Независимая газета извинилась перед Назарбаевым
Николай ФОМИН

Казахстан не слишком активно присутствует в российской прессе (Турция, например, поминается чаще), однако после объявления досрочных президентских выборов московские издания стали уделять этому государству больше внимания. Можно назвать три основных причины этого явления.

Во-первых, нынешняя предвыборная борьба в республике имеет необычно острый характер и изобилует множеством скандальных сюжетов, что само по себе любопытно для СМИ.

Во-вторых, можно предположить, что потенциальные кандидаты активно используют российские издания для того, чтобы донести до читателей свою правду, свои взгляды, свою точку зрения на события и сформировать благоприятный имидж в общественном мнении и российской политической элите.

В-третьих, уникальный казахстанский опыт предвыборных технологий представляет интерес даже для искушенных россиян с учетом грядущей смены высшей власти в РФ. Давно замечено, что лидеры стран СНГ без особого афиширования используют политический опыт своих коллег и стараются не повторять их ошибок. К примеру, танковая атака российского парламента осенью 1993 года в какой-то степени повлияла на тщательную подготовку и юридическую искусность мирного роспуска “нелегитимного” парламента в Казахстане весной 1994-го. То есть президент Назарбаев учел негативный (хотя и внешне победоносный) опыт президента Ельцина. В то же время довольно неуклюжие попытки Казахстана опередить Россию в пенсионной реформе вызвали сегодня явное нарастание скепсиса ряда российских официальных лиц по отношению к немедленному внедрению накопительной системы. То есть в России тоже учатся на просчетах официальной Астаны.

И вот Казахстан снова выступает в роли первопроходца. Не дожидаясь обострения экономического кризиса и смены власти в Кремле, руководство республики пошло ва-банк. Это заставило многих российских экспертов взглянуть на Казахстан по-новому. Имидж “оазиса спокойствия” в значительной степени скорректирован. Россияне с удивлением узнали, что у действующей власти в Казахстане есть серьезные конкуренты, а политическая борьба приобретает здесь порой не менее захватывающий характер, чем в самой России.

Как и полагается, мнения по этому поводу разделились. На одном фланге – те, кто однозначно поддерживает действующего президента. На другом – его оппоненты. В центре – репортеры, занимающие подчеркнуто нейтральную позицию хотя бы в силу своей малой осведомленности и неготовности к самостоятельной интерпретации событий.

Говорить при этом о той или иной позиции самих изданий, как правило, не приходится. Ярким примером подобного рыночного плюрализма является ряд публикаций в “Независимой газете”. Стало расхожим утверждение о том, что эта газета контролируется Борисом Березовским и ныне, подобно другим российским изданиям, испытывает финансовые трудности. Известно также о взаимной поддержке г-на Березовского и Нурсултана Назарбаева. Однако здесь мы не будем касаться этой деликатной темы.

Проследим хронологию и характер публикаций о Казахстане в “НГ, начиная со второй половины октября.

16 октября в “НГ” вышла статья “Было ли покушение на Акежана Кажегельдина?” Автор подчеркнуто объективен: он излагает две точки зрения на покушение – пресс-секретаря Кажегельдина Амиржана Косанова и пресс-секретаря Назарбаева Кайрата Сарыбаева. Первый утверждает, что в Кажегельдина стреляли, второй – что все это не более, чем рекламный трюк. Понять, кто прав, невозможно, и автор даже не пытается в этом разобраться. Затем в материале излагаются два взгляда на досрочные выборы и политическую ситуацию - Акежана Кажегельдина и Нурсултана Назарбаева.

“Акежан Кажегельдин не скрывает, что, выставляя свою кандидатуру на президентские выборы, он прежде всего ставит цель помешать г-ну Назарбаеву вновь занять пост главы государства, - указывает автор. – Он обвиняет г-на Назарбаева в стремлении к введению в стране режима диктатуры и фактического обеспечения пожизненной личной власти. Реакция Нурсултана Назарбаева на подобные заявления остается спокойной. То ли он не считает Кажегельдина серьезным конкурентом, то ли готовится провести выборную кампанию так, чтобы Кажегельдин вновь оказался с ним в одной обойме. По мнению наших казахских источников, есть вероятность того, что в республике будет введен пост вице-президента и на него мог бы претендовать Акежан Кажегельдин”.

Эта цитата показывает степень осведомленности российских журналистов о ситуации в Казахстане и уровень анализа и прогноза. О какой должности вице-президента могла идти речь после 7 октября, когда парламент РК уже внес все необходимые – для депутатов и для Президента – изменения и дополнения в Конституцию?

