О декабрьских 1986 года событиях в Казахстане

Танирберген БЕКИМОВ

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей воспоминания о декабрьских (1986 год) событиях в Алматы. Автор публикации - ветеран органов безопасности и его свидетельство отличается достоверностью. Сегодня, в канун 12-й годовщины тех памятных событий и в преддверии выборов Президента Республики Казахстан, думается, полезно сделать такой экскурс в новейшую историю, чтобы осознать, где и как мы живем.

Скоро исполняется 12 лет декабрьским 1986 года героическим выступлениям казахской молодежи против советской тирании.

Как подполковник запаса, бывший сотрудник аналитических подразделений разведки и контрразведки КГБ, политического и силового органа ЦК КПСС, и, как непосредственный очевидец событий, хочу поделиться соображениями об их реальных истоках и значении. Свои личные суждения по этому поводу высказываю публично впервые, и они не иденичны с публикациями, проходившими ранее в средствах массовой информации. Кроме того, сообщая о новых неизвестных еще общественности некоторых фактах, даю возможность читателям самим оценить, что же на самом деле произошло в декабре 1986 года.

Объективные причины декабрьских событий, я считаю, порождены самой великодержавной колониальной политикой Москвы. Руководство СССР проводило в отношении национальных окраин, в т.ч. Казахстана, по своей сути - политику гнета и насилия, начало которой исходило от Ивана Грозного, а затем получило дальнейшее развитие в период 300-летнего правления династии Романовых. В этом смысле, как ни парадоксально, Москва запряглась от имени Советского Союза в лямку Российской империи и тянула ее до краха СССР.

Коммунистический режим в своей колониальной политике в национальных регионах, придав им на бумаге статус государственности в рамках Советских Социалистических Республик, на деле лишил их суверенитета, права на фактическую самостоятельность и выход из состава СССР. Так, например, Казахстан формировал свой партийно-советский аппарат высшего эшелона только после получения согласия Москвы. На многих ключевых позициях экономической, политической, социальной, культурной и любой другой жизни командовали ставленники Центра. Каз.ССР не могла без разрешения свыше продавать за рубеж ни пуда пшеницы и мяса, ни тонны угля, стали и меди. Даже звание подполковника или кандидата наук присваивалось, как это сейчас не смешно, только Москвой. Можно привести множество аналогичных фактов, которые свидетельствуют о том, что Казахстан для ЦК КПСС был не республикой, а марионеточной окраиной.

Итак:

- сравнительно низкий уровень общего экономического развития республики;

- тяжелые материальные условия жизни и бесправное положение казахского народа;

- засилье русского населения в области материального производства и непроизводственных сферах (госаппарат, армия, просвещение, здравоохранение, культура и т.д.);

- обречение казахского языка, культуры, национальных традиций и обычаев на постепенное вымирание - таковы объективные предпосылки массового протеста прогрессивной части казахской молодежи в конце 1986 года.

Остановлюсь на некоторых особенностях политической обстановки в республике в 80-е годы.

Не спадало, а, наоборот, все больше и больше росло недовольство абсолютного большинства казахского народа диктаторской политикой Центра. Люди в открытую стали говорить о том, что их права ущемлены в вопросах трудоустройства и обеспечения жильем. Они возмущались тем, что при решении этих жизненно важных проблем приоритет давался лицам русской национальности. Среди казахов, проживающих в г. Алматы, было значительно больше безработных и бездомных, чем среди русских.

В этой связи в молодежных кругах имели место высказывания антисоветского, антидержавного характера.

Обеспокоенный тем, что обстановка серьезно накаляется, КГБ СССР в июле 1984 года в г.Кустанае провел республиканское совещание на тему: "Борьба с местным национализмом и казахской секцией радиостанции "Свобода" в гор. Мюнхене (ФРГ)".

Совещание постановило:

1. Путем внедрения надежной агентуры в среду интеллигенции и молодежи выявлять и пресекать проявления местного (казахского) национализма, а также экстремистски настроенных выходцев из Китая, немцев, евреев, турков-месхетинцев, крымских татар и курдов, проживающих в Казахстане.

