Если бы сегодняшняя власть учитывала собственные ошибки...

Серикболсын АБДИЛЬДИН

"Людей надо убеждать и убеждать. Они этого жаждут... В нашем теперешнем характере чуть что не так - винят прежде всего не себя, а власть. В то же время мало кто возьмет на себя смелость реально способствовать избранию истинной власти народа. А в итоге этой нерешительности зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла. Так и случилось, когда верхушка КПСС, предавшая интересы масс, оказалась снова у власти. Под невидимым диктатом мафии находится и нынешний Казахстан"

(из Платформы Компартии Казахстана).

- Серикболсын Абдильдаевич, под какими лозунгами коммунисты собираются участвовать в досрочных президентских выборах?

- Лозунги у нас простые - обеспечение гражданам страны всех тех прав, о которых говорится в Конституции, - на труд, образование, достойную старость... Мы призываем людей голосовать на этих выборах за власть народа против власти клановой. Мы призываем людей голосовать за честь, достоинство страны. Мы призываем людей голосовать за честный труд против воровства. Мы призываем людей голосовать за процветание науки и образования, против разрухи в этих сферах. И таких лозунгов у нас набирается порядка семи-восьми.

- Но это лозунги, а что конкретно вы предлагаете для их реализации?

- Мы предлагаем перейти плавно к парламентской форме правления как наиболее демократичной форме правления, испытанной в развитых странах. Этим самым мы призываем народ отобрать власть, которая сосредоточена в одних руках, и доказываем, что такая концентрация власти губительна. В советское время подобное обернулось репрессиями и продолжалось до роспуска Союза преследованием инакомыслящих. Собственно говоря, и сейчас институты президентства действуют на подавление воли большинства.

Мы говорим, что в стране должно быть в качестве политической власти народовластие. Основа наших разработок направлена на создание социального государства. Социальное государство по мировым канонам рассчитано на соблюдение принципа социальной справедливости.

Что касается вопроса о собственности, то коммунисты считают: собственность должна быть государственной, частной и иметь разновидности. А экономику не обходимо строить смешанного типа.

Далее мы идем к внешней политике, социальной защите населения и здесь во главу угла ставится защита трудового населения. Это тоже концептуальное отличие от действующей политики государства. Мы ставим вопрос о защите трудового населения, чтобы оно имело рабочие места, зарплату... Восстановим экономику и примемся за предоставление определенных материальных благ для пенсионеров, детей, других слоев населения, которые мы намерены финансировать за счет бюджета.

Все это расписано в нашей платформе, Седьмым пунктом у нас стоит защита информации. После внутренней политики у нас идет политика внешняя. Мы предлагаем определить основной вектор внешней политики при сохранении многовекторности. Возьмем к примеру, отношения с Россией. На словах мы - братья, а по существу дистанцируемся от нее все больше и больше. То же самое с государствами исламского мира (там находятся и бывшие наши соседи - узбеки, кыргызы, туркмены, таджики), и в то же время... Мы объявляем на весь мир своим стратегическим партнером США, но и здесь больше декларации, Юго-Восточный сосед - Китай - улыбаясь нам, рассчитывает на свою мудрость и решает свои проблемы, а Казахстан отличается уступчивостью, даже в определении границы. Поэтому если нужен нам какой-то политический союз, то такого партнера в виде мощной державы необходимо обозначить конкретно и объявить всенародно на весь мир.

- Это шесть пунктов вашей платформы?

- Да, в более развернутом виде она будет представлена позже с указанием отличий, что предлагаем мы и что делает нынешняя власть.

- Серикболсын Абдильдаевич, но ведь понятие "социальное государство" есть и в действующей Конституции. В чем же принципиальное отличие?

- Да, в Конституции указано определение "социальное", но это только продекларировано и не выполняется. Мы же в своих материалах заявляем, что "социальное государство - это равенство всех граждан перед законом, уважение личности, создание условий для ее всестороннего развития". Мы собираемся строить общество, в котором выше всего ценятся человек и его труд, проявляется забота о престарелых, материнстве и детстве.

