Мы растем вместе со страной
Федор АБРАМОВ
Странные мы все-таки люди, какие-то непоследовательные и капризные. Такими бывают дети, когда им долго разъясняешь несложную истину из неписаного кодекса благовоспитанного ребенка, а они делают - на словах или на деле - совершенно противоположный вывод. Говорят, все дело в неокрепшей детской психике. В головке непоседы-карапуза никак не укладывается - почему нельзя получить в руки вон ту яркую игрушку, размерами превосходящую его раз в пять, или невозможно немедля пересесть на двухколесный велосипед. И вообще - отчего шнуры от электроприборов в детских руках вызывают у взрослых панику, переходящую в ужас, а спички всегда лежат так высоко на полке...
Конечно, это чересчур - уподоблять казахстанцев несмышленой детворе. Хотя порой самоуверенность некоторых из нас в том, что уж я-то точно все знаю, умею и могу обходиться исключительно собственным умом, поражает. Не говоря уже о готовности встать в позу обиженного ребенка при малейшем несогласии с твоей позицией или идеями. Впрочем, мы действительно только-только становимся обществом в нормальном смысле этого слова - гражданским обществом, на котором, как принято говорить, и строится сильное государство. За семь лет независимости мы пережили очень многое.
Относительно благополучно перенесли развал СССР (нас не затронули ни межнациональные конфликты, ни хаос, ни потеря управляемости), сумели построить и укрепить национальную экономику со всеми ее атрибутами - валютой, банковской системой, промышленностью, социальными институтами и т.д., наконец, главное наше достижение - сохранение гражданского мира в стране. Мы многому научились и помудрели. Мы стали понимать, что жить надо по средствам, что рыночная экономика - это не курс лекций заезжего доктора философии, а сложнейшая модель общественно-политического устройства. У нас появились почти неограниченные возможности устраивать свою жизнь не по принципу равенства в нищете, но равенства в возможностях. Мы осознали, что можно и должно быть хозяином на своей земле, предприятии или частной фирме.Собственно говоря, мы росли вместе со страной, и нам еще так же далеко до идеала, как и всему государству. В 1991 году казахстанцы на всенародных выборах избрали первого президента страны - Нурсултана Назарбаева. Тогда будущее казалось безоблачным, а перспективы - безграничными. В реальности же строительство молодого суверенного государства оказалось делом непростым. И той цементирующей силой, которая сумела консолидировать общество и увлечь людей общей целью, стал глава государства. Нравится это кому-то или не нравится, но именно с ним большинство из нас связывали и связывают позитивные изменения в нашей жизни. Сегодня как-то пропала острота политических противостояний прошлых лет, когда общество чуть было не захлестнули сепаратистские настроения, межнациональная напряженность, помноженные на глубочайший экономический кризис. Наверное, некоторым из нас кажется, что стабильность и согласие в Казахстане даны нам по определению, а не результат выверенной, твердой и принципиальной
политики. Способность Н. Назарбаева отстаивать до конца собственную позицию и позицию своего народа, идти при необходимости на компромисс позволили стране избежать самого страшного как у себя дома, так и во взаимоотношениях с соседями.В апреле 1995 года казахстанцы вновь выразили доверие главе государства, проголосовав на всенародном референдуме за продление срока полномочий президента. Тогда в стране уже укрепилось мнение, что быстрого и короткого пути к процветанию не бывает. Это честно признал и Н. Назарбаев, предложив в свою очередь программу радикальных реформ по переходу к рыночной экономике, широкому привлечению в республику иностранных инвестиций и т.п. В большинстве своем казахстанцы расценили референдум в первую очередь как возможность реализовать свое право выбора - выбора пути развития страны и своего собственного. Сегодня Н. Назарбаев предложил еще более обширную программу перехода к более открытому, конкурентоспособному и честному обществу, где главным ориентиром станут общечеловеческие ценности. В немалой степени это должно помочь Казахстану преодолеть последствия мирового экономического кризиса. В свою очередь парламент страны предложил главе государства пройти через сито свободных выборов, дабы получить поддержку избирателей. Не правда ли, вполне логично: если ты предлагаешь какие-то серьезные меры, то почему бы не заручиться доверием народа, тем более что речь идет о реформах, затрагивающих судьбы всего государства и каждого человека в отдельности. И Н. Назарбаев решил поставить свою судьбу под пусть и небольшой, но все-таки вопрос. Ибо мало кто сомневается в победе Нурсултана Назарбаева в январе следующего года.
Правда, как в апреле 1995-го, как ранее в декабре 1991-го, так и сейчас противники действующего президента вновь затеяли дискуссию о целесообразности и легитимности предстоящих 10 января 1999 года выборов. Этот "обмен мнениями" начался еще до решения парламента о проведении досрочных выборов, словно оппозиция посчитала себя оскорбленной, что программа дальнейшей демократизации общества прозвучала из уст главы государства, а не иных "властителей" дум народных и "инженеров" душ человеческих.
Логично было бы предположить, что за саму возможность выборов, альтернативных, свободных и честных, ухватятся все недовольные нынешней жизнью - глупо отрицать, что таких людей в Казахстане нет, - и просто честолюбивые политики. Однако, повторюсь, получилось что-то не совсем понятное. Сначала оппозиция, кажется, просто ошалела от радужных перспектив. Жила-жила она своей полуподпольной жизнью с полуподпольными идеями, а теперь пришла пора выходить на оперативный простор. Взяла ноту, да не ту.
Возможно, в стане тех, кто недоволен реальностью, своей невостребованностью, отсутствием власти и вообще какого-либо влияния на общество, впали в транс, осознав, что теперь от них требуется не просто проводить митинги, собрания, акции протеста с участием одних и тех же персонажей. Не просто драться со всем миром, а бороться за голоса избирателей. Разрабатывать предвыборную программу, пытаться доказать, что она лучше других и именно их выдвиженец выведет страну на столбовую дорогу. И здесь штампами и набившей оскомину критикой уже не обойтись.
Возможно, оппозиционеров подкосила уверенность президента в своих силах (он отказался от обычных предвыборных рекламных встреч с избирателями). Возможно, они, как здравые политики, рассудили, что шансов на победу у них практически нет. Возможно, их испугала большая ответственность, которая ложится на них уже в период предвыборной гонки. Но факт остается фактом. Те, кто несколько лет по поводу и без подвергал сомнению выборы 1991 года и референдум 1995 года, вдруг заговорили совершенно противоположное. Что референдум их полностью устраивает, что его итоги нельзя отменять (хотя никто этого и не делал), а решение парламента от 8 октября 1998 года неконституционно. При этом они старательно обходят существенную деталь - Н. Назарбаев сам дал согласие ограничить свой президентский срок и пошел на досрочные выборы! Или в представлении нынешних властителей дум глава государства может лишиться должности исключительно по процедуре импичмента или поражения на выборах? Не в пользу оппозиции и ожесточенные нападки на парламент, высший законодательный орган страны, который избран всенародно и, хочет этого кто-то или нет, отражает настроения и интересы избирателей...
Дети любят покапризничать и в отстаивании своих фантазий доходить до крайностей. Этот их конек знают все взрослые и снисходительно к нему относятся. Но дети имеют обыкновение вырастать из коротких штанишек, порой мучительно преодолевая свои страхи и слабости, на смену которым обычно приходит ответственность. За себя и других.
"Караван" 20 ноября 1998 года
TNVP