Казахские резервации нуждаются в помощи

Сапабек АСИПУЛЫ,член комиссии правления Союза писателей Казахстана "Земля и судьба народа"

Да, не только анонимных политиков, но и конкретно меня пугает такое "единство народа", созданное усилиями руководства Ассамблеи народов Казахстана. Прежде чем объяснить почему, представлю себя: 1925 года рождения. Ветеран казахской журналистики, писатель, кандидат филологических наук, бывший первый заместитель главного редактора первого в истории моего народа фундаментального издания "Казак Совет Энциклопедиясы", ныне пенсионер за особые заслуги перед Республикой Казахстан. Автор сотен публикаций, одиннадцати книг. Среди них "Казак касiреti" - "Казахская трагедия" (1994г.), "Катерлi дерт, калжыраfaн халык" - "Тяжелый недуг, страдающий народ" (1998г.), посвященные истории и проблемам земельных отношений Казахстана. Третья из этой тетралогии "Танталовые муки степи" выйдет в свет в начале следующего года, в данное время работаю над четвертой книгой памяти "Кыстаулары киратылып, жер аударылfандар" - "Зимовки снесены, сами депортированы".

По поводу статьи Павла Атрушкевича, заместителя председателеля Ассамблеи народов Казахстана "Политиков с червоточиной пугает единство народов" ("Казахстанская правда" 06.10.1998 г.)

Еще до Великой Октябрьской социалистической революции царским правительством у казахского шаруа были изъяты 65 миллионов гектаров самой плодородной земли. А сами коренные жители были депортированы в пустынные и полупустынные степи. Так называемые французским словом от латинского корня - резервацией,по русски означающей неудобья для земледелия и культурного животноводства.

А эти отобранные лучшие земли были заселены крестьянами-переселенцами, "добровольно" оставившими земли предков во внутренних губерниях России. Не только русские, но и другие люди славянского происхождения, "осваивали" новую землю. По свидетельству Чрезвычайного Военного комиссара Киргизского степного края Алибия Джангильдина, на территории Казахстана проживали в 1918 году 10 миллионов человек. Из них - 6 миллионов казахов и 4 миллионов русских и диаспоры других народов.

Великий голод 1932-1933 годов, охвативший всю территорию Казахстана, особенно свирепствовал в казахских резервациях - пустынных и полупустынных зонах. В переписи 1939 года казахов оказалось всего около трех миллионов. А жители земледельческих районов - русские и другие диаспоры - достойно выдержали такое великое испытание - голод, они выходили из ситуации почти без потерь Голодные годы убеди гельно доказали и на конкретном примере, что географическая среда в жизни человека, общества играет большую роль. Где бедна природа, бедна матушка-земля, там и жители часто подвергаются голоду и отстают в своем развитии.

Как указано выше, царизм начал заселять казахскую степь еще в середине XVIII века казаками, потом в семидесятых годах XIX столетия - крестьянами-переселенцами. А Советская власть продолжила начатое дело. Еще во второй половине тридцатых годов с Дальнего Востока' были переселены корейцы. А в годы войны - немцы, чечены, ингуши, бал кар цы и многие другие. В середине пятидесятых годов со всех концов Советского Союза хлынули целинники. Так коренные жители Казахстана оказались в меньшинстве. Для восполнения своей дореволюционной численности жителям Казахстана потребовалось более сорока лет времени.

Одним словом, и в советский период своей истории большинство казахского населения оставалось жить в резервациях и было вынуждено вести жалкое, безотрадное существование, отличаясь от других высокой смертностью детей, болезнями и краткостью жизни.

Справедливости ради, надо отметить, что власти республики в конце восьмидесятых годов серьезно занимались решением проблем жителей казахской резервации. Расширенное заседание Президиума Совета Министров Казахской ССР, проходившее 27 марта 1989 года под председательством Нурсултана Назарбаева, 71 из 205 сельских районов Казахстана признало отстающими. А когда 71 хозяйств пропустили через аналитический фильтр, 30 из них оказались самыми худшими. Были приняты соответствующие меры для поднятия жизненного уровня жителей до состояния передовых земледельческих районов. Один пример: только для 30 районов выделено из республиканского бюджета без малого один миллиард рублей. Оказать необходимую материальную и финансовую помощь остальным 41 районам было поручено соответствующим облисполкомам. Это было поистине историческое решение.