- Вы упомянули о том, что собираетесь создавать парламентскую республику. Каким образом вы собираетесь это делать?

- Во-первых, нам надо менять Конституцию. Строительство правового, социального государства можно осуществить на практике, только опираясь на массовую, всестороннюю поддержку большинства населения. Как показывает наш собственный опыт и опыт зарубежных стран, выборность органов власти снизу доверху является прочным мостом между населением (избирателями) и властью для достижения общенациональных и общегосударственных целей.

Сама природа парламентской формы правления отвечает требованиям коллективной выработки и принятия решений, установления системы контроля за выполнением решений и законов, и взаимной ответственности ветвей власти. При этом мы говорим о необходимости создания жесткой сильной системы исполнительной ветви власти - правительства, подконтрольного парламенту, но самостоятельного в выполнении своих экономических функций.

- Как вы прокомментируете изменения в Конституцию, которые внесены в нее недавно? Отвечают ли они предложениям коммунистов?

- Изменения, недавно внесенные в Конституцию, никаких проблем демократии не решают. Если посмотреть, к примеру, на главный пункт - выделение мажилису десяти мест для политических партий и общественных объединений, то окажется что это не вписывается ни в какую систему. В мире существуют мажоритарная система - система абсолютного большинства, смешанная система, пропорциональная, но ни в одну из них предложение о десяти мандатах партиям и движениям не вписывается. Эти десять мандатов становятся яблоком раздора для партий и движений, поэтому я считаю, что это не решение вопроса.

- Но; может быть, власть внесла такие изменения, имея в виду слабость и маломощность нашей оппозиции?

- Даже если это и так, десять мест, которые завоюет одна партия, никакой проблемы в парламенте не решат. Это просто игра в демократию для того, чтобы манипулировать общественным сознанием.

- Или скрыть истинную цель изменений в Конституцию - досрочные выборы и устранение возрастного ценза?

- Совершенно верно. Если бы депутаты проголосовали за систему, предлагаемую нами (полтора года назад лично я внес записку на рассмотрение президента страны с предложениями демократизации власти и в целом общества), мы могли бы сказать: да, учтено и наше предложение, и президент взял курс на демократию, но ничего не сделано...

- Почему, на ваш взгляд, Президент так поторопился с изменениями в Конституцию?

- Тут никакого взгляда и не надо. Ему надо было определить срок выборов, то есть пойти на нарушение Конституции. У нас в Конституции записаны очередные выборы и внеочередные. Чтобы обосновать необходимость проведения экстренных выборов, придуман ряд пунктов, которые якобы демократизируют систему и общественные отношения, Это и десять мандатов по партийным спискам, передача части полномочий парламенту и правительству (хотя на самом деле никакой передачи нет), создание видимости борьбы с коррупцией. На деле ничего этого нет. Борьба нанайских мальчиков и больше ничего. Вот сумма нынешних конституционных изменений, которые веса не имеют. Мы же будем менять Конституцию основательно или вернемся к Конституции 1993 года, в которой разделение ветвей власти четко обозначено. По сути, даже президентская форма правления могла бы работать при наличии противовесов, закрепленных в той Конституции. Вообще мировой опыт показывает, что любая президентская форма правления без противовесов положительных результатов не дает.

- Каким образом коммунисты собираются строить свою предвыборную кампанию?

- Сейчас мы собираемся вносить протест на то, что не внесены изменения в указ "О выборах". Нурсултан Назарбаев объявил на весь мир, что вместо избирательного взноса будет избирательный залог, но все осталось без изменений.

Он обещал справедливую и честную избирательную систему. Ничего не сделано. Поэтому мы сейчас объявим протест, подождем ответа. Параллельно Компартия развертывает свою сеть, открываются повсеместно пункты для агитации, работы наших людей, создаются штабы и здесь, в Алматы, тоже созданы. Платформа Компартии утверждена ХХУ съездом, опубликована. Согласно ей, рассчитываем работать непосредственно с людьми, ходить по дворам, участвовать в пикетах и митингах и т.д.

