В республиках бывшего СССР утверждается автократия
БИШКЕК, Киргизстан - На Кавказе и в Центральной Азии в государствах, образовавшихся после распада СССР, несмотря на годы и миллионы долларов, которые США потратили во имя продвижения демократии в эти регионы, все больше утверждается автократия.

Выборы президента в Азербайджане, состоявшиеся в прошлое воскресенье, и планы досрочных президентских выборов в Казахстане, обнародованные на прошлой неделе, показывают, как умеют лидеры этих государств, богатых нефтью, удерживать власть в пределах узкого круга одних и тех же лиц. Дипломаты считают, что в результате важного референдума, который должен состояться в ближайшую субботу в Киргизстане, разрекламированном в качестве пионера демократии в Центральной Азии, исполнительная власть, скорее всего, приобретет новые дополнительные полномочия.

"За последние семь лет мы узнали, что такое западная демократия, - говорит Дастан Саригулов, депутат парламента и президент компании "Киргизалтын", главного производителя золота в Киргизстане. - Она сделала великую Россию нищей. Она передала весь Казахстан во власть одной семьи. Она принесла войну в Таджикистан. Людям не нужна такая демократия". Его рецепт достижения прогресса прост: управлять должны грамотные коммунисты вроде него самого, и необходимо с уважением относиться к тому, что он назвал тысячелетними традициями своей страны.

К несчастью для приверженцев демократии, политические традиции в этом регионе тяготеют к советскому абсолютизму и порядкам средневековых королей и ханов. Кавказ в политическом отношении представляет собой более открытую систему, нежели Центральная Азия, но и здесь во время выборов принуждение и демонстрация силы являются обычным делом. И несмотря на то, что главной целью политики США в этом регионе с 70-миллионным населением было развитие демократии, сейчас в пяти из восьми стран Кавказа и Центральной Азии - в Азербайджане, Грузии, Туркменистане, Узбекистане и Казахстане - у власти стоят бывшие партийные руководители советской эпохи. Но учебные и целевые программы ориентированы на подготовку избирателей и кандидатов по американским образцам.

Американские представители говорят, что очень скоро, по-видимому, придется признать, что все эти усилия оказались напрасными. "Мы беседуем об этом с их руководителями каждый день, - говорит посол Ричард Морнингстар, специальный советник президента Клинтона по проблемам Каспийского региона. - Мы надеемся, что за счет разработки этих ресурсов удастся расширить в этих странах экономическую базу, сформировать средний класс ... Мы не говорим, что это должно свершиться за одну ночь. Мы такие нетерпеливые. Мы говорим о преобразованиях, по времени соответствующих смене поколений".

Несмотря на некоторые демонстративные проявления плюрализма, реальная власть здесь, наоборот, становится более концентрированной, неподотчетной, и даже династической. 75-летний президент Азербайджана Гейдар Алиев, как утверждают его помощники, получив 75% голосов на выборах, состоявшихся в прошлое воскресенье, по-видимому, остается президентом еще на один пятилетний срок. Его противники, однако, оспаривают результаты выборов, и международные наблюдатели утверждают, что они проходили не в полном соответствии с демократическими стандартами.

Алиев разрешил выпуск одной телепередачи, в ходе которой оппоненты подвергали его язвительной критике, и несколько - ограниченных - митингов, в ходе которых произошли столкновения с полицией. Но целью при этом является не политическая либерализация в Азербайджане, а легитимизация его собственного правления. придя к власти в 1993 г. в результате квази-переворота, он стимулировал культ собственной личности, украсив свою столицу Баку собственными портретами огромной высоты и заставив телевидение транслировать состояние обожания на всю страну. Он уже заявил, что хотел бы передать власть своему сыну Ильхаму Алиеву, ныне возглавляющему нефтяную промышленность страны.

Примерно то же самое наблюдается и в Центральной Азии, регионе, примыкающем к восточному побережью Каспийского моря. В Туркменистане 58-летний президент Сапармурад Ниязов, получивший на референдуме 99,9% голосов, остается у власти до 2002 г. 99,6% граждан Узбекистана одобрили продление полномочий своего президента Ислама Каримова до конца столетия. 57-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, никогда не участвовавший в справедливых выборах, тоже организовал всенародный энтузиазм на референдуме в 1995 г.

Параллельно с ползучим возвращением автократии в Центральной Азии там развивается и гражданское общество. Но сейчас те, кто успел вкусить свободы, все меньше верят в свои силы. В отличие от времен правления коммунистов, теперь люди могут общаться со внешним миром. Из потока новых денег, вкладываемых в нефтяную и хлопковую индустрию Центральной Азии, лишь малая доля идет на нужды общества. А цены на нефть низкие, и экономический бум, связанный с разработкой здешних запасов нефти, откладывается на неопределенное время. Недавний опрос, проведенный в Казахстане Красным Крестом, показал, что две трети населения республики просто стараются выжить.

"Мы не живем, мы существуем. Я больше не верю в выборы. Это просто спектакль", - говорит Дилара; ей 41 год, она преподаватель английского языка, и сейчас она пытается купить продукты подешевле на центральном базаре Алма-Аты. Торговцы традиционным местным напитком - кислым кобыльим молоком - говорят, что нищих становится все больше и больше. "В маленьких городах работу не найти. Я решилась просить милостыню, когда поняла, что кормлю своего сына, главным образом, водой", - сказала 27-летняя бывшая швея Ольга, несшая на бедре четырехлетнего сына.

В очередной сцене из политического спектакля казахский лидер г-н Назарбаев, всерьез укрепился во власти, проведя через парламент изменения в конституции, согласно которым пребывание одного и того же лица в должности президента не ограничивается двумя сроками, срок президентства увеличивается с пяти до семи лет, а возраст президента не ограничивается 65 годами. После этого он назначил новые выборы на 10 января.

Проводя выборы на год раньше положенного срока, он стремится избежать политической неопределенности, которая может возникнуть в следующем году в связи с прогнозируемым спадом в экономике. Кроме того, он лишает времени на подготовку к выборам своего основного соперника, бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, и это в стране, по размерам соответствующей всей Западной Европе. Редакция газеты, поддерживающей Кажегельдина, недавно была взорвана, а затем газета была привлечена к суду, а главный помощник Кажегельдина был ненадолго арестован.

Уходя со своего поста, бывший посол США в Казахстане Элизабет Джонс предупредила: "Некоторые считают, что либерализация угрожает стабильности. Это заблуждение. Наоборот, отказ от реформ или промедление с реформами создают угрозу стабильности".

"Уолл-стрит джорнел", 14 октября 1998г.