Хватка снежного барса

Острова, острова...

(Продолжение. Начало в № 6)

РЕШИВ разобраться до конца с темой оффшорных компаний, сыгравших и продолжающих играть столь весомую роль не только в судьбе экономики Казахстана, но и конкретных высокопоставленных чиновников, "ДН" обнаружила целый ряд довольно интересных деталей.

Судя по публикациям в российской прессе, вернуть с оффшорных островов украденное чиновниками и связанными с ним бизнесменами в принципе можно. Так, в конце октября "Коммерсантъ-Dai1у" довольно подробно изложил схему действий властей России и Украины в истории с финансовой аферой Владимира Мазухина, российского банкира. Последний в мае 1995 года открыл личный счет в латвийском Капиталбанке и перечислял на него деньги своих клиентов под видом межбанковских кредитов. При этом он управлял своим кодированным счетом в Капиталбанке через компьютерную систему Sprint по телефону.

В октябре того же года он вместе с сообщником отправил свои семьи на Антильские острова (напомним, что по информации КНБ на этих островах находится контролируемый супругой Акежана Кажегельдина оффшорный холдинг). Затем сообщники позвонили своим женам на острова и поручили им открыть счета в Национальном коммерческом банке Сент-Люсии (это один из островов) - на этот счет рижские банкиры отправили деньги после конвертации. После этого г-н Мазухин с напарником вылетели на Антилы. Дальнейшее развитие событий весьма поучительно не только для КНБ Казахстана, но и для банковских властей нашей страны. Оказывается, оффшоры при всей их закрытости и удаленности вполне доступны для правоохранительных органов тех стран, власти которых на самом деле хотят арестовать преступников, а не использовать их для околополитических спектаклей.

Так вот, свои деньги на Антильских островах преступники не смогли получить но простой причине - их счета в Национальном коммерческом банке были арестованы по требованию службы безопасности российского банка, в котором работал г-н Мазухин. Через несколько дней Интерпол объявил сообщников в розыск, и в итоге они были найдены - один в России, другой - на Украине. Были возвращены и похищенные деньги - они нашлись в конечном итоге в США, в одном из нью-йоркских банков. Главную роль в операции по возврату денег сыграли Генпрокуратура, ФСБ России, правительство Сент-Люсии и премьер Виктор Черномырдин.

Из всего рассказанного российской газетой можно сделать вполне обоснованный вывод - если бы власти Казахстана располагали достаточно аргументированной информацией о том, что конкретные граждане нашей страны подозреваются в незаконном присвоении средств посредством оффшорных компаний, то особых проблем с проверкой такой информации и арестом участников незаконных операций не возникло бы ни у кого, включая Интерпол, бельгийскую жандармерию, наш КНБ и прочие правоохранительные структуры. Поскольку до сих пор никто не арестован, то сомнения журналистов в искренности намерений властей Казахстана покарать "преступников" пока кажутся вполне обоснованными.

В поле зрения "ДН" по ходу нашего журналистского расследования попалась и еще одна оффшорная компания -Kazakstan Investment Fund (KIF), которую мы не хотим обвинить в чем-либо нехорошем и приводим исключительно в порядке иллюстрации возможностей оффшорных островов в деле развития экономики Казахстана.

KIF, согласно его официальному буклету, был зарегистрирован в октябре 1996 года на Каймановых островах, выбранных для регистрации исключительно потому, что их "налоговое законодательство предлагает наиболее выгодные условия для инвесторов". Каждый желающий гражданин Казахстана может отправить свое письмо в зарегистрированный офис компании по адресу: Ugland House, PO Box 309, George Town, Grand Cayman, Cayman Island. Почетным председателем фонда согласно буклету является ... Нурсултан Абишевич Назарбаев, президент Республики Казахстан. В совет директоров фонда входят шесть человек, среди которых наиболее известным казахстанцам является Брюс Козовски (он последовательно представлял в нашей стране интересы компаний Chevron, Hurricane, Golden Eagle). Размер фонда определен в $200 млн, его основными подписчиками являются пенсионные фонды Юго-Восточной Азии и "другие институциональные долгосрочные инвесторы из Великобритании, Швейцарии, США, Японии и Австралии".

Свой капитал фонд намерен увеличивать путем получения дивидендов от вложения в акционерный капитал и конвертируемые ценные бумаги действующих компаний Казахстана, а также через получение прибыли от продажи этих ценных бумаг. Весьма показателен перечень отраслей, в которых фонд намерен осуществлять свою деятельность - телекоммуникации, производство и распределение энергии, производство строительных материалов, банковское дело и страхование, гостиницы и туризм, горнодобывающая отрасль и даже средства массовой информации.

Управляет инвестициями фонда компания Aims Asset Management Sdn Bhd, зарегистрированная в столице Малайзии Куала-Лумпуре, а советником по инвестициям выступает Kazakstan Asset Management Ltd (KAM), зарегистрированная на Британских Виргинских островах - там же, где и контролируемая группой Фатаха Шодиева компания KMRC (Kazakstan Mineral Resources Corporation). Кстати, в Алматы KAM имеет своего представителя. Кастодиана, администратора и регистратора фонда в одном лице представляет Bank of Bermuda (Cayman) Ltd, находящийся на Каймановых островах. Юридические советники представлены одной американской фирмой, двумя гонконгскими и одной казахстанской (Cameron Me Kenna), если судить по их адресам в буклете, а спонсором и главным менеджером фонда выступает Peregrine Securities (UK) Ltd (напомним, что банкротство одноименного банка в Гонконге было одним из главных событий начала азиатского кризиса). Аудиторские функции осуществляет Price Waterhouse (точнее, его отделение на Каймановых островах), а платящим агентом в Ирландии и спонсором на Ирландской бирже, в листинг которой включены бумаги фонда, выступает Robson Rhodes. В заключение заметим, что открыть для себя оффшорную компанию, в принципе, может любой казахстансц со средним достатком - судя по объявлениям, например, в журнале "The Economist", готовая компания на тех же Британских Виргииских островах обходится всего в $500.

Продолжение следует

Евгения ЛЕНСКАЯ, Валентин КОВАЛЕВ, Ислом НИЯЗОВ

"Деловая неделя", 6 ноября 1998 года, № 43 (321)