2. Продолжить целенаправленное изучение казахской эмиграции за рубежом. Пресекать пантюркистское и панисламское влияние ее лидеров (Далельхана, Жанымхана, Хамзы Шомишбая, Османа Алтая и Хасена Оралтая) на республику.

3. Вести активную борьбу против казахской секции радиостанции "Свобода" путем внедрения в ее состав преданной советской агентуры. Для разоблачения антисоветски настроенных руководителей секции (Жакибая Бапишева, Абдоллы Жусупова и Махмета Кулмагамбетова) периодически использовать республиканскую печать, радио и телевидение.

Во второй половине 1984-го года, как только КГБ приступил к реализации решений совещания, в г.Алматы отдельные представители творческой интеллигенции выступили с требованием реабилитировать руководителей и активистов партии "Алаш". Неспроста бывший начальник 5-го управления КГБ Каз.ССР полковник С. К. Абдрахманов дал мне задание поднять из особого фонда архива и изучить материалы на 14 известных представителей казахской интеллигенции (А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, и др.), репрессированных в сталинский период. На каждого из них я должен был составить отдельную справку с заключением: можно ли их реабилитировать или нет.

Изучив архивные данные, я доложил руководству, что в них отсутствуют достоверные сведения об их творчестве, а имеются лишь "разоблачительные обвинения" подкупленной советскими властями агентуры из числа их же окружения. Я отказался от выполнения задания, поскольку мне не был представлен материал об их трудовой и общественной деятельности.

Вскоре эта работа была поручена другому сотруднику, который сделал вывод, что по материалам архива названные выше люди не заслуживают реабилитации, о чем поспешно было доложено Д.А.Кунаеву. Думаю, что поэтому они не были реабилитированы при нем, когда он занимал еще пост 1-го секретаря Компартии Казахстана.

В 1985-1986 годах в г.Алматы прошли массовые выступления коренного населения с требованием открыть казахские детские сады и школы. КГБ был взбудоражен смелыми и резкими заявлениями в адрес властей отдельных казахов, выступавших на собраниях в школах и организациях. Органы вынуждены были запускать свои шупальцы даже в средние учебные заведения. Туда для наблюдения за обстановкой и сбора информации были направлены чекисты (я по заданию ходил в 65-ю среднюю школу).

Затем все это вылилось в декабрьские 1986 года выступления, ставшие яркой и героической страницей истории казахского народа.

Всем известно, что в декабре 1986 г. Геннадий Колбин был избран на пленуме ЦК Компартии Казахстана 1 -ым ее секретарем единогласно. Тогда рукоплескали ему все, включая тех, кто ныне занимает высокие государственные посты. Единодушие при этом было ими выражено не потому, что они не хотели поколебать устои партийной дисциплины, а до ужаса боялись "ежовых рук" Москвы. Поклонились перед ней чинно, чтобы заодно не потерять доходные мягкие кресла. Тут-то проявилась настоящая сущность казахстанских чинопоклонников. Вот почему свободолюбивые представители казахской молодежи оказались объектом и жертвой жестокого террора и насилия при непосредственном участии партократов казахской национальности. В самый тяжелый для народа 1987 год ни один из казахов, занимавших самые высокие должности в правительстве, не проявил личного мужества для облегчения участи молодежи. Почему? Потому что ими двигало не горе народа, а карьеризм, тяга к власти.

Бюрократический партийно-советский аппарат обрушил на безоружную молодежь всю свою мощь: КГБ, МВД, специальные подразделения МО, прокуратуру и суды. Безотказно действовал закон кнута и пряника.

Расправой над разбушевавшейся молодежью лично руководил прибывший из Москвы генерал-полковник Бобков, бывший начальник 5-го управления КГБ СССР. Под его негласным руководством Центр, верховодимый перестройщиком Горбачевым, пытался сохранить в Казахстане колониальные порядки коммунистического режима любыми средствами и методами, включая грубое нарушение норм Конституции КазССР.

