Президентство - это когда не надо извиняться

Сергей ДУВАНОВ

10 января все на выборы...

Но что же тогда было 8 октября?

В последнее время политическая ситуация стала заметно изменяться. Акции президента Назарбаева, казавшиеся достаточно прочными и непоколебимыми, стали падать. Работа оппозиции и, в первую очередь, команды А. Кажегельдина по разъяснению ситуации в Казахстане начала давать первые результаты.

На Западе наконец-то разглядели истинный смысл "демократизации", проводимой президентом. Приезд американского посла по специальным поручениям Стивена Сестановича в Казахстан, его знакомство с ситуацией позволили Госдепартаменту США обвинить власти Казахстана в нарушении обязательств, взятых ими как членами ОБСЕ. Нарушено три основных пункта Копенгагенского соглашения ОБСЕ.

Астанинские "демократы" создали столько юридических, административных и информационных препятствий как для электората, так и для претендентов, что говорить о честных выборах просто не представляется возможным. Именно это отметил Госдеп США. В этой связи правительству Казахстана было предложено исправить ситуацию, "предпринять разумные и ощутимые действия" по выполнению взятых на себя международных обязательств. Если отбросить дипломатический лоск и заглянуть за протокол, то все это означает, что "дядюшка Сэм" недоволен г-ном Назарбаевым. В данном случае не будем идеализировать американцев, недовольство может быть вызвано не столько содеянным, сколько тем, что это содеянное получило большую огласку. После всего этого продолжать не замечать антидемократические пируэты стало просто невозможно.

Астана, получив такое предостережение, тут же ответила заявлением пресс-службы президента, в котором, сделав невинные глаза, стала убеждать, что в ситуации с "отстрелом" Кажегельдина она не при чем, что никто ему не запрещает выдвигаться, мол, пускай идет и решает свои дела в установленном законом порядке. И это прозвучало именно в тот момент, когда у американцев на руках уже было решение Центризбиркома о недопущении Кажегельдина к выборам в качестве кандидата в президенты...

После заявления американского посла, что, "когда не соблюдаются обязательства, данные ОБСЕ, бывают последствия", США оказались перед дилеммой: либо "убедить" Назарбаева пойти на уступки и постараться, хотя бы внешне, провести честные выборы, либо внести Казахстан в "черный список" диктаторских режимов со всеми вытекающими из этого последствиями. Гадать, что предпримут в Госдепе США, - дело неблагодарное и чрезвычайно рискованное. Но, зная их любовь к компромиссам, можно все же предположить, что наиболее вероятным будет решение умиротворения оппозиции предоставлением ей каких-то уступок, но сохранения при этом в неприкосновенности режима Назарбаева.

Следующий аспект - это изменения политического расклада внутри страны. Открыто продемонстрировав неуверенность в борьбе с экс-премьером, Назарбаев ему проиграл нравственно. Это поняли все. И в первую очередь президентское окружение. Нравственная победа в дуэли главных претендентов на президентское кресло закрепила за экс-премьером второй номер на политической арене Казахстана.

Это существенно ускорило процесс превращения г-на Кажегельдина в лидера демократических сил, противостоящих Назарбаеву. Это не означает, что под знаменами экс-премьера начнут собираться только демократы. Осознание, что поддержка Кажегельдина это, может быть, последний шанс остановить надвигающуюся диктатуру, позволит объединиться вокруг него различным политическим силам. При всех различиях политических ориентации общим для них будет желание преодолеть монополию на власть Назарбаева. Противостоит же им группировка консервативных сил, имеющая в своем арсенале всю мощь государственного аппарата. Силы очень неравные, но тем не менее борьба началась.

Пока стороны обменялись ударами. Назарбаев внутри страны отстранил соперника от участия в борьбе за президентское кресло. Кажегельдин за рубежом показал президента мировой общественности в качестве начинающего диктатора. Каждая сторона по-своему готовится к предстоящим сражениям за власть. Для "консерваторов" главное выиграть выборы. Поэтому они сделали все возможное и невозможное, чтобы не оставить конкурентам никаких шансов. Но несколько переусердствовали. "Отстрелив" всех конкурентов, они оказались перед выбором: либо проводить "выборы в режиме перевыборов", либо разыграть спектакль с альтернативной "подставкой". Собственно, результат один и тот же, но при втором варианте выборы будут выглядеть честными, демократичными. Крепнет понимание, что "несанкционированных" кандидатов в этих выборах не будет. Ситуация такова, что любой "случайный" кандидат может собрать голоса всех недовольных. А их в стране порядка 70 %. В этом случае недовольные могут проголосовать по схеме: "не важно - за кого, главное - против". Поэтому все альтернативные кандидаты, конечно же, будут "подставками", призванными придать выборам видимость альтернативности и демократичности. Для большей достоверности им даже разрешат "наезжать" на президента, критиковать его. Одним словом, будет разыгран политический спектакль под названием "Демократические выборы в Казахстане".