С развалом Советского Союза и разрушением социалистической системы хозяйствования, централизованного распределения материальных и финансовых ресурсов, жители казахских резерваций лишились поддержки со стороны властей. Как говорится, их оставили на произвол судьбы - и они были вынуждены вступить в неравный бой с беспощадной жестокостью природы. Предстояли перед ними невиданные человечеством задачи - заставить небо сухого региона увлажнить нужным количеством атмосферных осадков, достаточным для нормального развития растений и созревания в количестве хотя бы до 250-300 миллиметров в год. Это во-первых. Во-вторых, покрыть поверхность огромной площади, составляющей две трети территории страны - 180 миллион гектаров земли, плодородным слоем толщиной не менее 12-15 сантиметров. В-третьих, увеличить объем годового стока воды до десяти раз и заново оросить сухую степь, прорыв бесчисленные каналы, создавать необходимое количество водоемов, имеющих огромные водные зеркала. После выполнения всех этих трех задач, безусловно, сухая степь с жалким растительным покровом станет цветущим краем. Вложенный в землю труд окупится сторицей. Будет обеспечена сытая и радостная жизнь.

И это далеко не все. Надо же приблизить резервации и к рынкам сбыта. Потому, в-четвертых, нужно было проложить дороги с твердым покрытием, обеспечивающим сообщения круглый год в любую погоду. Товарно-денежные отношения, то есть рынок, без нормальных дорог не могут развиваться.

Нет необходимости доказывать, что все четыре проблемы и вытекающие из них четыре задачи невыполнимы не только Казахстаном, но и другими сверхбогатыми державами. Что тогда?

Цивилизованные страны давно начали ломать головы над решением таких нестандратных вопросов. 18 августа сего года молодежная газета "Жас алаш" опубликовала почти сенсационную статью "Казак, резервациялары жэне АКШ енерлерГ - "Казахские резервации и примеры США". Автор ее - преподаватель Кызылординского государственного университета им. Коркут ата Амангельды Жанбатыр смело сообщил, что в Казахстане имеются 71 резервации. 30 из них находятся в ужасном состоянии. Ставил вопрос, что делать? И высказал свои соображения. Брать пример от США, которые индейцам, живущим в резервацих, от трех уровней бюджета окружного, штатного и федерального, выплачивают дотации в размере 250-300 процентов дополнительно к своему трудовому доходу. Достойный опыт для применения у нас, в Казахстане.

Такая помощь нужна жителям резервации в данное время как никогда. Население из казахских резерваций бежит как крысы из тонущего корабля. Для ясности приведем некоторые цифры, взятые из отчета Государственного комитета Республики Казахстан по статистике и анализу за 1997 год. В течение года тронулось казахов с насиженных мест в количестве 150670 человек. Из них городских - 63579, сельских - 87091. Первых прибыло - 101104, вторых - 49389. Как известно, все они понесли тройные потери: во-первых, оставили на стороне на старом месте дома, квартиры, во-вторых, немалых расходов потребовал переезд, в-третьих, более разорительным оказалось приобретение крыши над головой на новом месте. Так лишились значительной части своих скудных сбережений бедные эмигранты, в поисках лучшей доли оказавшиеся за чертой бедности. Это - итоги одного года.

Если сложить все, сколько людей эмигрировали с начала перехода к рыночным отношениям, то вырисовывается картина страшного бедствия. Она характеризуется тысячами и тысячами разрушенных домов, помещений для скота, исчезновением и опустошением сотен населенных пунктов, вернее, аулов и рабочих поселков, малых городов, расположенных в пустынных и полупустынных регионах. Среди них достойные места занимают Кентау, Жанатас, Аркалык, Сарань, Шахтинск и многие другие. Жаль многоэтажные благоустроенные дома и другие строения. В свое время они были возведены на миллиардные народные деньги. Еще хуже, что они перестали служить людям и приносить пользу обществу. Аулы, рабочие поселки и малые города резервации отброшены на полвека назад. Как в конце сороковых, начале пятидесятых годов стали жить бедные аборигены примитивным способом без электрического света, газа и угля.

Спокойно и тихо стало в степи. Табунщики, чабаны и скотоводы "отдыхают" в свое удовольствие. "Отдыхает" и степное разнотравье. Его не тревожат больше былые табуны лошадей, отары овец коз, стада коров.

