Западный опыт в Центральной Азии
Дэвид САЙМОН, “International Reviе
w”Всего
$10 миллионов – такова, по предварительным данным, будет цена выборной кампании одного из богатейших нефтяных королей мира президента Назарбаева, лидера Казахстана – страны, имеющей прогнозные запасы нефти в объеме около 100 млрд баррелей.Сложная экономическая ситуация и ожидаемая смена высшей власти в России вселяют тревогу в политические элиты авторитарных центральноазиатских государств. Чтобы гарантировать свою победу на выборах, Назарбаев в начале октября внезапно инициировал досрочные выборы, чем поставил в тупик дипломатический корпус и западных наблюдателей.
Ныне Назарбаев – руководитель этой страны с 1989 года – пытается сочетать методы советской пропаганды с новейшими избирательными технологиями. Пока что в Казахстане используются главным образом советские приемы. За главным соперником Назарбаева бывшим премьером Кажегельдиным установлена слежка, на него было совершено покушение, а члены его команды были избиты. Тем временем большинство инициированных Назарбаевым казахстанских партий выразили ему безоговорочную поддержку. За месяц до этого правительство Казахстана приняло специальное решение о финансовой поддержке лояльных общественных организаций. Наиболее крупную поддержку получило либеральное движение Казахстана, лидер которого вскоре стал пресс-секретарем Назарбаева.
Однако падение мировых цен на нефть и металлы, рост внешнего и внутреннего долга, увеличение дефицита бюджета заставляют официальные круги быть более сдержанными в расходах на формирование позитивного имиджа президента. “Меня и так знают”, - заявил Назарбаев избирателям, подчеркнув, что не считает обязательным ездить по всему Казахстану и встречаться с рядовыми гражданами. График президента предусматривает сегодня немало помпезных мероприятий с награждениями. Лишь за последний месяц Ельцин вручил Назарбаеву высшую награду России, а Каримов узбекский орден за выдающиеся заслуги. “Стареющая постсоветская элита в новых независимых государствах пытается поддержать друг друга”, - считает казахстанский политолог Нурболат Масанов.
Взаимные награждения плохо воспринимаются многими избирателями, которым памятны времена Леонида Брежнева. Кажегельдин на 12 лет моложе Назарбаева и как человек другого поколения более тонко чувствует, на каких струнах следует играть в общении с рядовыми гражданами. “Народу живется все хуже, поэтому нас не за что награждать”, - говорит Кажегельдин.
Условия жизни в Казахстане стали особенно тяжелыми вследствие инфраструктурного кризиса. Около 70 процентов жителей республики сегодня страдают из-за перебоев в подаче электроэнергии, газа, воды. При этом цены на коммунальные услуги превышают две трети размера средней пенсии в республике. “20 процентов населения Казахстана безоговорочно против Назарбаева”, - утверждает официальное лицо - руководитель президентского института, политолог Ермухамет Ертысбаев. Как и многие люди в окружении Назарбаева, он считает, что президенту не следует рассчитывать на легкую победу на выборах.
Однако, судя по реакции экспертов, Назарбаев до сих пор не слишком прислушивался к подобным советам. Как и в окружении Ельцина сегодня для поведения президента Казахстана решающую роль играют не профессионалы, а наиболее преданные люди, в том числе члены его семьи.
Согласно источникам в администрации президента, его предвыборный штаб возглавила дочь Дарига – 34-летний историк, руководящая крупнейшим в Казахстане телеканалом “Хабар”. Основным разработчиком идей является руководитель аналитической службы президента Марат Тажин – доктор социологии, которого называют автором казахстанской модели “мягкого авторитаризма”. С ним конкурирует министр печати и общественного согласия журналист Алтынбек Сарсенбаев. В числе главных исполнителей - зять президента, профессиональный хирург, руководитель налоговой полиции Казахстана Рахат Алиев, председатель Комитета национальной безопасности инженер-механик по специальности Нуртай Абыкаев, его заместитель бывший охранник Назарбаева Альнур Мусаев (его называют любимым партнером президента по теннису) и консультант администрации, бывший сотрудник комсомольских органов Игорь Гутов
.В числе главных акций предвыборного штаба Назарбаева представители оппозиции называют закрытие восьми газет, которые поддерживали Кажегельдина, запугивание журналистов и издателей, организацию судебного процесса над стронниками честных выборов, организацию ряда имиджевых публикаций в пользу Назарбаева в российской прессе. Как видно, до последнего времени меры репрессивного характера имели явное преимущество над борьбой капиталов. Между тем в арсенале Кажегельдина лишь финансы, аккумулированные в конце 80
-х годов, когда советские бизнесмены имели возможность покупать у государства сырье по фиксированным ценам и продавать его за рубеж по ценам мирового рынка.Опасаясь мер физического воздействия, Кажегельдин не разглашает состав своей предвыборной команды. Единственный человек, которому полагается быть на виду, пресс-секретарь Кажегельдина Амиржан Косанов был избит в конце августа семью бандитами в масках. “Это была темная история в темном подъезде”, - прокомментрировала это избиение издающаяся в Алма-Ате газета “Караван”, купленная летом этого года бизнесменами, близкими к семье Назарбаевых. Известно,что Кажегельдин выступил в качестве заказчика ряда аналитических и
PR-компаний в Москве и пользуется услугами Hill & Knowlton, расходуя при этом, по оценкам, около $400 тысяч в месяц.“Вкладывать свои деньги в дело, итогом которого, вероятно, будет проигрыш – это нонсенс”, - комментирует эти действия г-н Ертысбаев в газете “Караван”. Действующий в Казахстане указ Назарбаева о выборах дает преимущества действующему лидеру. По мнению оппозиции, законы Казахстана не позволяют осуществить эффективный контроль за объективностью подсчета голосов. Даже люди, критикующие президента, уверены в том, что он одержит победу. Однако это может быть пиррова победа, если Кажегельдин наберет, как ожидается, от 20 до 40 процентов голосов и благодаря этому станет независимым от Назарбаева политиком номер два.