Для достижения цели власти объявили декабрьские события массовыми беспорядками (Хрущев события в Темиртау 1956 и Шымкенте 1963гг. тоже расценил как массовые беспорядки, которые затем явились настоящей трагедией для их участников). Такая оценка была использована новоявленными ставленниками ЦК Колбиным и Мирошником, бывшим председателем КГБ КазССР, для беспощадного подавления своих противников. В этих целях они прибегли к насилию в самых грубых и изощренных формах. Им надо было, во-первых, собрать на Новую площадь как можно больше людей, во-вторых, обозлить их до такой степени, чтобы они кидали камни на трибуну и поджигали автомашины. Первая задача была выполнена организацией официальных объявлений собраться на площадь к 16 часам 17 декабря на митинг, где будут выступать руководители республики, а вторая - путем облива демонстрантов горячей водой из пожарных автомашин. Для фиксации действий молодежи заранее были подготовлены оперативно-технические подразделения КГБ и МВД с новейшей фото-телеаппаратурой дневного и ночного видения. Благодаря ей и активной оперативной (агентурной) деятельности силовых структур было установлено и безжалостно наказано большинство собравшихся на площадь людей. Судили их в основном судьи казахской национальности. На судилища направлялись также чекисты-казахи в гражданской одежде для того, чтобы создать видимость, что казахский народ осуждает действия молодежи.

...20 декабря Мирошник устно приказал:

1. Всем чекистам центрального аппарата КГБ республики и УКГБ по г.Алматы и Алматинской области сообщить письменно:

а) где они находились с 16-19 декабря,

б) описать, что они видели на площади.

2. Оценка происшествий на площади, личное отношение к ним чекистов.

Данный приказ нужен был ему для сбора необходимой информации о событиях и изучения настроения сотрудников из числа коренного населения с целью при необходимости оказания на них волевого воздействия.

Декабристы потерпели поражение. Но значение их выступлений исключительно велико. Их примеру вскоре последовали прибалтийцы и кавказцы. Так было положено начало распаду Советской империи, коммунистического режима.

Декабрьские события - это не массовые беспорядки, а массовое мужественное выступление национальной молодежи. Декабрьские события - это гнев, отчаянный крик души казахского народа. Декабристы (К. Рыскулбеков, Л. Асанова, X.Кожахметов, Е. Сыпатаев, Р. Кудай-бергенов, Г. Лепесбаева, К. Калмуратов, К. Иманбаева, С. Жакаева, М. Баймуханова, Ж. Касымов, М. Байшыкова и многие другие) - это выходцы из выстраданной беспредельной эксплуатацией глубины казахских степей. Среди них не было и не могло быть детей правящей элиты.

Декабрьским событиям до сих пор не дана официальная всеобъемлющая оценка. Присвоение звания "Халык каhарманы" лишь К. Рыскулбекову и Л. Асановой является успокаивающим жестом властей. Декабристы кровью заслужили повсеместной политической, материальной и моральной поддержки со стороны государства.

Для осуществления этой важной для народа задачи необходимо:

1. Построить на площади Республики монумент, символизирующий революционный дух казахской молодежи.

2. Учредить специальный орден. Наградить им публично всех участников декабрьского движения, для чего обнародовать все хранящиеся на них в архивах КНБ РК оперативно-следственные материалы.

3. Всенародно чтить память о погибших декабристах (поданным газеты "Желтоксан", их 174 человека).

4. В г.Алматы открыть дом-музей, где иметь памятную книгу об участниках событий по всей республике.

5. Увековечить память девушек-казашек, мужественно выступавших за свободу и независимость своей Родины. Отличительной особенностью декабрьского движения является бесспорно то, что в нем молодые казашки приняли самое активное участие. И они первыми приняли кровавые удары солдат из спецподразделений МО.

6. Объявить конкурс на лучшее произведение в литературе и искусстве, воспевающее свободолюбивый дух и мужество декабристов.

7. Для того, чтобы придать декабрьским выступлениям международное значение, пропагандировать его идеи за рубежом.

Отдельные исследователи декабрьских событий неоправданно умалчивают в них значение казахской интеллигенции. Наша интеллигенция всегда была и остается душой народа, пробудительницей его национального самосознания. Она испытывала и терпела смертельную опасность в продолжение всего XX века. Ее оскорбляли, унижали, пинали, сажали в тюрьмы и расстреливали палачи царизма и советской империи. Но она вставала вновь и вновь, не сдавалась и не переставала звать свой народ к свободе и независимости. Велика роль в этом партии "Алаш". На ее священном призыве: "Оян, казак!" воспитывалась лучшая плеяда народной интеллигенции И.Есенберлин, Е.Бекмаханов, Бауыржан Момышулы, Н.Тлендиев, М.Макатаев, Т.Ахтанов и другие.

