Личное участие в выборах означает меру ответственности за судьбу страны
Айгуль АБДЫСАЛИМКЫЗЫ
Из досье
Нурболату Масанову 44 года. Доктор исторических наук, профессор. Один из самых серьезных экспертов в Казахстане в области политологии. Еще несколько лет предсказал возможность досрочных выборов президента в нашей стране, обосновав это необходимостью укрепления режима.
- Нурболат Эдигеевич, в последнее время вы активно выступаете за участие всех в досрочных выборах президента. Чем это вызвано?
- Я обязательно пойду на выборы и призываю всех граждан пойти на выборы. Такая позиция вызвана тем, что парламент принял новую избирательную систему. Раньше в Казахстане имела место мажоритарная система подсчета голосов - система абсолютного большинства, которая требовала, чтобы в выборах участвовали 50% избирателей плюс один голос, а при подсчете голосов избранным считался человек, набравший 25% от общего числа участвовавших в выборах плюс один голос. Сейчас ситуация полностью изменилась. Мажоритарная система абсолютного большинства упразднена и введена мажоритарная система относительного большинства, то есть на выборы могут прийти всего трое: муж, жена и дочь. Двух голосов "за" достаточно, чтобы стать президентом страны.
Учитывая всю важность и значимость предстоящей выборной кампании, введение столь безответственной системы свидетельствует о весьма субъективном подходе парламента к решению данной проблемы. Это имеет далеко идущие последствия, которые сыграют крайне негативную роль в политической жизни Казахстана.
- Но ведь изменения в Конституцию внесены с учетом ориентации на одну фигуру, на одну личность?
- Понимаете, в чем дело... если парламент принимает сиюминутные решения в интересах одной лишь фигуры, но не в интересах государства, народа, то такой парламент нам просто не нужен. Еще три года назад я говорил, что такой парламент не нужен. Еще два года назад я обращался к самим парламентариям с призывом самороспуститься.
Я думаю, что после последних решений можно констатировать отсутствие законодательного органа у нас в республике. По названию, формально он есть, а по содержанию его нет.
- А каким, на ваш взгляд, должен быть парламент?
- Парламент во всем мире выражает местные специфические интересы, то есть представляет интересы того самого электората, который делегирует ему свои права и полномочия.
- Но у наших депутатов нет императивного мандата, на что они всегда ссылаются...
- Вопрос состоит в другом, а не в тех юридических коллизиях, о которых вы говорите. Вопрос стоит иначе - в той степени ответственности, которой должна быть проникнута деятельность наших депутатов. Их главная задача - представлять интересы того электората, который избрал их. А интересы электората достаточно просты: газ, электричество, тепло, еда, рабочие места, вовремя полученная заработная плата, стипендия, пенсия и другие социальные пособия. В принципе ничего особенного, но наши парламентарии не соответствуют даже этим минимальным потребностям электората. У нас нет настоящего парламента, а имеется орган, который носит такое название.
- Нурболат Эдигеевич, вы заявили, что в выборах будете участвовать обязательно. Но что изменится от вашего личного участия или неучастия?
- Мое личное участие в выборах означает меру ответственности за судьбу страны. Часто можно услышать как "маленький" человек - обыватель восклицает: "А что я могу?" жалобно блеющим голоском. Вот ты как раз можешь только одно: прийти на избирательный участок и участвовать в выборах. "Серенький" обыватель, если у него есть чувство собственного достоинства и он действительно уважает себя (боюсь, что таких в Казахстане мало), придет на эти выборы и проголосует против существующего порядка вещей. Он обязательно постарается настоять на том, чтобы его голос был услышанным, чтобы его выбор не был фальсифицирован правящим режимом.
- Но на стороне власти - правоохранительные органы, армия, СМИ...
- Айгуль, вы говорите так, как раньше выражались инструкторы райкома партии. Но тем не менее карточный дом под названием КПСС и Советское государство рухнули, казалось бы, в одночасье. Оказалось, что воли и мужества чуть ли не одного человека, а именно Бориса Николаевича Ельцина, достаточно, чтобы завалить такую махину. Люди могут, но не хотят взять на себя ответственность и поэтому, когда этим "маленьким людям" станет плохо, они могут пенять только на себя самих.
- Несколько раз вы говорили о том, что Акежан Кажегельдин объективно хуже для Казахстана в качестве лидера, чем Нурсултан Назарбаев. Сегодня ваша позиция изменилась. Чем это объяснить?
