Евгения ЛЕНСКАЯ, Валентин КОВАЛЕВ, Ислом НИЯЗОВ

Хватка снежного барса

(Продолжение. Начало в № 6)

НОВОСТЬ о том, что британская группа Trans World Group (TWG) возвращается на металлургические просторы СНГ, побудила "ДН" вновь вернуться к теме "металлического братства", о которой мы рассказываем нашим читателям еще с 1996 года.

За время последнего перерыва в нашем повествовании особенных сенсаций не наблюдалось. Все главные крупные фигуры повествования находились на своих местах, за исключением Михаила Баженова, бывшего руководителя АО "ССГПО", исчезнувшего из страны. Казахстанские металлурги вместе со своими коллегами из СНГ несли крупные убытки из-за финансовых кризисов в Азии и России. Дело дошло до остановки с середины августа производства на одном из крупнейших предприятий Казахстана - АО "ССГПО".

Верховный суд страны частично признал иск группы Фатаха Шодиева (в Казахстане ее физически представляют Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов, а юридически - компания Kazakhstan Mineral Resources Corporation) к британской TWG и определил, что KMRC является собственником доли акций наравне с TWG в оффшорных компаниях Japan Chrome Corporation, Whiteswan Ltd и Ivedon. Однако в иске KRMC к TWG по поводу компаний Фондовый центр, Залог-банк и United Clearing Corporation было отказано.

Г-н Машкевич наконец-то решился покончить с завесой таинственности вокруг своей персоны и дал пространное интервью "Каравану" в конце минувшего июля, которому примерно за полгода до этого предшествовало его же телеинтервью КТК. Интерес "ДН" вызвали следующие детали этих интервью. Во-первых, Александр Машкевич публично огласил свое гражданство: оно у него одно - государства Израиль. Во-вторых, наши коллеги предупредили читателей о том, что "решили в данном случае поступиться принципами" и не стали публиковать интервью с г-ном Машкевичем на правах рекламы - проще говоря, с него не стали требовать оплаты. До этого "Караван" делал такие поблажки только одному богатому человеку - Акежану Кажегельдину. И, в-третьих, журналистов, встретившихся с Александром Машкевичем, после этого преследовал рок перемены места жительства - один из них уже уехал в сопредельное государство, а другой сделает это вскоре и станет, по слухам, согражданином г-на Машкевича.

В целом же, обозревая информационные итоги минувшего лета, "ДН" приходит к выводу, что особых открытий не состоялось. По-прежнему таинственной остается связь между представителями TWG и руководством Казахстана в 1994 - 1997 годах. Контактов с казахстанскими СМИ на эту тему по-прежнему тщательно избегают Дэвид Рубен и братья Черные, Фатах Шодиев и Акежан Кажегельдин. За исключением упомянутых интервью уклоняются от встреч с прессой Александр Машкевич, а также его коллега Алиджан Ибрагимов. В атмосфере такой таинственности и закрытости журналистам остается лишь одно - запастись терпением и собирать информацию о наших героях буквально по крупицам и находя информационные "зацепки" в их редких публичных выступлениях.

Начнем с того, что в Алматы, оказывается, не так уж и мало людей помнят, например, того же Бориса Бернштайна (Бернштейна), владельца скандально известной в годы перестройки компании "Сеабеко", который и пригласил когда-то Александра Машкевича к себе на работу. Гораздо меньше людей, знакомых лично с Фатахом Шодиевым, однако они сумели убедить "ДН" в реальном существовании этой фигуры. Узбекский "след" в казахстанской истории "металлического братства" очень силен - это твердое убеждение "ДН". Например, в городе Рудном, где находится АО "ССГПО", многие его жители по-прежнему считают, что предприятием управляли ... узбеки, а не исландцы (компания Ivedon представлялась как зарегистрированная в Исландии) и уж тем более не британцы. Правда, для утверждения о том, что металлургия Казахстана в 1994 - 1997 годах находилась под контролем узбекской мафии или спецслужб соседней страны (иногда это одно и то же), пока явных свидетельств нет.

Другая деталь. С момента исчезновения Михаила Баженова (формально он находится в розыске) в Алматы, как ни странно, стало больше людей, работавших ранее с ним в Рудном, а теперь находящихся в подчинении Александра Машкевича. По достоверной информации "ДН", в структурах, контролируемых г-м Машкевичем, - Евразийском банке и в "Алматы Пауэр Консолидейтед" (дочерней компании бельгийской группы Tractebel, акционером которой является Александр Машкевич) - работают теперь бывшие близкие помощники Михаила Баженова. Учитывая, что разрыв г-на Машкевича с г-м Баженовым был основан на очень серьезной причине - по словам Александра Машкевича, Михаил Баженов "оказался человеком без позиции" и "перестал отстаивать интересы своего предприятия по указаниям TWG", трудно понять, почему г-н Машкевич все же решил опереться на помощь бывших сотрудников "команды" г-на Баженова. Кстати, по информации одной из республиканских газет, в трудовом коллективе ССГПО сегодня деятельность Михаила Баженова оценивается не столь негативно, как это пытаются представить хозяева предприятия из KMRC, включая, естественно, и Александра Машкевича ("не менее одиозной" фигуры, по выражению газеты).

Мимо внимания "ДН" не мог пройти и еще один факт странных совпадений. Как известно, бывший госсекретарь, руководитель Госкоминвеста и президентской администрации Ах-метжан Есимов направляется на дипломатическую работу в Бельгию. В этой же стране находится штаб-квартира группы Tractebel, которая, по признанию г-на Машкевича, обратилась к нему за помощью, - по его словам, в Казахстане "у них возникли очень большие проблемы, которых они часто не понимают". В Бельгии же живет с 1991 года семья Александра Машкевича и он сам. Как сообщили "ДН" в приватном порядке представители некоторых зарубежных компаний, г-н Есимов был весьма нужным и полезным человеком для группы инвесторов.

И, наконец, еще один нюанс. По признанию Александра Машкевича, в Швейцарии зарегистрирована его собственная компания (KMRC создана г-ми Машкевичем, Ибрагимовым и Шо-диевым специально под проект в Казахстане). Сегодня эта деталь выглядит особенно пикантно, поскольку именно в Швейцарии функционирует фонд "Казахстан XXI век", которому бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин, явно готовящийся к борьбе с Нурсултаном Назарбаевым за президентское кресло, усердно заказывает проекты новой Конституции страны, закона о выборах и прочих политических документов.

Продолжение следует

"Деловая неделя",2 октября 1998 года, № 38 (316)