Теперь у власти задача - срежиссиро-вать спектакль так, чтобы народ не понял действительно происходящего и добросовестно сыграл роль выборщика. Задача достаточно важная и ответственная. Потому что, как только до людей дойдет, что никакого выбора нет, что все давно уже решено и в любом случае президент останется президентом, вот тогда возникнет большая проблема. Ибо дураков даром участвовать в политическом спектакле они не найдут. Конечно, армия... Это люди подневольные, деваться некуда. Конечно, аулы... Здесь тоже своя дисциплина. Бастык сказал - пошли сделали. Ну, еще идейные, так сказать, консерваторы по духу. И все.

Остальные не пойдут, чтобы даже фигу в кармане показать. А теперь представьте президента, которого выбирали, скажем, 20-30% населения. А остальные 70-80% не выбирали. Формально он, конечно, будет президентом Казахстана. Но чьим президентом? Казахстана как государства, но не народа. Фактически для тех, кто не отдавал ему своего голоса, он будет узурпатором, человеком, присвоившим власть.

По всей видимости, оппозиция, осознав, что выборы давно уже превратились в перевыборы, решила их проигнорировать. Логика примерно такая: в ситуации, когда противник полностью контролирует выборы, где у него "все схвачено", участвовать на заведомо неравноправных условиях - значит гарантированно проиграть. Но само по себе их участие позволит "консерваторам" представить выборы как альтернативные, честные и демократические, а победу Назарбаева - заслуженной. Это было бы лучшим подарком президенту. Более правильным в этой ситуации, по-видимому, было бы и Кажегельдину, и другим претендентам от оппозиции демонстративно отказаться от участия в этом фарсе. Причем, не объявляя байкота. Отказ от участия в выборах как форма гражданского протеста. В этой ситуации все, не участвующие в выборах, рассматриваются как участники гражданского протеста.

В основу акции может быть положено несогласие с действиями властей по изменению Конституции. Если Конституция - это общественный договор между властью и народом, то изменение условий договора властью без согласования с народом может означать только одно - расторжение этого договора. Фактически народ Казахстана с 8 октября 1998 года не связан обязательствами с властью, которая в одностороннем порядке нарушила Конституцию-договор. В этой ситуации правомерно выдвинуть требование - либо вернуть старые условия договора (отменить изменения, внесенные в Конституцию), либо заключить новый договор (принять новую Конституцию). В этом случае неучастие людей в выборах рассматривается как нежелание вести какие-либо дела с партнером, нарушившим ранее взятые на себя обязательства в одностороннем порядке.

Если оппозиция выберет это направление и сумеет донести до широких масс истинный смысл происходящего, то есть шанс, что 10 января на избирательных участках будет достаточно пустынно. А если к этому они сумеют отследить (при помощи иностранных наблюдателей) реальное количество участвовавших в выборах и тем самым показать всему миру степень "всенародности" избрания президента, то можно будет поздравить их с первой победой. Почему их, а не президента? Да потому, что умные люди президента начали поздравлять с 8 октября. Именно в тот день он выиграл предстоящие выборы. 11 января его поздравят те, кому это положено по протоколу.

Ясно, что выборы мы уже проехали, а сейчас развертывается борьба за послевыборный политический капитал. И в этом контексте демонстрация слабости президента в части поддержки электоратом может рассматриваться как хороший плацдарм для последующих действий оппозиции.

Власть также готовится к серьезным действиям. "Выборы сделаны". Теперь для нее особо важным является лишение оппозиции ее лидера. Выбить "из седла" Кажегельдина можно, либо уничтожив его физически, либо "повесив" на него уголовное дело. На первое власти не решатся. А вот обвинить его в коррупции они попытаются. Именно для этого устраивается очередной поход против коррупции. Чтобы не было обвинений в предвзятости кампании против экс-премьера, устроят показательные процессы над несколькими бизнесменами, а в итоге все выльется в процесс против Кажегельдина. Главное - это найти предлог, зацепившись за который, можно было возбудить уголовное дело и передать его в суд, "самый честный и гуманный". А там уже - дело техники.

Таковы сегодняшние реалии.

"451 по Фаренгейту" ноябрь 1998 года

TNVP