- Вы не боитесь того, что у многих нуворишей, "новых казахов" существует неприятие коммунистов? Кстати, неприятие есть даже у определенной части пенсионеров.

- Я считаю, что "новые казахи" должны сделать выбор: либо они будут работать в такой нестабильной системе, когда их ловят, душат налогами, бьют и даже убивают, либо они должны выбрать вариант государственного развития, при котором будут созданы условия для нормальной жизни и работы с приоритетом закона и равенства всех перед ним. А пенсионерам я бы посоветовал сравнить, что они имели до этого и что они имеют сейчас. Но я не исключаю, что 2-3%, может, до 5, стали лучше жить. Я тоже не потерял уровня жизни при этой ситуации, но это не означает, что так можно продолжать дальше. Ведь и богатым жить нынче трудно, не только самым бедным.

- В печати прошло сообщение, что Центризбирком направил приглашение иностранным наблюдателям для участия в выборах президента страны. Что вы скажете об этом?

- Иностранных наблюдателей на все точки, где будет проходить голосование, не хватит. Они смогут содействовать проведению честных и справедливых выборов в крупных городах. Присутствие наблюдателей, конечно, некоторым образом помогает сдерживать произвол в этом деле, но основную проблему не решает. Но здесь надо учитывать еще одно обстоятельство. В начале января весь мир отдыхает - рождественские каникулы, и я боюсь, что наиболее принципиальных, наиболее острых международных наблюдателей в Казахстан не пустят.

- Но может случиться так, что власть учтет все ошибки предыдущих выборов, референдума 1995 года и постарается соблюсти все атрибуты демократических выборов?

- Если бы власть могла учесть все промахи и ошибки, которые были раньше, она бы сейчас не объявляла досрочные выборы. Если объявлены выборы, то надо немедленно вносить поправки в целом в избирательную систему и весь кодекс о выборах. Этого, как я уже отмечал, не произошло. Беда в том, что у нас не работают законы, потому что власти не придерживаются Духа и буквы Закона.

- Возможно ли выдвижение единого кандидата от политических партий и общественных движений республики?

- В принципе Компартия готовится к проведению предвыборной кампании и в случае, если по каким-то соображениям будет единый кандидат от оппозиции. Мы к этому призываем и все политические партии, общественные движения.

- А это возможно?

- Если даже это невозможно, то я попытался бы настоять на едином кандидате за оставшееся время. Независимо от того, кто станет кандидатом, Компартия будет проводить свою политику и работать с массами. Для этого у нас имеются и концепция, и платформа, и тактика разработана.

- А сможет ли в качестве единственного кандидата выступить экс-Премьер?

- Возможно, если мы сочтем, что по принципу из двух зол выбирают меньшее...

- Как вы прокомментируете ту истерию, которая разворачивается сегодня вокруг этой фигуры в СМИ, подконтрольных власти?

- Понимаете, когда слушаешь, то вроде правдоподобно. Но затем приходит сомнение: если это правда, почему до сего дня служба Президента молчала? Почему, когда летом такое заявление о наличии собственности за рубежом было озвучено в парламенте, сразу же не взялись за это дело? Поэтому я допускаю какую-то политическую игру, поскольку сам много раз испытал на собственной шкуре воздействие различных игр. Вспоминаю, как при продлении полномочий президента страны в период референдума про меня писали, что злоупотребляю служебным положением, дом построил... причастен к деньгам - 50 млн. рублей (по тем временам). Результат был такой: я подал в суд на "Караван", который напечатал данные инсинуации, а представители газеты пришли ко мне с большими извинениями и выдали всех, кто организовал это - работников из окружения президента страны. Журналисты попросили, чтобы я миром закончил с ними, потому что денег у них нет. Я потом спрашивал у Генерального прокурора, почему так получилось. Он мне ответил: "Секе, я вас уважаю и люблю, но вы же знаете, как это бывает". Пригласили в прокуратуру, извинились и вынуждены были через "Караван" объявить, что арестован банкир Байназаров, а для допроса приглашен бывший председатель Верховного Совета Абдильдин. Для чего это сделали? Мы тогда бойкотировали референдум, а я руководил республиканским объединением. И надо было, чтобы мой голос не сработал среди населения. Так и здесь, с Кажегельдиным, инсинуации могут быть инспирированы сверху. А вообще разобраться в таких делах, не имея доступа к документам, очень трудно.