Бесспорно, декабристы - детище их творчества. Воспитанная на их произведениях казахская молодежь готова осилить любые трудности и привести свой народ к реальной демократии и свободе выбора общественной формации, основанной на воле большинства казахстанцев.

В связи с декабрьским движением следует особо подчеркнуть целомудрие трудового русскоязычного населения республики, которое не только не выступило против участников событий, наоборот, осуждало репрессивные меры властей и сочувствовало их жертвам.

И это, к великому счастью всех казахстанцев, спасло их от возможной братоубийственной войны.

И это еще и еще раз доказало мировой общественности, что дружба казахского и русского народов вечна.

Определенный жизненный опыт и знания, круг разнообразных интересов, постоянный поиск истины позволили мне правильно оценить декабрьское движение, что спасло меня от действий, направленных против молодежи.

В тот период я работал начальником небольшого подразделения по борьбе с местным национализмом, лидерами казахской эмиграции за рубежом. Однако, несмотря на должность, убедившись в правоте выступлений молодых казахов и антиконституционности репрессивных мер против них, я умышленно самоустранился от какой-либо работы в пользу нового режима Колбина-Мирошника.

Преднамеренно под различными предлогами затягивал проверку сигналов, поступивших в производство моих подчиненных. В результате в декабре 1986г., январе и феврале 1987г. нами не заводилось на участников событий ни одного оперативно-следственного дела, тогда как в других аналогичных подразделениях были уже реализованы, т.е. направлены в суды десятки дел.

Мое такое отношение к работе в такую горячую пору не могло оставаться незамеченным. И мне было дано задание: установить причастность к событиям заведующего музыкальной программой Казахского телевидения Хасена Кожахметова, ныне одного из лидеров движения "Азат", поэта и музыканта. В ходе его проверки по спецучетам я выяснил, что в КГБ на него имелось многотомное следственное дело. Изучив материалы этого дела, я понял, что он в 1987 г., будучи преподавателем Талгарского муз.училища, был осужден на 2 года за распространение в г.Алматы листовок, разоблачавших великодержавную политику ЦК КПСС в Казахстане. Чтобы не подвергнуть Кожахметова очередному тюремному заключению, я, на свой риск, представил штабу не соответствовавшей действительности справку о том, что он к событиям никакого отношения не имеет. Обман был раскрыт. Кожахметова осудили к 4 годам лишения свободы. А меня сняли с должности и направили курировать мусульманскую мечеть.

Затем Мирошник уволил меня по статье "о служебном несоответствии", лишив всех льгот. То, что я был награжден 6-ю медалями, в т.ч. тремя за безупречную службу, во внимание не бралось. Кроме того, он лишил меня также права на санаторно-медицинское лечение, несмотря на заключение военно-врачебной комиссии о том, что я болен экземой, проявившейся в годы работы в органах.

Вот уже 11 лет, как меня, офицера запаса оставил в родном Казахстане Мирошник без всяких льгот.

Я живу пониманием величия души, свободолюбия, нравов неповиновения злу своего народа.

В период декабрьских 1986 года событий Н.А. Назарбаев, будучи Председателем Совета Министров и являясь свидетелем жестокого террора насилия, предпринятого Колбиным против казахской молодежи, оказался в одной команде с ним. С молчаливого его согласия сотни казахов были исключены из вузов, уволены с работ и посажены в тюрьмы.

Будучи затем 1-м секретарем Компартии республики и первым Президентом независимого Казахстана, в продолжение почти 10 лет, принес ли он материальное благополучие и душевный покой семьям избирателей?

Если нет, то каждый член семьи осознанно должен явиться на избирательные участки для того, чтобы смело вычеркивать в бюллетенях фамилию Назарбаева и расписаться в этом.

Хуже во всяком случае для избирателей в XXI веке не будет, если к власти придет другой человек. Новый президент привнесет новую струю в жизнь большинства трудящихся казахстанцев.

"Дат" 23 ноября 1998 года

TNNP