Возможны варианты
Виктор Верк
Итак, господа, до официального старта первого в Казахстане президентского дерби остается один день. Завтра, 10 ноября, начинается регистрация кандидатов на пост главы государства.
А накануне из главного штаба выборов - Центризбиркома - пришло известие о том, что страна располагает уже целыми четырьмя зарегистрированными соискателями госдолжности номер один. Кроме действующего президента Нурсултана Назарбаева еще трое наших сограждан, на взгляд ЦИК, соответствуют всем требованиям к соискателю. Это сенатор Энгельс Габбасов, лидер компартии Серикболсын Абдильдин и вице-президент научно-производственного центра "Мунай" Жаксыбай Базильбаев. Прямо скажем, совсем не дурно для страны, только-только вышедшей из рукава партийной (а вернее, однопартийной) шинели.
Правда, скептики не склонны особо радоваться этому факту. Ибо ЦИК пока снял-таки с дистанции еще одного участника предвыборной гонки - экс-премьер-министра Акежана Кажегельдина. По словам "главной выборщицы" страны Загипы Балиевой, сказанным на пресс-конференции в четверг, попытаться стать президентом бывшему премьеру мешает привлечение его к административной ответственности Медеуским райсудом южной столицы. По указу президента, имеющему силу конституционного закона о выборах, кандидатом в президенты не может быть зарегистрирован человек, в течение года перед выборами имевший административное взыскание. У нас есть такой человек, и мы его знаем: это гражданин Кажегельдин А. М.
Однако точку в этой истории ставить, видимо, рано. Во всяком случае, именно в этом ключе выдержано заявление пресс-секретаря президента, опублико-ванное в субботу официальными СМИ.
В нем Асылбек Бисенбаев напоминает: "Решение Центризбиркома отнюдь не лишает ни одного из кандидатов возможности участия в выборах и не означает, что кандидатура А. Кажегельдина не будет зарегистрирована" (выделено мной. - В.В.).
Что же следует из этого заявления, которое, по сути, есть не что иное, как озвученная публично позиция главы государства? Во-первых, Нурсултан Назарбаев явственно продемонстрировал всем сомневающимся: он не боится конкуренции. Во-вторых, он заинтересован не просто в конкуренции, а в конкуренции честной
и открытой. Здесь, как говорится, возможны варианты.Вариант первый. Г-н Кажегельдин последует совету г-на Бисенба-ева и обратится с заявлением в вышестоящий (в данном случае - в Алматинский городской) суд. Если его аргументы убедят городских служителей Фемиды отменить решение своих районных коллег, у Акежана Магжановича будет еще предостаточно времени, чтобы получить новенькое удостоверение кандидата в президенты: регистрация официально заканчивается только 30 ноября.
Вариант второй. Бывший премьер не захочет проходить через судебные инстанции и обратится напрямую к главе государства как к гаранту Конституции с просьбой о помиловании. Конечно, такой шаг потребует от г-на Кажегельдина определенного гражданского мужества: ведь человеку, публично бросившему перчатку своему вчерашнему патрону, придется апеллировать к его великодушию и, если угодно, снисходительности.
Зато и в первом, и во втором случаях он сохранит себя как публичный политик и сможет доказать своим сторонникам и противникам: в политику он пришел не просто "сорвать банк", а с самыми серьезными и "долгоиграющими" намерениями.
Наконец, вариант третий. Споткнувшись на Центризбиркоме, гражданин Кажегельдин ни к кому апеллировать не будет. Просто хлопнет дверью и отплывет в какую-нибудь тихую гавань в ближнем или дальнем зарубежье, бросив напоследок: "Ну я же говорил!"
Вот как раз в этом случае он даст лишний повод многим (в том числе - из его сторонников) вспомнить прозвище "международный брокер", приклеившееся к нему с легкой руки какого-то остроумного оппозиционера. А что такое брокер? Это человек, для которого, извините за банальность, вся жизнь - игра, где Отечество - игровое поле, а соотечественники - "голубые фишки", ценные бумаги и прочие аксессуары рынка.
Если бывший премьер и возможный кандидат изберет именно этот путь, то ему на первых порах светят все прелести политического диссидентства: переиздание книг, интервью ведущих газет, курсы лекций о Казахстане в каком-нибудь средней руки западном университете. Вот что уж ему не светит точно - так это политическое будущее в собственной стране.
Впрочем, о чем это я? Выбирать-то ему. Как он реализует свое право выбора - станет ясно уже совсем скоро.
"Караван" 9 ноября 1998 года
TNVP