Решение о проведении досрочных выборов - более чем своевременное

Ерлан САИРОВ, политолог

От редакции

Мажилис, объявив досрочные выборы с согласия Президента, фигурально выражаясь, нажал на спусковую пружину избирательной кампании. В связи с чем открылись шлюзы для политологических, политических, социологических аналитических материалов в СМИ, оценивающих шансы претендентов на президентское кресло...

Наша газета не может оставаться в стороне от главной интересующей народ темы. Но высказывания авторов не есть точка зрения редакции. Задача "Начнем с понедельника" - представить разнообразие мнений, суждений, предположений. Для чего согласно ст. 1 Закона о печати мы и существуем: "Свобода слова и печати, гарантированные гражданам Конституцией Казахской ССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации, идей в любых формах, включая печать, другие средства массовой информации".

Выход здесь мог быть только один. И он найден...

Сегодня Казахстан стоит на пороге события, недооценить важность которого для будущего страны трудно, а точнее, просто невозможно. Поскольку 10 января казахстанцам предстоит выбрать, кто возглавит республику на ближайшие семь лет. И от этого выбора зависит завтрашний день каждого из нас. Рискну предположить: в пылу споров и дискуссий о "конституционности" и "легитимности", инициируемых силами, стремящимися к власти, но не имеющими для этого достаточного потенциала, немногие дали себе труд задуматься - чем было вызвано это решение. А между тем основания для такого шага были более чем серьезными и весомыми - в данный момент промедление недопустимо. И решение о проведении досрочных выборов, являющееся, пожалуй, одним из самых решительных шагов казахстанских парламентариев за последнее время, более чем своевременно, а нападки на законодательную власть, якобы устроившую политическое шоу, выглядят несколько нелепо Поскольку глупо было бы обвинять в недальновидности тех, кто просчитывает партию на много ходов вперед.

В последнее время в высказываниях аналитиков, еще несколько месяцев назад безудержно радовавшихся тому, что мировой финансовый кризис обошел Казахстан стороной, значительно поубавилось оптимизма. Начало этому было положено с падением мировых цен на нефть, чего наша экономика, в значительной степени ориентированная именно на добычу, переработку и реализацию "черного золота", не могла не почувствовать на себе. Второй удар - падение цен на металлы, составляющие около 50% экспорта страны. Плюс резкое сокращение объема экспорта обеих вышеназванных составляющих нашей и без того довольно относительной экономической стабильности. В результате сегодня уже все признают: худшие дни для Казахстана еще не настали - волна финансового кризиса грозит захлестнуть нашу молодую суверенную республику в начале следующего года.

Давайте на некоторое время "забудем" о решении провести досрочные выборы и попытаемся представить себе возможный сценарий развития событий, которые могли бы произойти, останься все, как было.

В течение всей предвыборной кампании кандидаты будут обещать золотые горы. но это - спекуляция на тяжести момента

Итак, на дворе конец зимы • начало весны 1999 г. Казахстан неудержимо втягивается в воронку мировой экономической лихорадки. И глобальные финансовые проблемы в аккурат совпадают по времени с началом даже не одной, а сразу двух предвыборных кампаний - президентской и парламентской. Проблему номер один, которая неминуемо возникает в этом случае, можно охарактеризовать одним словом - "недосуг". Разумеется, это не означает, что экономика страны будет брошена на произвол судьбы, но сил на вытягивание Казахстана из пропасти будет потрачено гораздо меньше, чем если бы это было сделано в другой ситуации. Эти силы будет отнимать борьба за власть, являющаяся, как известно, делом весьма трудоемким.

Вторая проблема, пожалуй, еще более серьезна, поскольку таит в себе непредсказуемые последствия. Самые разные политические силы будут пытаться не столько вывести страну из финансового тупика, сколько сколотить себе на этих затруднениях политический капитал. И здесь вариантов может быть великое множество, но превалировать над всем будут два основных тезиса - обвинения действующей власти в недальновидности, неспособности справиться с трудностями в данный момент времени и обещания разобраться со всеми накопившимися вопросами в самом ближайшем будущем. Но только в том случае, если предпочтение будет отдано именно тем, кто эти тезисы озвучил. Такая спекуляция на тяжести момента чревата огромными проблемами, как, впрочем, и все подобные популистские игры на публику. Народ, уставший от перманентной социально-бытовой неустроенности и напуганный возможной жутковатой перспективой завтрашнего дня, которая будет в красках расписана потенциальными "благодетелями", может пойти не за тем, кто предложит реальную и - что наиболее вероятно - довольно жесткую программу выхода из кризиса, а за тем, кто будет в течение всей предвыборной кампании обещать золотые горы, не имея на то сколько-нибудь веских оснований. И вероятность этого очень велика - поскольку в трудных ситуациях у людей притупляется способность рассуждать здраво, без эмоций.

