Не валяй дурака, Америка!

Ержан КАРАБЕКОВ

Казахстан вновь на распутье. Судьба выбора зависит, как ни странно, от двойных стандартов Запада

Президенты Билл Клинтон и Нурсултан Назарбаев в Вашингтоне почти восторженно говорили о демократическом развитии Казахстана. Однако, события последних лет в нашей стране никак не укладываются в канву общечеловеческого прогресса. Почему же США закрывают глаза на откат от демократии в Казахстане, почему делают вид, что ничего не замечают? Политическая тусовка в посольстве США в понедельник, куда были приглашены некоторые лидеры оппозиции и независимые эксперты, плавно вылилась в обсуждение этого неприятного для вашингтонских миссионеров вопроса.

Демократизация или дедемократизация?

Собравшиеся в этот день в посольстве США казахстанские гости были приглашены на встречу с послом по особым поручениям Госдепартамента, специальным координатором политики США в отношении новых независимых государств Стивеном Сестановичем. Он прибыл в Алматы для участия в 5-ом заседании Казахстанско-американской совместной комиссии (КАСК). Участникам дискуссии на кусочке территории ведущей державы был представлен новый посол в Казахстане Ричард Джоунс, который окончательно приступит к работе в декабре. В отличие от железной леди Элизабет Джоунс, он производит впечатление демонстративно-уравновешенного, по-фермерски неторопливого, преуспевающего в мирских заботах джентльмена. Видимо, потому он не проронил в течение полутора-двух часов ни единого слова. Зато наступателен был сам вашингтонский визитер, он выразил большую нужду выслушать мнение оппозиции и независимых экспертов о последних политических событиях в Казахстане. Чем гости естественно, не премину ли воспользоваться.

Однако, они обрушили немало жестких слов в адрес США, ОБСЕ, Запада вообще. Надо отдать должное гостям, ни один из них не злоупотребил вниманием хозяев и не пожаловался на личную судьбу. А в зале сидело немало злостных административных правонарушителей, в том числе с начальным тюремным опытом. Петру Своику, например, назавтра предстояло заглянуть на любезную беседу к подполковнику милиции П. Тепсаевой на предмет трех статей Уголовного кодекса мерою в шесть-семь годков (в аккурат новый срок президентства). Но экс-министр и лидер оппозиции вовсе не собирается менять свою политическую лексику на блатной жаргон. "Сегодня наступил момент истины. Все эти годы США довольно успешно делали вид, что верят в движение Казахстана к демократии", - сказал П. Своик.

Две причины стали поводом для "затягивания гаек" по-астанински. Это грядущий экономический кризис, который может разразиться уже через несколько месяцев. Власть потеряла не только доверие народа, но и уверенность в себе. После десятого января Казахстан ждут два пути: или к демократии, или к жесткому тоталитаризму. Выборы президента, скорее всего, будут безальтернативными, в случае политической изоляции Акежана Кажегельдина. Недопуск Кажегельдина и блокада независимых СМИ вообще поставит под сомнение участие западных наблюдателей, считает Евгений Жовтис. К чему поддерживать фарс? Тем более, по мнению Мэлса Елеусизова, незаконна сама парламентская затея с досрочными выборами. Уроки референдумов 1995 года показали размытость реакции США, подчеркнул Сейдахмет Куттыкадам. Ни одно условие ОБСЕ (свободное участие в политической жизни, гарантии свободного процесса выборов) в Казахстане не выполняется. Такие вот острые вопросы деятелей оппозиции чуть было не загнали вашингтонского гостя в угол. Но не тут-то было. Стивен Сестанович нашел чем парировать: "Мы не можем указывать другим странам, как управлять у себя - это несовместимо с демократией. И вот почему ОБСЕ играет здесь важную роль: эта организация должна серьезно отнестись к нарушениям демократических норм".

