Гани Касымов уже ощутил мощную поддержку "челноков"

Жамиля АБЕНОВА

"Каждый человек имеет право на свою реакцию", - так откомментировал новоиспеченный кандидат в президенты руководитель таможенной службы республики Гани Касымов свою скандальную выходку с метанием цветочных ваз, случившуюся в воскресном телеэфире.

Г-н Касымов, к которому в связи с этим инцидентом теперь применимо сравнение с г-ном Жириновским, встретился с журналистами вчера в Национальном пресс-клубе - заведении солидном, где принято вести себя сдержанно. Гани Есенгельдинович, судя по всему, это понимал, поэтому явно волновался, запинался и обливался потом под дорогим цивильным черным костюмом.

Более получаса кандидат посвятил описанию своих взглядов на ситуацию в стране, которую он охарактеризовал как "затянувшийся кризис". Свой "внешне спонтанный, а внутренне обдуманный" шаг -включение в предвыборную борьбу - он объяснил глубокими переживаниями за судьбу страны, где, по его словам, не происходит и не предвидится никаких подвижек. Г-н Касымов в связи с этим акцентировал внимание публики на приоритетных проблемах, по которым необходимо разработать отдельные программы. Это - социальное обеспечение стариков и детей, проблемы сельского хозяйства и малых заброшенных городов.

Пообещал Гани Есенгельдинович пересмотреть налоговую политику государства, в частности, увеличить налоги на сверхприбыль. Он также очень нелестно отозвался о монетарной политике, которая, как известно, поставлена у нас во главу угла. Из политэкономической формулы Д-Т-Д (деньги-товар-деньги с прибылью), по мнению Касымова, в Казахстане выбросили срединное звено, то есть отсутствует товарное производство как таковое - залог прибыли. В этом, считает главный таможенник, коренная ошибка трех последних правительств.

Весьма неожиданным стало заявление Касымова об отказе от услуг профессиональных имиджмейкеров, которых кандидат первоначально хотел завезти даже из России. "Я ни на кого надеяться не буду, - сказал Гани Есенгельдинович. - Буду опираться только на своих ребят - соратников, друзей". Впоследствии выяснилось, что большую ставку Касымов делает на такую прослойку, как "челноки", которые, по мнению кандидата, способны стать "решающей силой". "У нас в стране первоисточником частного капитала является именно челночный, а не малый бизнес", - уверенно заявил самый именитый и импозантный из всех таможенников. По его сведениям, челночный бизнес, который делают 150-200 тысяч постоянно выезжающих в страны зарубежья "челноков", дает стране около 1,5 млн рабочих мест. Общаясь намедни с "барахольщиками" крупных рынков Алматы, г-н Касымов, как выяснилось, ощутил мощную поддержку своих предвыборных идей, о чем и не преминул похвастать журналистам.

Нельзя было не заметить одного серьезного противоречия в речах г-на Касымова. Он подчеркивал великое значение "челноков" в развитии рынка и одновременно отстаивал интересы отечественных производителей, которых надо обезопасить от влияния общепланетарного кризиса и дешевых товаров извне, поставив на границах побольше таможенных постов, взимающих пошлину. Хотя очевидно, что именно засилье дешевого китайского, арабского, турецкого и т.д. "барахла" создает гибельную конкуренцию нашим фабрикам в то время, как тамошний производитель бурно развивается, вскормленный нами же.

Так что было неясно, какого же производителя призывает поддерживать г-н Касымов.

На пресс-конференции не обошлось и без отчета о проделанной таможенниками работе, и без признания в любви к демократической прессе, и без обеспокоенности за будущее столь непатриотичное поколение. Журналисты, надо сказать, весьма скептично и настороженно внимали г-ну Касымову. Многие сочли инсценировкой его неожиданные амбиции на президентство. Тем более, что внятно на вопрос, намеревается ли он бороться до конца или не отдаст ли свои голоса Н. Назарбаеву, г-н Касымов ответить не смог. "Все определится в ходе предвыборной борьбы, - сказал, в частности, он. -Сейчас мне самому надо проанализировать ту ситуацию, в которой я оказался".

Глубоко вздыхая, запнулся кандидат на простом вопросе о финансировании его предвыборной борьбы. Денег у него, по его словам, нет, но он намерен занять недостающую до 30 тысяч долларов (таков кандидатский взнос) сумму, причем нотариально оформив получение ссуды, Ибо г-н Касымов знает, что его ждут проверки на предмет доходов и расходов, поэтому будет стремиться к прозрачности. Как только Гани Есенгельдинович наберет 170 тысяч голосов избирателей равномерно по областям, как того требуют правила, он тут же будет срочно занимать деньги, У кого? Да хотя бы у журналистов, которым явно пришлась не по душе эта фривольная идея кандидата.

Еще большее недоумение вызвала пикантная деталь, всплывшая в ходе общения. Всем стало очевидно, что кандидат Касымов очень слабо изъясняется на государственном языке, что просто ставит под сомнение вероятность его победы. "Как же вы сдали экзамен на знание казахского языка?" - охнул кто-то из журналистов. "Экзамен сдал, государственная комиссия признала", - был суровый ответ. Но журналисты были явно разочарованы, и трудно было избавиться от ощущения какого-то фарса, разыгрываемого с умыслом.

"Экспресс К" 17 ноября 1998 года

TNVP