Бывший казахстанский премьер бросает вызов выборам.

Энтони Робинсон / "Файненшал таймс" /13 ноября 1998 г.
из Москвы

Мечта Нурсултана Назарбаева, казахстанского президента и бывшего коммунистического лидера о еще одной непреодолимой победе на президентских выборах с целью оставить свою семью у власти на следующие семь лет, столкнулась с серьезным препятствием.

Исходит оно от человека, который лучше всех знает самодержавного президента - от Акежана Кажегельдина, бывшего премьер-министра. Он провел последние две недели в Вашингтоне, Варшаве и Москве, обвиняя президента в том, что тот ввел коррумпированный, непотический режим, попирает демократические права и права человека 17-миллионного населения в богатой нефтью и другими природными ресурсами центральноазиатской стране, протянувшейся от Каспийского моря до Китая.

Г-н Назарбаев перенес на 10 января президентские выборы, которые должны были состояться в начале следующего века, едва ли предоставив оппозиции время на подготовку.

Г-н Кажегельдин с первого взгляда кажется маловероятным претендентом- Считается, что он сделал свое состояние на бизнесе и торговле в первые годы независимости Казахстана. На этой неделе он прилетел в Москву, окруженный толпой дорогих международных адвокатов и американских пиармэнов. Официальный протест выпущенный госдепартаментом США против недавно принятого решения избирательной комиссии Казахстана об отстранении его от участия в выборах и критические статьи, вышедшие в газетах Нью Йорк Таймс и Вашингтон Пост, являются подтверждением влияния с его стороны и со стороны его PR-советников.

В Москве г-на Кажегельдина охраняли правительственные службы, после того как поступившие в его адрес угрозы заставили его отложить поездку на прошлой неделе. В Варшаве Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе пообещала наблюдать за ходом выборов, которые по мнению г-на Кажегельдина будут сплошным фарсом без его участия, и которые, обратившись в Верховный Суд, он призвал аннулировать.

За г-ном Кажегельдиным стоит сильная поддержка в его стремлениях выступить против человека, который вывел Казахстан к независимости в 1991 году и открыл его для иностранных инвестиций, поддерживая при этом тесные связи с Москвой.

Сюда входят западные политики, обеспокоенные усилившимся самодержавным режимом президента, а также представители деловых кругов и банкиры, которых начинает сильно раздражать внутреннее состояние дел, коррупция и отсутствие открытости и юридической защиты.

У бывшего бизнесмена русская жена, и он выступает за то, что стране нужна политика, принимающая во внимание мультиэтническую среду, где проживает более 6 миллионов русских и других национальных меньшинств. Он говорит, что многие нации испытывают дискриминацию как результат нынешнего режима, многие талантливые люди выехали из страны.

Г-н Кажегельдин, который также призывает к свободе прессы и прекращению преследования прессы, занял пост премьер-министра в октябре 1994 года, сразу же после того, как Казахстан, задавленный ростом инфляции, не смог выполнить своих обязательств по иностранным задолженностям, составляющим 4 миллиарда долларов.

Он заработал доверие иностранных инвесторов и укрепил казахстанскую экономику, призвав для работы над приватизационной программой иностранных консультантов.

Он также пригласил иностранцев инвестировать средства в разработку каспийской нефти и других богатых ресурсами месторождений цветных и драгоценных металлов.

Он подал в отставку в 1996 году, когда оказался под сильным давлением со стороны местных бизнесменов, противостоящих иностранному консультированию и попыткам ввести западную систему налогооблажения и открытости.

"Коррупция стала проявляться уже на первых двух стадиях приватизации, но самой большой ошибкой Назарбаева было поставить членов семьи на руководящие посты," - говорит г-н Кажегельдин относительно выставляемой на третий продленный срок кандидатуры президента.

"Невозможно, чтобы Назарбаев оставался президентом в течение всей моей жизни, а его дети - при жизни моих детей."