Тень от дохлой "утки"
или "отстрел" Кажегельдина не прибавил доверия к Назарбаеву
Очень огорчен карагандинец А. М. Орлов тем, что власти не позволили Акежану Кажегельдину составить конкуренцию Нурсултану Назарбаеву на предстоящих президентских выборах. Александр Митрофанович собирался проголосовать за экс-премьера, с именем и деятельностью которого связывает надежды на перемены к лучшему в Казахстане, на торжество справедливости и реальной демократии. Более того, Орлов намеревался вести агитацию за то, чтобы Кажегельдин стал главой государства, хотел распространять материалы о нем в Караганде, Темиртау, Шахтинске и Абае.
Таких огорченных сейчас сотни тысяч, а может даже миллионы в республике. Но что для власти их переживания? Хозяин страны и его окружение сделали свое дело. А "заступничество" за Кажегельдина со стороны Назарбаева, обладающего, как не раз отмечалось, сверхполномочиями в государстве, на поверку вышло лишь имитацией. Впрочем, реалист экс-премьер, по его словам, иного и не ожидал.
Представляется любопытным, как окружение президента вело двойную игру вокруг Кажегельдина. С одной стороны распространялась версия, будто Назарбаев ну очень желает видеть Акежана Магжановича в числе своих соперников в спешной президентской гонке. С другой - муссировалась хитросплетенная байка: якобы Кажегельдин не заинтересован в участии в выборах 10 января будущего года. В таком "наезде" на экс-премьера особенно "преуспел" пресс-секретарь президента, либерал по убеждениям А. Бисенбаев. Он буквально за пять дней до рассмотрения жалобы Кажегельдина в Верховном суде на известное решение Центризбиркома высказался в том смысле, что экс-премьера больше устраивает ситуация, "когда он не допущен к выборам в результате действия властей". Естественно, эту "утку", наводящую тень на Кажегельдина, разом подхватили и растиражировал и услужливые пропрезидентские СМИ. Но у лжи, как известно, короткие ноги. Дохлой "утке" Бисенбаева не удалось замаскировать то, что именно действия властей предопределили участие, вернее, неучастие неугодного претендента в президентской гонке.
По мнению аналитиков, после 24 ноября в Казахстане создалась новая политическая реальность. О какой-либо президентской гонке теперь говорить не приходится - ее нет и не будет. Электорат по воле властей лишен возможности связывать свои надежды с кем-либо их демократической оппозиции. Перечеркнуто обещание президента провести в республике действительно альтернативные выборы с участием реальных (по рейтингу) претендентов на пост главы государства.
Нетрудно понять, кого это устраивает. Ясно и другое: наши возможности для свободного волеизъявления на выборах власть настолько сузила, что невольно задумаешься: а надо ли участвовать в этих выборах, превращающихся в перевыборы президента? Тут, конечно, пусть каждый решает сам.
Но зададимся вопросом: прибавило ли авторитета президенту, доверия к нему то, что Кажегельдин "снят с дистанции"? Скорее, наоборот. Не случайно сам Назарбаев, находясь недавно в Павлодаре уже в качестве зарегистрированного кандидата в президенты, вдруг попросил "поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах". Причем, эту просьбу он высказал на тех предприятиях, коллективы которых лишь месяц назад вроде бы сами единодушно предложили Нурсултану Абишевичу выдвинуть свою кандидатуру на выборах на новый президентский срок. Что это - заигрывание или подстраховка? Конечно, алюминьщики, ферросплавщики опять же поголовно заверили единственно зарегистрированного тогда кандидата, что отдадут ему все свои голоса в день выборов. Также поступить они призывают и другие трудовые коллективы республики. Впрочем, призывать "поступите, как мы" было совсем не обязательно. Дело в том, что, по сообщению пресс-секретаря Бисенбаева, даже в глубинках Актюбинской и Костанайской областей рейтинг Назарбаева превышает 90 процентов. Такие данные, по его словам, заполучены от негосударственных социологических служб, которые провели (интересно, за какие деньги) в этих областях замер общественного мнения.
Выходит, если население глубинки отдаст Назарбаеву 90 процентов голосов, а рабочие промышленных центров -100, то в среднем может выйти 95 процентов. Куда уж больше? Правда, сомневающиеся журналисты восприняли сведения пресс-секретаря не более как пропагандистскую эквилибристику. Но ведь она пускается в ход. И тиражируется.
Что ж, кому надо, пусть ублажает себя явно дутыми пропагандистскими процентами. Только контрастно расходятся с ними сведения из протестного Кентау. Активист движения "За честные выборы" Султан Джаванов из этого горняцкого города говорит:
- Когда мы еще голодали и мерзли, у канала под древним Туркестаном, где милицейский кордон остановил наш марш протеста на Алматы, я твердо решил, что никогда больше не буду голосовать за Назарбаева. Также настроены и многие другие кентаусцы, которых я знаю в лицо.
Вот это - не пропагандистский камуфляж, а выстраданное в голоде и в холоде убеждение. Таких, как Джаванов и его единомышленники - наверняка не десять и не двадцать процентов. По мнению аналитиков, после выдавливания Кажегельдина из соперничества за президентское кресло, вряд ли последует автоматическое прибавление голосов за Назарбаева, на которое, возможно, рассчитывают президент и его окружение. Скорее всего возрастет протестный электорат, тем более, что социально-экономическая ситуация в республике не улучшается, а ухудшается. А прогноз на будущий год еще грустнее: ожидаются финансово-бюджетный кризис, дальнейший рост безработицы, долгов по зарплате и пенсиям, падение жизненного уровня людей. В такой ситуации, видимо, хоть голосуй, хоть не голосуй - все равно проиграешь. Так что же, у нас жизнь без выбора?
TNVP