвуд по-прежнему незримо присутствуют в экономике нашей страны, имея все права на управление частью активов в стратегических отраслях.

Дело в том, Высокий суд островов назначил указанных представителей Coopers&Lybrand и KPMG для осуществления контроля над деятельностью и операциями как KMRC, так и трех компаний, работающих в отраслях. Соответственно, им же было передано исключительное право управлять 57,15% ОАО "Казхром"; 65,67% ОАО "Евразийская энергетическая корпорация"; 50,50% ОАО ССГПО; 56,47% ОАО "Алюминий Казахстана".

Иными словами, двум британо-виргинцам передавалось право управлять контрольными пакетами акций крупнейших предприятий Казахстана - таков "звериный оскал" капитализма. Почему правительство Акежана Кажегельдина, передавшее эти предприятия в управление с последующим выкупом оффшорным компаниям, не предвидело такую ситуацию, остается пока загадкой.

Нетрудно подсчитать, что своим решением Верховный суд Казахстана признал право KMRC ровно на половину тех пакетов акций, которым Высокий суд Британских Виргинских островов назначил новых хозяев, заодно отстранив группу Шодиева от контроля над собственной компанией в лице KMRC. Отсюда можно сделать несколько умозаключений.

Во-первых, Верховный суд нашей страны защищал интересы иностранной компании и иностранных граждан в лице членов группы Шодиева и KMRC. Таким образом, создан прецедент, по которому любая иностранная компания и иностранцы, ведущие дела в Казахстане, смогут решать вопросы в казахстанском суде, а не по месту регистрации компании. Это означает превращение нашей страны в своеобразную юридическую гавань для компаний, включая оффшорные, где их интересы будут надежно защищены на самом высоком уровне.

Во-вторых, один Верховный суд вполне может не согласиться с решениями другого Высокого суда и решать дела по своему усмотрению - важное обстоятельство для будущих юридических разборок, в том числе и с участием пока не поименованных казахстанских коррупционеров, также использующих оффшорные холдинги, о чем поведал журналистам представитель КНБ г-н Мусаев. Теперь эти коррупционеры наверняка будут отстаивать свои интересы на Британских Виргинских островах - тамошние юристы будут делать все возможное в пику своим казахстанским коллегам.

В-третьих, Верховный суд Казахстана все же не всесилен и смог отсудить в пользу группы Шодиева только половину пакетов акций - другая половина по-прежнему контролируется с Виргинских островов и, если исходить из определения наших судей по этому вопросу, в конечном итоге принадлежит TWG.

Таким образом, мы логически подходим к выводу о том, что из Казахстана TWG никуда не уходила и по-прежнему работает здесь.

Продолжение следует

Евгения ЛЕНСКАЯ, Валентин КОВАЛЕВ, Ислом НИЯЗОВ

"Деловая неделя", 30 октября 1998 года, № 42 (320)