- Как реалист-политолог, я вполне объективно оцениваю все достоинства г-на Кажегельдина и при всем моем крайне отрицательном отношении к этой персоне, я должен сказать: ечь идет не о нем вообще, речь идет о том, что в Казахстане сформировалась однополюсная политическая система, когда на общенациональном уровне власть находится в руках одного человека. Когда не действует ни одна структура: правохранительные органы, суды, оппозиция, профсоюзы, парламент, Кабинет министров, свободные СМИ. Нет никого, есть только одна фигура, которая выбирает политические и экономические решения, исходя из своих личных интересов. Поэтому для того, чтобы наша страна получила хотя бы один маленький шанс на что-то, нам необходимо перейти от однополюсности к двум полюсам. Нам нужен второй полюс в лице легитимизированного системой выборов альтернативного кандидата, присутствие которого заставит нашего правителя - действующего президента страны - корректировать свои решения, хоть как-то оглядываться вокруг. А у народа, демоса, электората появится возможность апеллировать к этому второму полюсу, делегировать ему наши права и полномочия с тем, чтобы он их защищал. Таким образом, наличие двухполюсной системы даст возможность немного расширить жизненное пространство нашего общества, создаст предпосылки для последующего развития нашей страны. Поэтому вопрос состоит в том, кто может создать второй полюс. Если г-н Кажегельдин больше других соответствует этой идее, то ради Бога. Я призываю всех идти на выборы и голосовать за Акежана Магжановича. Если появится какая-то другая кандидатура, я буду поддерживать и ее. Но хотел бы заметить, что все другие фигуры являются не более, чем креатурой главы государства, марионетками, подставками своего рода, провокацией для того, чтобы отнять голоса у г-на Кажегельди-на. Поэтому я считаю, что общество должно четко понимать и осознавать меру своей ответственности за положение дел в государстве. Еще не все потеряно, и с появлением двух полюсов связан шанс для развития нашего общества.
- Акежан Кажегельдин может и не оказаться в числе кандидатов в президенты страны. Под любым предлогом, включая административное взыскание, власть имущие постараются не зарегистрировать его кандидатом...
- Прекрасный вопрос. Ситуация заключается в том, что г-на Кажегельдина могут не допустить к выборам и это еще лучше, чем непосредственное участие в выборах. Не допустив Акежана Кажегельдина к выборам, власть легитимизирует его как альтернативную фигуру еще до выборов и, следовательно, задача, о которой я так пекусь, будет выполнена. Я могу сказать только одно: огромное спасибо судебным органам и прокуратуре Казахстана за такое решение. Благодаря этому, даже против воли самого г-на Кажегельдина, мы будем двигаться к двухполюсной системе. Выборы в данном случае ничего не решают. И в этом случае я призываю избирателей пойти на выборы и голосовать за черта, дьявола, кого угодно, но только против нынешнего полицейского режима.
- Выборы закончились. Нурсултан Назарбаев вновь победит. Что он станет предпринимать?
- Совершенно очевидно, что после выборов режим перейдет к жестким действиям, атаке на демократические ценности в Казахстане. Для нас очень важно понимать, что наш приход на выборы будет означать задачу-максимум - появление во власти новой политической элиты, задачу среднесрочной важности - создание двухполюсной системы, задачу-минимум - показать режиму, что мы не будем долго ждать и терпеть. После выборов, видимо, представители демократической интеллигенции Казахстана будут подвергаться каким-то репрессиям, выдавливанию из страны. Но я считаю, что путь политического терроризма, на который постепенно скатывается режим, обернется концом правящего строя и я хотел бы предупредить г-на Назарбаева о том, что его атаки не принесут ему никакого успеха. Я в этом глубоко убежден, ибо тем самым президент Назарбаев восстанавливает против себя не только уже историю как таковую (он уже вошел в историю со знаком минус), но и весь демократический мир, прежде всего народ Казахстана.
Весной начнется жесточайший кризис, связанный с социальными проблемами. И тогда несколько факторов предъявят всему миру банкротство правящего режима. И выборы окажутся лишь одним из этапов. Уже через год после выборов будет совершенно другая политическая ситуация и я не исключаю, что через какое-то время придется проводить новые выборы.
Дело в том, что режим с самого начала встал на путь компрадорского развития. А компрадорский режим подобен наркоману, который сидит на игле и зависит от внешних инъекций.
В данном случае в связи повышением цен, растущей конъюнктуры, понижением рейтинга Казахстана в мире и политическими репрессиями приток извне будет сужаться. Способы зарабатывать изнутри уже сейчас иссякли, приватизация закончилась, зерновая продукция на пределе, валютный приток ресурсов все меньше. И уже весной режим вынужден будет объявить себя банкротом. Внутренние ресурсы автократического режима в Казахстане подходят к своему завершению и поэтому власти начнут апеллировать к внешней среде. Здесь-то как раз вопросы, связанные с демократическими ценностями, могут стать камнем преткновения. И поэтому режиму рано или поздно придется решиться на некоторые подвижки. Нельзя долго, бесконечно долго обманывать всех. Можно обманывать свой режим, но крах России показал, что все постсоветские страны, за исключением Прибалтики, исчерпали кредит доверия зарубежных государств. Ныне существующие режимы должны уйти в прошлое и я надеюсь, что XXI век мы встретим в иной ситуации.
- Спасибо за беседу. Будем надеяться, что ваши прогнозы сбудутся.
"Дат" 2 ноября 1998 года
TNVP