Если бы Нурсултан Назарбаев остановился на варианте устранения конкурента через включение Кажегельдина во власть (варианте, реализованном в случае с Балташем Турсумбаевым), а такой вариант в команде Президента наверняка рассматривался, то должность вице-президента Казахстана появилась бы в Конституции тогда же, 7 октября. Однако Назарбаев предпочел не привлекать Кажегельдина и вместо игр с применением пряника повести рискованные игры с использованием кнута: объявил досрочные выборы, зная, какую реакцию это вызовет у оппонентов. К 16 октября Рубикон был давно перейден, противостояние между президентом и экс-премьером приняло открытый и непримиримый характер, и строить какие-либо прогнозы относительно единой “обоймы”, да еще со ссылкой на “казахские источники”, было по меньшей мере странно даже для не слишком осведомленного российского издания.

На следующий день, 17 октября “НГ” опубликовала статью “Будут ли выборы честными?”. Его автор – Сергей Карелин однозначно принимает сторону Кажегельдина. По существу вся статья – изложение высказываний экс-премьера на состоявшейся накануне пресс-конференции в Москве. Вот заключительная фраза этого материала: “Уже задержаны и избиты несколько помощников Акежана Кажегельдина, один из которых рискует навсегда остаться инвалидом”. Создается впечатление о том, что Сергей Карелин абсолютно солидарен с Кажегельдиным.

Любопытно, что в этом же номере напечатано большое интервью с премьер-министром РК Нурланом Балгимбаевым, который, явно диссонируя с отчаянной тревогой соседней публикации, продемонстрировал в своих оценках здоровый оптимизм. Он заявил, что российский финансовый кризис не способен угрожающе повлиять на финансовую систему Казахстана, поскольку доля рубля во внешнеторговых расчетах РК составляла всего 7 процентов. И вообще, отметил премьер, у Казахстана ныне самый привлекательный инвестиционный имидж в СНГ.

21 октября в заметке “Перипетии предвыборной кампании” собственный корреспондент “НГ” по Казахстану Сергей Козлов рассказал о некоторых особенностях политической борьбы в республике. В частности, о судебном процессе над представителями оппозиции, которые принимали участие в собрании движения “За честные выборы”, о преследовании и запугивании некоторых газет (штрафы, бутылки с зажигательной смесью и т.д.). Одновременно, по словам автора, “в республике в эти дни вовсю запущена государственная пропагандистская машина, начавшая готовить население к переизбранию нынешнего президента”.

Кульминацией критической информационной волны в “Независимой газете” стало интервью с Акежаном Кажегельдиным (22 октября), который поделился своими взглядами на политическую ситуацию в Казахстане (“мы дальше от демократизации, чем в 1985 году”), оценил свои шансы быть избранным как “достаточно высокие, если выборы будут честными”, еще раз рассказал о покушении и выразил сожаление по поводу массового отъезда из Казахстана русских.

На следующий день в указанном информационном потоке Независимой газетынаступил великий перелом. 23 октября “НГ” напечатала материал “Экс-премьер Казахстана обвиняется в махинациях”. Если до этого А.Кажегельдин подробно рассказывал на страницах газеты, как его опекает КНБ, то теперь газета устами автора статьи подробно изложила точку зрения самого КНБ РК на события, о которых ранее высказывался Кажегельдин, и подробно воспроизвела различные обвинения в его адрес. Если раньше у корреспондентов газеты в качестве основного источника информации был Акежан Кажегельдин, то теперь газета ссылается тоже на один источник информации – КНБ, который в свою очередь ссылается на “международные правоохранительные органы”.

На следующий день – 24 октября в “НГ” вышел материал о Нурсултане Назарбаеве. Примечателен он прежде всего тем, что в нем нет ни слова о Кажегельдине и вообще – о развернувшейся в РК острой политической борьбе, которой были посвящены все предыдущие публикации. Хотя статья называется “Казахстан перед выборами президента”. Ее лояльная тональность обозначена в подзаголовке: “В любом случае Назарбаев не свернет с пути сотрудничества с Россией”. Впрочем, остается непонятным, что именно подразумевается под “любым случаем” - гипотетическое поражение Назарбаева на выборах или непредсказуемое российское будущее?

“России нужно будет считаться с объективной реальностью, - указывает автор Сергей Карелин, знакомый нам по предыдущему материалу в пользу Кажегельдина, - в двадцать первый век республику поведет скорее всего ее прежний президент Нурсултан Назарбаев, который уже увековечил свое имя в ее истории хотя бы переносом столицы и верным выбором международных приоритетов. И сегодня вокруг него произошла консолидация всей казахстанской элиты, которая определяет пути развития государства. …Решение о досрочных выборах ставит в одинаковые условия всех, поскольку президент Назарбаев до этого не занимался предвыборной кампанией”.

Таким образом, сотрудник “НГ”, а вместе с ним как и бы и сама газета, на протяжении недели кардинально поменяли свою точку зрения на события в Казахстане и конкретно – на двух главных участников политического процесса. Трудно судить, какое мнение сложилось в результате внимательного чтения “НГу читателя, не слишком знакомого с ситуацией в Казахстане. По всей вероятности, подобная непоследовательность вызвала недоумение и различные догадки о ее причинах. Судите сами: Нурсултан Назарбаев предстает то в роли противника истинной демократии, то в качестве мудрого государя, у которого нет достойных оппонентов. Акежан Кажегельдин предстает то в роли героического борца против режима личной власти, то в качестве участника сомнительных финансовых операций и любителя дешевых рекламных трюков.

