"Я верю в возрождение Казахстана!"

Беседовала Айнур РАХИМБАЕВА

Это интервью у лидера демократической оппозиции Казахстана Акежана Кажегельдина мы взяли до его прибытия в Алматы. Тогда уже было известно, что Центральная избирательная комиссия лишила его возможности участия в выборах в качестве кандидата в президенты.

- В последнее время Вы так мало появляетесь на людях, а официальная казахстанская пресса говорит о Вас только нелестное...

- Это информационная блокада. Всем очевидно, что у нас в Казахстане практически все средства массовой информации находятся в руках государства. Сейчас, накануне выборов, на имя Кажегельдина наложено табу. В лучшем случае о Кажегельдине молчат, в худшем - поливают грязью. Я стараюсь делать все возможное, чтобы правда о том, чем я занимаюсь в настоящее время, доходила до людей.

Более того, я даже удивлен, что те немногие оппозиционные газеты, которые в Казахстане пока действуют, отваживаются говорить правду обо мне. В свое время власти отказались регистрировать газету "Республика", учредителем которой я являлся.

А в марте этого года состоялся учредительный съезд Союза промышленников и предпринимателей Казахстана, на котором меня избрали его президентом. И я возглавлял Союз до конца сентября, но затем был вынужден уйти, ведь как только этот Союз стали связывать с моим именем, власти начали препятствовать его деятельности, отказывались регистрировать, потому что его возглавляет Кажегельдин.

- Какова, на Ваш взгляд, социально-экономическая ситуация в Казахстане сегодня?

- Страна переживает глубочайший кризис. Можно назвать его экономическим кризисом и это будет правда. Но причины его лежат глубже: в Казахстане - кризис власти.

Он отражается практически на всех сторонах жизни: основные производства давно стоят, каждый пятый остался без работы, нечем кормить детей. Больше половины граждан Казахстана проживают за чертой бедности. Элементарные человеческие потребности не удовлетворяются, у людей нет денег, нет предметов первой необходимости. В этом году даже зерно мы вынуждены закупать за границей, поскольку своего собрали в два раза меньше, чем в прошлом году.

Перебои с водой, теплом и электроэнергией превращают жизнь людей в борьбу за выживание. А что будет зимой?

Мало кому удается сохранить оптимизм. Те, кто может уехать в Россию - уезжают. Работоспособное сельское население мигрирует в города; аулы пустеют, дома продаются за гроши. И даже не верится, что еще несколько лет назад жизнь здесь била ключом. Естественно, в этих условиях многие семьи просто боятся обзаводиться детьми. Молодые женщины со страхом смотрят в будущее, и лишь немногие из них отваживаются на рождение ребенка. Поэтому наш народ неуклонно стареет. Очевидно, что через несколько лет мы столкнемся с демографической катастрофой.

- Вы считаете, что во всем виноваты нынешние власти. Как в таком случае можно охарактеризовать политическую систему нашей страны?

- Сегодня власть принадлежит узкому кругу людей, и развитие Казахстана подчинено личным интересам этой группы. Я проработал 4 года рядом с президентом Назарбаевым, из них три - в качестве премьера. И в течение этого времени я волей-неволей становился свидетелем постоянной борьбы интересов жителей Казахстана и личных интересов правящей верхушки. А в подконтрольных им средствах массовой информации на разные лады воспевается якобы принятая на территории Казахстана демократия и свобода слова. В действительности истинной демократии в Казахстане не было никогда.

- Но ведь есть Конституция, есть другие законы...

- В результате принятия Конституции 1995 года Казахстан стал республикой с практически ничем не ограниченной президентской властью. Назарбаев единолично назначает людей на ключевые посты, сам формирует правительство, обладает правом распустить обе палаты парламента и фактически не может быть подвергнут процедуре импичмента. Он может самолично издавать указы, имеющие силу законов, а его родственники занимают высокие должности. Больно видеть, что от простых людей в нашей стране не зависит ничего.

- Чем, на Ваш взгляд, отличаются принципы правления в Казахстане в наше время от тех, что была, скажем, 20 лет назад?

- 20 лет назад можно было все списывать на "засилье Центра" и невозможность проявления республиканской самостоятельности. В случае своих огрехов "кивали" на Москву. Что касается главы республики, была важна не столько его личность, сколько вся партийная система, которая за ним стояла. Партия власти, обезличивающая всех. Такая система всю жизнь служила ширмой, поддержкой и прикрытием правителя.

Но Казахстан уже 7 лет имеет статус суверенного государства, и "кивать" давно уже не на кого. За развалом Казахстана, за спадом промышленности и кризисом экономики стоят конкретные люди.

Приходит время, когда для страны становятся важны не родственные связи президента на всех ключевых постах и не его стремление держать всю страну "в ежовых рукавицах". Казахстану нужна реальная демократия на всех уровнях власти и управленческая, профессиональная компетентность президента и его команды.

- А какова на этот счет официальная позиция властей?

- Власти у нас считают, что граждане Казахстана не готовы к народовластию, поэтому и разыгрывают примитивные спектакли с назначением досрочных выборов. Очевидно, что в первую очередь сам президент не готов расстаться с империей, в которой он правит по собственным правилам. Власть - это сильный магнит. Ее никогда не бывает много, и отказаться от нее очень трудно. Чтобы сохранить или приумножить свое влияние, люди готовы идти на многое. Поэтому правящая верхушка будет делать все для сохранения своей власти.

Но мы все понимаем, что государство не может принадлежать одной семье. Я как экономист и как гражданин не могу безразлично относиться к мрачным перспективам Казахстана. Очевидно, что политическая и экономическая система страны нуждаются в серьезном преобразовании. Авторитаризм власти Назарбаева изжил себя. Наша страна нуждается в прозрачной системе управления и в возможности влиять на политические решения. Я считаю, что Казахстан готов к истинной демократии.

- Как Вы видите выход из кризиса в нашей стране?

Необходимо предоставить возможность нашим гражданам отстаивать свои интересы. Политика властей должна стать прозрачной, сейчас управление нашей страны окутано завесой коррупции и лжи. Откуда в таком случае возьмется доверие и стремление к сотрудничеству?

С моей точки зрения, выйти из кризиса и осуществить экономический подъем возможно лишь последовательно меняя политическую систему. Надо предоставить возможность каждому жителю Казахстана участвовать в принятии решений и быть ответственным за происходящее в стране.

Но самое главное, самое ценное - это человеческая жизнь и благосостояние граждан нашей страны. В первую очередь надо предпринять шаги для создания рабочих мест для повышения экономической самостоятельности жителей страны. Голодных надо накормить, а замерзших - обогреть. И только потом вместе будем решать, каким путем мы пойдем. Таковы законы и обычаи нашей страны, им много тысяч лет.

- После нарисованной Вами мрачной картины, как вы видите будущее Казахстана?

- Если мы изменим политическую систему, если сможем выбрать хороший сильный парламент, в котором будут представлены депутаты разных национальностей - там будут приниматься такие законы, которые будут учитывать интересы всех жителей, проживающих на казахской земле.

Прошло время, когда первоочередные приоритеты и генеральный курс развития Казахстана определялся при закрытых дверях небольшой группой людей. Если мы хотим не на словах, а на деле изменить нашу жизнь - каждый должен ощущать свою ответственность и причастность к судьбе нашей страны.

В нашей стране огромный интеллектуальный потенциал. Прекрасные экономисты, ученые, мастера, специалисты производства остаются невостребованными. Если мы объединим наши силы - мы сможем сделать многое. Я верю в возрождение Казахстана!

"Ак-бота" 18 ноября 1998 года

TNVP