- Компартии, наверное, не может не импонировать борьба с коррупцией, развернувшаяся сегодня?

- Борьба с коррупцией не нами объявлена, но пока власть не начнет внутри себя борьбу с этим явлением, ничего нельзя сделать. Борьба дошла только до уровня заместителей акимов районов, областей, не дальше. А как создавалась основа для коррупции? Нелегко отрубить руку по локоть. Это только в Китае в конце 1978 года Компартия осудила собственный курс и пошла по другому пути развития. Если бы такое осуждение случилось у нас, можно было бы поверить, что борьба с коррупцией на самом деле ведется.

- Но, мы, очевидно, несправедливы к Президенту Назарбаеву. Ведь еще три года назад Компартия не могла рассчитывать на победу в парламенте, а теперь Вы даже выдвинуты кандидатом в президенты?

- Во-первых, Компартию три года не регистрировали, а во-вторых, Компартия до сих пор находится в полулегальном положении. Нам не дают работать с людьми, лично за мной установлено постоянное наблюдение. По многим фактам нельзя говорить, что в Казахстане создана основа для политического плюрализма и о существовании свободы слова для инакомыслящих.

- Рассчитываете ли Вы на победу в выборах? Если да, то на чем зиждется ваша уверенность?

- Логика простая. Официально в Казахстане более миллиона безработных, а неофициально - четыре миллиона. Это из трудоспособных семи с половиной миллионов. Далее по миллиону наемных рабочих в промышленности и разорённых крестьян. За кого такой народ может голосовать? Если работать с электоратом, просто, без утаивания, информируя о действиях самой власти, ее ошибках, то совершенно определенно мы будем иметь голоса.

Проблема заключается не в том, сколько "за" и "против" окажется в избирательных урнах, а в том, кто станет заполнять протоколы избирательных комиссий. Естественно, власть постарается набрать туда своих людей, которые выполнят все то, что закажет Президент. Рассчитывать на честные и справедливые выборы, как о том непрестанно говорит Нурсултан Назарбаев, мы не можем. Независимо от этого, мы будем проводить предвыборную кампанию. Участие в ней представляет возможность выйти публично со своими идеями, рассказать о том, как мы собираемся их, реализовать. Ведь досрочными президентскими выборами жизнь не кончается. Впереди еще выборы в местные представительные органы, парламент.

- Но выборы в парламент могут и не состояться, поскольку сейчас власть имеет полностью контролируемый, управляемый орган. Зачем его менять, ведь тогда в парламенте окажутся люди, неподвластные исполнительной ветви власти?

- Скорее всего, наоборот. Если Нурсултан Абишевич займет вновь президентское кресло, то он найдет причину, чтобы избавиться от этого парламента. Вспомним классический пример: когда Конституционный суд рассмотрел иск Татьяны Квятковской и принял решение распространить его на всю страну, то глава государства нашел способ избавиться от самого Конституционного суда. Так будет и здесь. Что касается выборов в парламент, то на одной из встреч с предпринимателями Нурсултан Назарбаев заявил о том, что в парламенте не должно быть не наших людей.

- Серикболсын Абдильдаевич, если Вы станете президентом страны, то с чего начнете?

- В первую очередь потребовал бы от правительства отчета об исполнении закона "О молодежной политике", принятого еще Верховным Советом XXII созыва. Молодежь не только будущее страны, но и главный "энергетический" ресурс общества. Численность экономически активной части юношей и девушек оценивается в четыре миллиона человек. К сожалению, подавляющее большинство молодых ныне оказалось не у дел. Многие вынужденно пополняют ряды преступного мира. Считаю, что это самое страшное явление для нации. Поэтому первоочередной задачей власти будет решение проблем по трудоустройству и устройству жизни молодежи, а это в свою очередь позволит им построить свою государственность в независимом Казахстане.

"Дат" 30 октября 1998 года