В одном случае “НГ” излагает читателю логику и взгляды одной стороны, назавтра происходит диаметральный поворот и слово дается другой стороне. Тем не менее и в том и в другом случае материалы идут не от каких-либо “сторон”, а являются журналистскими, их авторы – сотрудники редакции. При этом аналитики “НГ”, публикуя немало серьезных, глубоких статей о ситуации в России, демонстративно отстраняются от ситуации в Казахстане и даже не делают попытки вынести какое-либо объективное суждение о происходящих у соседей процессах.

28 октября газета вышла с приложением “Содружество “НГ”, в котором были напечатаны два больших материала о Казахстане. И вновь говорить о попытке полного объективного анализа не приходится. Один материал принадлежит перу политолога Андраника Миграняна. Статья изобилует сильными выражениями, на грани оскорбления в адрес Н.Назарбаева, но аргументации в ней явно недостает.

“С большим сожалением приходится констатировать, что Назарбаеву не хватает ни смелости Ниязова, чтобы прямо объявить себя пожизненным президентом, ни мастерства Алиева с Шеварднадзе, которые в более сложной для своих республик ситуации умудрились с большевистской прямотой обеспечить себе победу на альтернативных выборах,” - пишет г-н Мигранян. Далее российский эксперт сравнивает казахстанского президента с племенными вождями в Африке, обвиняет его в политических безобразиях, беспределе и даже невменяемости. Завершается материал открытым обращением к Н.Назарбаеву: “Еще есть время выйти из того позорного состояния, в которое вы загнали себя и свою страну” и т.д.

В аккурат под этой публикацией, в которой Президента РК фактически записали во враги рода человеческого, помещена статья Сергея Козлова “Нурсултан Назарбаев: в поисках казахстанского пути”. Здесь уже мы видим совершенно иной подход: не высказывая откровенной симпатии к герою публикации, не превознося его заслуг, журналист все же признает их и раскрывает таким образом, что перед читателем возникает портрет опытного и искусного политика.

В статье немало глубоких аналитических суждений. К примеру, автор не без оснований сопоставляет Назарбаева и Лукашенко. В конечных целях своей внутренней политики они во многом схожи – оба сторонники сильной, фактически монопольной президентской власти. Однако белорусским президентом на Западе пугают маленьких детей, в то время как Назарбаев остается в дружеских отношениях с лидерами западных стран. Почему?

“Основной причиной, согласно Назарбаеву, является “своеобразие политической культуры Казахстана, которая в своих сущностных моментах отличается от культуры Западной и Центральной Европы”, - пишет автор. - Если выразить это по-другому – Казахстан все же Азия, и спрос с него соответствующий. Но, кроме того, Нурсултан Назарбаев при всем своем стремлении реально интегрировать СНГ никогда не высказывался, подобно Лукашенко, за объединение своей страны с Россией, что для Запада весьма существенно. И наконец, у Лукашенко нет нефти, а у Назарбаева ее очень много.”

К недостаткам этого материала можно отнести то, что в нем полностью игнорируются политические события последнего времени. В частности, важный с точки зрения “образа власти” фактор альтернативного кандидата и характер развернувшейся кампании в поддержку президента. Следует признать, что эта недосказанность явно в пользу героя публикации.

И в заключение – еще об одной публикации “НГ”, на этот раз – редакционной. В заметке без подписи “Сильная метафора еще не факт” (30.10.98) редакция “Независимой газеты” принесла “искренние извинения Нурсултану Назарбаеву” в связи с публикацией статьи А. Миграняна. Надо полагать, со стороны руководства Казахстана последовала, мягко говоря, недоуменная реакция на некоторые оценки российского политолога.

“Конечно, мы будем продолжать освещать предвыборную борьбу в Казахстане во всех ее существенных коллизиях и противоречиях, - говорится в материале. – Мы обязательно представим нашим читателям позиции всех основных кандидатов на пост президента Казахстана. Что, кстати, уже начали делать, опубликовав недавно большое интервью г-на Кажегельдина. Но, естественно, не в рамках пропагандистских кампаний этих кандидатов, а как объективные и беспристрастные (если только не иметь в виду стратегические интересы России в этом регионе) наблюдатели”.

Тем не менее указанные намерения пока что остаются в значительной мере декларативными. Анализируя два фактически “черно-белых” информационных потока об одних и тех же событиях в Казахстане, следует признать, что данные публикации независимо от воли их авторов до сих пор укладывались исключительно в рамки двух пропагандистских кампаний. Это касается не только “Независимой газеты”, но и других изданий, “НГ” лишь выразительный пример. Объективных аналитических статей о Казахстане, в которых ситуация рассматривалась бы с точки зрения долгосрочных интересов России, в московской прессе, к сожалению, нет.

Центральноазиатский бюллетень”, 8 ноября 1998 г., №11.