Притесняют ли русских в Казахстане?

 

В последнее время лидеры республиканского славянского движения "лад", русских и казачьих организаций обращаются к президенту страны, парламенту республики Казахстан, кандидатам в президенты республики Казахстан с требованиями, носящими ультимативный характер. В обращениях указывается, что высказанные в послании президента страны народу Казахстана от 30 сентября 1998 года положения о дальнейшей демократизации общества якобы ущемляют права русских.

Так ли это? На этот и другие вопросы нашего корреспондента отвечает председатель Русского союза Казахстана Борис Цыбин.

- Борис Константинович, как известно, 10 января 1999 года состоятся выборы Президента Республики Казахстан. Что вы можете сказать о кандидатах на этот высокий государственный пост?

- Что касается Акежана Магжановича Кажегельдина, то здесь, очевидно, просматривается аналогия с Виктором Степановичем Черномырдиным. Он, скажем так, развалил все народное хозяйство, а теперь хочет, чтобы ему вновь доверили бразды правления? Ну куда все это годится?!

- Вы, Борис Константинович, как бы сравниваете Кажегельдина с Черномырдиным?

- Я их как людей не сравниваю. Но как первые лица правительства и тот, и другой позаботились о том, чтобы промышленность свалить на бок, а сельское хозяйство совсем разрушить. И ведь не зря говорят, что предвыборная команда Черномырдина помогает претенденту на высший пост в нашей стране Кажегельдину.

- Почему такое, на ваш взгляд, происходит?

- Видимо, была допущена существенная ошибка, когда президентскую форму правления механически перенесли с Запада на Казахстан. Пятилетний срок правления в переходный период крайне мал для проведения реформ, способных вывести нашу страну из экономического кризиса, который в последнее время охватил немало стран мирового сообщества. Поэтому справедливым должно быть то, что создатель долгосрочной программы развития страны вправе выполнить ее до конца. Отсюда в сложившейся ситуации может быть только одна кандидатура: нынешнего Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. И это можно считать объективной необходимостью.

- В последнее время некоторые русские, славянские и казачьи организации поднимают так называемый русский вопрос. Что вы, Борис Константинович, можете сказать по этому поводу?

- Обращения к Президенту страны названных вами организаций - это ультиматум национально настроенных объединений. Если бы их энергию направить в деловое русло, тогда можно было бы снять многие вопросы, которые муссируются на протяжении нескольких лет. В этих обращениях нет ни одного слова по стратегии "Казахстан-2030", но требований к Президенту великое множество...

Поскольку ты гражданин Казахстана, то начинать надо не с требований к главе государства, а с тех обязанностей, которые ты в соответствии с Конституцией должен выполнять. Они знают, как и зачем надо делать то или другое, а остальные, по их мнению, ничего этого не знают. Это как раз и приводит к напряжению в межнациональных отношениях.

- Вы, Борис Константинович, один из сторонников создания Гражданской партии. Какова ваша позиция в этом вопросе?

- Гражданская партия создается в поддержку отечественного производства, нашей экономики. Сейчас наш народ понимает, что для дальнейшего развития необходимо поднимать нашу промышленность.

- Обращения, о которых мы с вами говорили, не являются ли результатом русского шовинизма? Я всю жизнь прожил в Казахстане, мои прадеды родились на этой земле, когда начиналось строительство крепости Верный. И я не видел, не чувствовал, чтобы особенно сейчас кто-то притеснял русских или представителей других национальностей, проживающих в Казахстане. Что можно сказать на это?

- Здесь, видимо, надо дать оценку тем, кто подписывает такие обращения, и обратить внимание на уровень понимания ситуации, ее сущности.

Создана Ассамблея народов Казахстана, всем национально-культурным центрам выделены помещения с телефонами, им оказывается материальная поддержка в это трудное время. О каком притеснении можно говорить? Видимо, Бунакову, Михайлову и иже с ними выгодно поддерживать искусственно создаваемое ими напряжение в так называемом русском вопросе.

В связи с этим хочется привести такой пример. Недавно прошла конференция корейцев Казахстана. Ни с какими требованиями они ни к кому не обращаются, а делают дело, направленное на развитие своего языка, сохранение культуры, традиций и обычаев.

- Моя бабушка рассказывала, что до революции на дверях Вознесенского собора висела табличка: "Собакам и киргизам вход воспрещен!" Не хотят ли руководители названных нами русских организаций возвращения к дореволюционному прошлому?

- Элементы шовинизма присутствовали с самого начала, когда русская община стала якобы "открывать" глаза населению на то, что те не такие, другие не такие, и все должно делаться так, как этого хотят руководители русской общины. Юрий Захарович Бунаков любит называть себя русским националистом. Если ты русский националист в высоком понимании этого слова, то и веди себя соответственно: не позволяй, чтобы тебя уличали в мошенничестве, не занимайся нечистоплотными делами, не присваивай себе общественные деньги, вовремя отдавай долги.

А когда за эти неблаговидные дела человека привлекают к суду, то он, нисколько не смущаясь, заявляет, что его притесняют как лидера общественной организации...

На мой взгляд, эти люди стучат по пустому ведру. Чем больше грома и шума они создают, тем больше получают из России дополнительные деньги, которые неизвестно куда и на что идут. Особенно это не красит их, когда шахтеры, учителя, врачи месяцами не получают зарплату. Видимо, кому-то очень хочется, чтобы в Казахстане вместо мира и стабильности было как на Кавказе, в Таджикистане и других горячих точках бывшей российской империи.

Надо не искать причины, оправдывающие писак названных мною обращений, а изучить опыт работы Казахстана по сохранению межнационального единства и сплоченности.

Каким бы ни был Президент страны, но если мы все не сумеем сплотиться для решения всех наших бед и стоящих в связи с этим задач, то ничего не получится. И от того, кого мы изберем 10 января 1999 года, будет зависеть и будущее Казахстана, и то, как мы, все Казахстанцы, будем дальше жить.

"Вечерний Алматы" 9 ноября 1998 года

TNVP