Вашингтонские иллюзии как бы рассеяло шокирующее выступление Елены Никитенко, менеджера имиджмейкерской группы А. Кажегельдина, подвергшейся 24 октября разбойному нападению. Подлому акту предшествовала серия шантажа, давления и угроз. За неделю до покушения с ней беседует аким Алматы В. Храпунов, 19 октября ее увольняют из КазГНУ, потом начались звонки с требованиями прекратить свою деятельность. Избиение, травма головы и жуткие осложнения здоровья не стали кульминацией: милиция торопится закрыть дело. Девушке говорят: "У Вас неадекватное отношение к действительности, сложное психическое состояние. Может, Вы просто испугались и упали на асфальт?" Это сколько же раз надо биться головой об асфальт, да еще возле своего дома, в ранний вечерний час?

Скорбный рассказ девушки, не снимавшей темные очки, чередовался затем с дебатами по вопросу "бойкотировать западным наблюдателям или не бойкотировать недемократические выборы в Казахстане". Эту тему инициировала Нинель Фокина, сожалевшая, что беседа вернулась в русло по принципу "как нам плохо". Вашингтонские гости особо оживились, выясняя позицию казахстанской политической и интеллектуальной элиты по этому щепетильному для Запада вопросу.

Наблюдать или не наблюдать?

По мнению большинства присутствующих, неучастие Запада в выборах, в случае их чрезмерной несправедливости, станет влиятельным рычагом давления на власти Казахстана. Неучастие наблюдателей ОБСЕ станет пощечиной режиму, ведь деятельность оппозиции всячески нейтрализуется, а США заняли позицию "моя хата с краю". Непризнание выборов на международном уровне грозит Казахстану серьезными политическими, экономическими санкциями. Проще говоря, власть расстанется с иллюзиями о равноправных отношениях с ведущими странами мира. Самый важный геополитический фактор - Казахстан как антидемократическое государство потеряет стабильность, а это неминуемо отразится на ситуации в регионе и во всем мире. По мнению Нурбулата Масанова, демократы Казахстана обманулись в Западе. Если политическая жизнь в Казахстане не вернется в нормальное русло, страну ждет судьба Сомали, Чада, Афганистана. Мир получит новую зияющую рану.

Разговор коснулся, естественно, и личности А. Кажегельдина. Но, надо отметить, о нем говорили вскользь, как о состоявшемся явлении. Характерно, что оппозиция в публичных действиях старается не вспоминать его вчерашнюю деятельность на посту премьер-министра. Старое не поминают, разумеется, по причине консолидации оппозиции, о которой так пренебрежительно отзывался реформатор. Независимые эксперты (Н. Масанов) считают благом появление на арене Кажегельдина - оппозиционера, ибо его фигура положила конец однополюсности. Теперь массам, мировому обществу есть к кому апеллировать помимо Н. Назарбаева, а это - уже предпосылка к запоздавшему витку истории Казахстана. Лидер коммунистов С. Абдильдин, напомню, "выбирает из двух зол меньшее". Сегодня А. Кажегельдин инвестирует в демократию гораздо эффективнее, чем некогда в агонизирующую экономику. Как экономический журналист, я всегда сомневался в его стратегических шагах, в концессии, в пенсионной реформе. Самое болезненное, А. Кажегельдин не инициировал в свое время борьбу с неплатежами отечественных предприятий, с внутренним государственным долгом. В грядущем экономическом суперкризисе аукнутся просчеты и его правительства.

Участие А. Кажегельдина в президентских выборах имеет принципиальный характер, резюмировали участники дискуссии в посольстве США. Очень скоро Вашингтон должен опубликовать свою позицию по отношению к ключевым аспектам выборов 10 января. Каким будет слово Белого дома? Не исключается, по-моему, вариант лоббирования интересов оппозиции, ненавязчивое приведение Астаны в чувство приличия. Но, скорее всего, Вашингтон вновь прикроется тезисом невмешательства во внутренние дела других государств. Политические шалости в обмен на согласие колонизации, безудержное выкачивание природных богатств - вот истинная формула торга. В аккурат к 2030 году Россия и Китай получат еще один взрывоопасный буфер. О, кочевники мои, когда же вы сами будете властвовать судьбой своей полынной степи?!

"XXI век" 5 ноября 1998 года

TNVP TNKU