Нельзя повторять российский вариант сценария предвыборной гонки

Именно по вышеописанному сценарию развиваются в данный момент события в России, где предвыборная гонка как раз набирает обороты. С одной стороны, северный сосед задыхается в тисках тяжелейшего экономического кризиса, с другой - пытается определиться с возможными претендентами на пост главы государства. И шаги, которые предпринимают потенциальные кандидаты под флагом борьбы с финансовыми трудностями, на деле являются не столько реальными попытками поправить существующее положение, сколько стремлением набрать себе максимальное количество очков для предвыборной кампании. Однако обещания в карман не положишь. Вот и выстраиваются за подаянием у здания Госдумы РФ тысячные очереди пенсионеров, лишившихся в результате кризиса даже тех крох, что имели раньше…

Кстати, ситуация в России заставляет задуматься еще кое о чем. Если действующий президент РФ Борис Ельцин (хотя действующим, в свете последних событий, его назвать довольно трудно) открыто выражал свои симпатии как Казахстану в целом, так и главе соседнего государства в частности, то каким будет внешнеполитический курс России после 2000 г. в отношении своего партнера по СНГ, сегодня предсказать довольно сложно. Более того, трудно говорить даже об этой дате: самый поверхностный анализ политической обстановки в РФ говорит о большой вероятности досрочного сложения полномочий нынешним президентом. Если это произойдет в тот момент, когда Казахстан будет лихорадить от предвыборной гонки, мы рискуем оказаться в весьма уязвимом положении, - очень многие российские политики не слишком заинтересованы в экономически стабильном и сильном соседстве. Несмотря на публичное декларирование одобрения реформаторского курса, по которому наша страна идет последние годы, некоторые силы в России гораздо охотнее предпочли бы иметь под боком сырьевой придаток (как это было во времена советские), а не реального конкурента в вопросе привлечения иностранных инвестиций. А то, что в этом вопросе Казахстан сейчас довольно ощутимо опережает Россию, подтверждается как оттоком иностранного капитала из последней, так и рядом крупных выгодных контрактов, заключенных первым. И здесь нелишне привести несколько примеров. Так, в сентябре национальная нефтегазовая компания "Казахойл" подписывает контракт с крупнейшими японскими и американскими компаниями о передаче казахстанской доли в проекте по освоению каспийского шельфа. Сделку эту практически сразу окрестили еще одним "контрактом века" - по ней казахстанская сторона получает более 2 млрд долларов прямых инвестиций. Совсем недавно с крупными инвестиционными предложениями обратились к Казахстану германский автомобильный гигант "Даймлер-Бенц", японская корпорация "Марубени".

При раскладе сил северного соседа казахстанский парламент принял единственно верное и нужное решение

Если попытаться в нескольких словах спрогнозировать возможное поведение сегодняшних потенциальных кандидатов в президенты России, то картина может получиться примерно следующая. Лужков, который хоть и не делал громких заявлений о политике в рамках СНГ, отстаивает Севастополь от притязаний братской Украины почти как родное Кунцево от Наполеона. Вряд ли его имперские амбиции ограничатся Крымом. Зюганов с Селезневым охотно говорят о братстве народов, но все в рамках какого-то союза, сильно смахивающего на прежний СССР (достаточно вспомнить их инициативу о денонсации Беловежских соглашений). Лебедь, судя по его поведению, как всякий военный, считает: чем больше плацдарм, тем лучше. Что касается нашего с вами земляка, лидера ЛДПР Жириновского, то его обещание омыть сапоги в Индийском океане уже стало не менее знаменитым, чем хрущевская "кузькина мать"...

При таком раскладе сил промедление действительно может быть подобно смерти. Во всяком случае, значительные потери в вопросах независимости, а также экономической, внешне- и внутриполитической стабильности Казахстану были бы обеспечены, не прими парламент единственно верное и нужное в данный момент времени решение. Споров по данному поводу будет еще, скорее всего, много, однако отрицать необходимость сохранения уже достигнутых Казахстаном на сегодняшний день позиций вряд ли станет хоть один здравомыслящий человек. Которому небезразлична судьба страны, в которой он живет и в которой предстоит жить его детям и внукам.

"Начнем с понедельника" 12 ноября 1998 года

TNVP