Генерал-майор КНБ, честь имеете?

Тимур ДАУЛБАЕВ

Ну очень широкую популярность приобрел генерал-майор КНБ РК Альнур Мусаев, который весьма эффектно выпустил обойму компрометирующих стрел в Акежана Кажегельдина, как одного из основных претендентов на пост президента. Напомним: заместитель председателя КНБ в Национальном пресс-клубе ошеломил журналистов сообщением о том, будто экс-премьер подозревается в коррупционном правонарушении, в причастности к финансовым махинациям по отмыванию денег и что сумма его состояния только в Бельгии оценивается в шесть миллионов долларов США. Таким образом Мусаев вроде как снискал славу крутого борца с коррупционерами, с махинаторами.

Но почему-то многие масс-медиа, растиражировавшие озвученные бывшим первым, а ныне вторым лицом КНБ жареные факты, не удосужились задаться вопросом: а не "уток" ли вместо "стрел" пускает генерал-майор? К сожалению, поддавшись почти гипнотическому воздействию со стороны устроителя шумной пресс-конференции, некоторые даже профессиональные журналисты изменили непререкаемому правилу выслушивать вторую сторону. В результате они оказались с "лапшой на ушах". Ведь буквально через считанные дни стало проясняться: генерал-майор позволил себе навести тень на претендента в президенты весьма сомнительными сведениями. Взять тот же факт по Бельгии.

Оказывается, в этом королевстве Кажегельдин совсем не является объектом какого бы то ни было обвинения. Разве Мусаев об этом не знал? Обязан был знать - у него служба такая, на которой он призван честно отрабатывать выплачиваемые ему средства налогоплательщиков, а не угождать кому-либо.

Но больше удивляет другое: почему обязанный сполна отвечать за свои слова и действия генерал-майор КНБ позволил себе "выйти на публику" с компроматом в отношении экс-премьера вопреки существующей договоренности с Интерполом не разглашать факты до конца расследования? Г-н Мусаев объяснил это до наивного просто: якобы он вынужден был переступить договоренность в связи с последними провокационными, по его мнению, действиями Кажегельдина. Ну и довод!

Мягко говоря, очень уж некорректно перекладывает Мусаев ответственность, а вернее, безответственность за допущенную им "вынужденность" разглашения материалов следствия со своей головы на голову Акежана Магжановича. Естественно, Кажегельдин с этим не может ни согласиться, ни смириться. Как, впрочем, и с тем компроматом, который распространил Мусаев.

Интересно бы узнать, как отреагировали Интерпол и бельгийские спецслужбы на допущенное Мусаевым разглашение тайны следствия? Скорее всего они в какой-то форме выразили неудовольствие по этому поводу. Однако от КНБ РК нет каких-либо сообщений об этом, хотя комитет должен предоставлять такую информацию нам, налогоплательщикам. Может, сам Интерпол и бельгийские спецслужбы просветят нас об их реакции на действия Мусаева, который не просто разгласил следственные материалы, но и позволил себе такое обобщение, будто бы г-н Кажегельдин "второй Дима Якубовский". Как ни крути, но это немотивированное обобщение впрямую затрагивает достоинство Кажегельдина. Особенно если учесть, что настоящий Якубовский - это проворовавшийся московский генерал от милиции, который находится за решеткой. Здесь уместно заметить, что адвокаты Кажегельдина вновь подтвердили: от его имени КНБ будет предъявлен судебный иск в порядке защиты чести и достоинства экс-премьера.

Между прочим, это не первый лихой наскок генерал-майора на Акежана Магжановича. Более года назад Мусаев, будучи шефом КНБ, уже "наезжал" на Кажегельдина по поводу фактов его службы под "крышей КГБ", а также причастности к приватизации ШНОСа (г. Шымкент). Тогда премьер-министр поставил на место генерал-майора и, в частности, сказал: "Альнур Мусаев не может знать всего, что происходило в советское время". Как видим, из того "урока" Мусаев сделал вывод по своему разумению и в новой ситуации, по сути, сам инициировал (а может, по подсказке?) "отстрел" претендента в президенты.

Невооруженным глазом видна не только изобретательность, но и избирательность в словах и действиях генерал-майора. В Национальном пресс-клубе заходил разговор о том, что в последнее время в СМИ Турции, Англии и Франции появились материалы, в которых сообщается, что президент РК входит в десятку самых богатых людей планеты. Некоторые статьи или выдержки из них донесли до читателей оппозиционные казахстанские газеты. В связи с этим Мусаеву был задан вопрос: ведут ли правоохранительные органы расследование, насколько правдивы эти сообщения? В ответ, по свидетельству газеты "451" по Фаренгейту", генерал-майор высказался в том смысле, что расследование Интерпола и публикация в газете "Дат" несовместимы по своей значимости. Конечно, со вторым лицом КНБ трудно спорить, но ответ-то его не прояснил сути. Между тем слухи о богатстве Назарбаева, о владении членами его семьи недвижимостью за рубежом продолжают расползаться. Как-то затормозить это расползание могла бы публикация декларации о доходах. И, кстати, сделать это первым предложил Кажегельдин с понятной оговоркой: если также поступит Нурсултан Абишевич. Но пока видно, что президент не приемлет предложения. Почему же?

Однако вернемся к Мусаеву. В запале "наезда" на претендента в президенты он позволил себе такой пассаж Один полет чартерным рейсом г-на Кажегельдина в 30 тысяч долларов несопоставим с обучением ребенка за рубежом". Заметим, что не случайно генерал - майор взялся считать деньги в чужом кармане. Дело в том, что осведомленные журналисты указали Мусаеву на его карман: осмелели да и спросили, на какие средства обучается его дочь за рубежом? По их данным, на это обучение требуется тридцать тысяч долларов в год, а зарплата зампреда КНБ составляет 10 тысяч (за этот же срок). В самом деле, 'на какие? Дочери 19 лет и при обучении за рубежом ей вроде бы не положено подрабатывать. Но, как заявил генерал-майор, его дочь работает в крупной и очень известной иностранной фирме. Однако отказался назвать, в какой. Таким образом, Мусаев вроде бы отвел любопытствующих журналистов от своего кармана. Но его ответ и на этот деликатный вопрос, как и на другие, оставил сомнения. Тут бы впору сказать: "Бог ему судья", однако это не тот случай. Слишком уж несопоставимы должностная ответственность генерал-майора КНБ и то, что он позволил себе в отношении Кажегельдина. Неужели у председателя КНБ и действующего президента иное мнение?

"Ярмарка" 5 ноября 1998 года

TNVP