Казахстанцы, во главе со своей Ассамблей, "впервые" могут гордиться завидным спокойствием и стабильностью в степи. По словам П.Атрушкевича, это и есть то, "что для казахстанцев характерен особый менталитет, не имеющий ничего общего с представлениями и чаяниями иных политиков". Что правда, то правда, спокойствие и стабильность - отдых земли от скота, отдых людей от хлопот ухаживания за скотом, голодный рацион для пищеварительного тракта стали "особым менталитетом" жителей резерваций.

Газета "Дат" пишет именно об этом "новом менталитете" - "спокойствии и стабильности" казахского народа, казахстанцев вообще, в прямом смысле слове, выставив на показ правду-матушку. Не обошла вниманием Ассамблея народов Казахстана, имеющая еще многих дочерей, так называемые малые Ассамблеи. Конечно, кто не любит правду, тому и критика покажется горькой пилюлей. Потому и она для автора "Политиков с червоточиной…" "дико прозвучала" и показалась "опошлением целей". Жаль, что руководство Ассамблеи не осознали полностью своего благородного и исторического назначения и не выработали своих целей и задач. В чем они заключаются?

Прежде всего, Ассамблее народов Казахстана необходимо осознать, что две трети территории Казахстана занимают пустынные и полупустынные зоны, непригодные для земледелия и малопригодные для развития высокопродуктовно-го животноводства. Поставить В вопрос перед Парламентом страны о признании 180 миллионов гектаров земли резервацией - неудобной землею и добиваться его положительного решения. Такое законодательное закрепление статуса резервации способствует предоставлению определенных льгот жителям пустынь и полупустынь, выплате дотации, по мере возможности могущих служить восполнению недостатка атмосферных и других осадков, живой воды, плодородного слоя почвы, и, наконец, отдаленность и отсутствие нормальных дорог. Надо признать умом и сердцем, что Бог создал всех людей равноправными на воздух, воду и плодородную почву. Жители резерваций - казахи - не исключение.

Ассамблея, как консультативно-совещательный орган при Президенте, должна ломать голову о нуждах и проблемах уезжающих из пустынь и полупустынь. Убедить главу государства о настоятельной необходимости оказать им соответствующую помощь. Оплатить подъемные расходы, выдавать льготные ссуды для уст-ррйства на новом месте, для обзаведения хозяйством, постройки жилья и так далее.

Через Парламент Республики добиваться справедливого распределения пригодной для хлебопашества земли страны среди аульно-сельского населения с обязательным наделением и жителей резервации. До их прихода они должны быть сохранены под строгим охранением.

Для выполнения этих неотложных задач потребуются колоссальная сумма денег, материальные ресурсы, которыми в настоящее сверхтяжелое время Казахстан не располагает. Поэтому представители диаспоры наций и народностей, в силу сложившихся обстоятельств оказавшихся в этой бедной стране, через свою Ассамблею должны обратиться к правительствам исторической родины. За то, что их единокровные представители дышат казахстанским воздухом, пьют воду этого края, едят хлеб, выращенный на этой земле, пользуются другими дарами природы и подземные кладовые сокровища открыты для них, в знак благодарности пусть практикуют ежегодные выделения через определенную сумму денег из своего национального дохода. Многие представители диасапоры того или другого народа, выступая с высокой трибуны, взахлеб расхваливают казахов, какие-де они духовно богатые, щедрые и гостеприимные, благодаря их усилиям мы выжили здесь. За то спасибо большое! От этого казахи, особенно жители резервации, не стали богаче, наоборот, из года в год беднеют и в данное время нищенствуют. В конце концов и сладкое, доброе слово должно быть приправлено денежными и материальными средствами. Эти важные задачи диаспоры Казахстана ждут своего безотлагательного решения.

P.S. "По заданию Премьер-министра Республики Казахстан его канцелярией проведен анализ социально-экономического положения 162 сельских районов страны. В результате работы определены 72 района, которые находятся в наиболее сложном по сравнению с другими районами состоянии. По уровню социально-экономического развития указанные районы, были разбиты на три группы. В первую отнесены 19 наиболее депрессивных районов". ("Казахстанская правда", 17.10.1998г.).

"Дат" 18 ноября 1998 года

TNNP