Выборы в Казахстане: чувствуется присутствие Запада

Стив ЛЕВАЙН, "Нью-Йорк таймс", 25 октября

За последние восемь недель, сообщил Акежан Кажегельдин, его пресс-секретарь подвергся нападению неизвестных, в редакцию газеты, к которой он имел отношение, была подброшена бомба, а в него самого стреляли.

Если цель всех этих акций - вынудить бывшего премьер-министра отказаться от участия в борьбе за пост президента, то его этим не запугать.

Он приобрел бронежилет, нанял ряд адвокатов из Вашингтона и включился в предвыборную кампанию.

"Пусть стреляют, если смогут", - заявил Кажегельдин. - Этим меня не остановишь".

Происшедшее с ним является еще одним примером политической автократии Прикаспийского региона, который никогда не был особо демократическим. Фальсификация итогов голосования является нормой, а перевод верховной власти совершается только в переворотах.

Здесь, в Казахстане, Назарбаев, который до недавнего времени пользовался имиджем политика, придерживающегося относительно умеренных взглядов, решил укрепить свою власть. Его "резиновый" парламент отменил пределы срока пребывания у власти, что вынудило бы уйти с поста в 2005 году, и, фактически, предоставил ему свободу пожизненного пребывания у власти, к чему, по мнению некоторых западных аналитиков, он и стремится.

Суд, контролируемый президентом, угрожает Кажегельдину дисквалификацией в выборах 10 января, ссылаясь на закон, запрещающий участие в выборах человеку, даже замешанному в ДТП. На повестке дня - восьмидесятидолларовый штраф, которому Кажегельдин подвергся за встречу с политическим движением, не зарегистрированным в Правительстве. За разрешением данного вопроса Кажегельдин обратился в высшие инстанции.

"Если политики Казахстана намерены продолжать такое "удушение", - говорит Адам Смит Альбион, эксперт США в регионе, - то это более всего будет напоминать то, как в советские времена расправлялись с лицами, не угодными правительству".

Несомненно, Кажегельдин вдохнул жизнь в одностороннюю политику региона. Вместо привычного, вялого, набившего оскомину кандидата от оппозиции, властям Казахстана противостоит умнейший бизнесмен, опубликовавший книгу о своих экономических идеях на английском языке и объездивший всю Европу.

Кажегельдин нашел свою счастливую звезду в последние годы существования Советского Союза. Будучи направленным в московскую Академию КГБ для изучения состояния международных дел, он подрабатывал на черном рынке, торгуя металлическим ломом, за что и был изгнан из агентов в 1989 году. Затем он разбогател, переправляя химические удобрения контрабандой за рубеж.

Пять лет спустя Назарбаев назначил его премьер-министром. Кажегельдин начал распродажу одряхлевших сокровищ промышленной базы Казахстана - нефтяных месторождений, заводов по очистке и комбинатов - и стабилизацию новой валюты: тенге.

Попутно он укреплял независимую политическую базу. В октябре прошлого года был смещен с поста.

С тех пор он направил все силы на борьбу со своим бывшим шефом. Помимо прочих, на службе" у Кажегельдина также состоят две американские юридические фирмы и специалисты по делам с общественностью "Хилл и Ноултон".

В числе сторонников Кажегельдина - Бигельды Габдуллин, главный редактор еженедельника "XXI век", в чью редакцию 26 сентября была подброшена бомба.

"У Назарбаева лишь одна цель - остаться у власти, - говорит Габдуллин. - Он хочет избавиться от тех, кто ему мешает".

Кажегельдин, несомненно, кому-то очень мешает. По его сообщениям, 13 октября он прогуливался после конной езды, когда раздались два выстрела. Телохранитель схватил его, и они оба бросились в укрытие, за машину.

Рядом с этим событием комичными выглядят попытки того, что дипломаты называют "заставить Кажегельдина замолчать". Когда недавно в одном из лучших отелей Алматы представитель одной из нанятых им американских юридических фирм обратился с речью к журналистам, в зал ворвался управляющий и потребовал прекращения встречи. Когда его проигнорировали, он погасил в зале свет.

Вслед за этим КНБ провел уникальную пресс-конференцию. 2 ноября Альнур Мусаев сообщил, что Кажегельдин лжет о том, что в него стреляли. Далее он заявил, что бывший премьер-министр "не имеет морального права возглавлять наше государство", так как на него заведено дело по подозрению в отмывании незаконных денег в Бельгии.

Кажегельдин заявляет о несостоятельности такого обвинения. В Брюсселе это заявление не смогли прокомментировать.

"XXI век" 5 ноября 1998 года

TNVP