“Для Назарбаева сейчас реально опасен не Кажегельдин – президент, а Кажегельдин, который может сказать: за мной голоса трех миллионов жителей Казахстана. Это изнутри разрушает политическую систему, сведенную ныне к одной опоре”, - говорит эксперт президентского института политических исследований, попросивший не называть его имени.
Давление на оппозицию вызвало негативную реакцию в адрес руководства Казахстана со стороны международных оганизаций, ОБСЕ и представителей Государственного департамента. По мнению наблюдателей, Назарбаева вынудили сменить тактику и перейти от открытого преследования своих конкурентов к более дорогостоящему процессу создания имиджа демократичного правителя, выражающего народные интересы. Финансирование этой кампании взяли на себя бизнесмены, приближеные к семье президента. Руководителем предвыборного фонда Назарбаева назначен бизнесмен Сергей Терещенко, в прошлом – премьер-министр Казахстана, при котором государственный внешний долг страны вырос с 0 до 3 миллиардов долларов, а национальная валюта тенге за 10 месяцев обесценилась в 10 раз.
В октябре 1994 года Назарбаев обвинил Терещенко в недееспособности и отправил его в отставку. В течение пяти лет бывший премьер сохранял преданность президенту, отказавшись от ряда финансово выгодных предложений по изданию книг и дачи интервью западным СМИ. Это терпение сегодня вознаграждено. Ряд наблюдателей полагает, что в случае успешного проведения предвыборной кампании Терещенко имеет реальный шанс вернуться на госслужбу и стать русским премьером.
“Ирония судьбы заключается в том, что экономику Казахстана ожидают потрясения, подобные тем, которые пережила минувшей осенью Россия, а потому Терещенко к концу будущего года вновь будет уволен как недееспособный премьер”, - говорит представитель оппозиции, бывший председатель антимонопольного комитета Казахстана Петр Своик. Оппозиционеры полагают, что для Назарбаева важно, чтобы виновником будущего финансового кризиса можно было назвать русского по национальности управленца. К примеру, на самой непопулярной должности министра труда и социальной защиты Казахстана сегодня находится русская – Наталья Коржова. Такое распределение кадров обеспечивает Назарбаеву массовое представление о большой доли ответственности русских управленцев за экономический кризис.
Экономические трудности в Казахстане прогнозируют не только оппозиционеры, но и международные эксперты. “В ближайшие годы в Казахстане не будет роста экономики, - заявил исполнительный директор МВФ Вилли Кикенс, выступая в конце октября в Национальном банке Казахстана. – Приток внешних инвестиций может упасть до нулевой отметки. Кроме того, следует ожидать резкого падения экспорта вследствие падения мировых цен на сырье”.
“Казахстан бедная страна, - заявил один из чиновников администрации Назарбаева. – Мы не можем себе позволить потратить на выборы столько, сколько в 1996 году потратило окружение Бориса Ельцина”.
В предвыборном фонде президента ныне около $10 млн. Некоторые эксперты утверждают, что источником
этих спонсорских средств являются гарантированные правительством Терещенко в 1991-1993 гг. кредиты, выданные близким президенту и правительству компаниям, которые так и не были возвращены в бюджет. Ныне Казахстан расходует из бюджета на обслуживание этих долгов от 250 до $400 млн в год.Как более эффективно израсходовать спонсорские средства, решает не г-н Терещенко, а неформальный штаб во главе с Даригой Назарбаевой. По некоторым данным, в качестве консультантов по имиджу Назарбаева к выборам привлечены две фигуры – один из ведущих специалистов
PR-службы русского олигарха Бориса Березовского г-н Руга и один бывших имиджмейкеров президента Никсона г-н Дирк, имеющий довольно одиозную славу на Западе в связи с Уотергейтом. Суммы контрактов с этими лицами не разглашаются.Источники в администрации президента отмечают скрытую борьбу за выделенные на предвыборную кампанию финансы между двумя группировками – сторонниками активного привлечения иностранных имиджмейкеров и приверженцами “самостоятельных моделей”, утверждающих, что к такой уникальной республике, как Казахстан, неприменимы технологии Запада.
“
International Reviеw”, 11 ноября 1998 г.