Талгат ИСМАГИЛОВ, Андрей ЧЕБОТАРЕВ, политологи

Неожиданный шаг Президента

Наиболее важным событием прошедшего сентября, буквально всколыхнувшим политическую жизнь республики, стало Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии". Глава государства пошел на шаг, который от него никто не ожидал. Среди экспертов и наблюдателей ходили разные мнения. В основном все склонялись к следующему:

а) будет принято решение о досрочном проведении президентских выборов ввиду "необходимости поддержания политической стабильности, сохранения преемственности руководства в переходный период и т.п.":

б) будут внесены изменения и дополнения в Конституцию, приводящие к прямому президентскому правлению, когда глава государства сам непосредственно возглавляет правительство;

в) будет принято решение о проведении еще одного референдума, о продлении полномочий главы государства либо о введении пожизненного президентства.

В итоге, Президенту Н.А. Назарбаеву пришлось публично опровергать некоторые из этих домыслов, в том числе и слухи о скорой отставке правительства Нурлана Балгимбаева. То же, что произошло 30 сентября на совместном заседании палат парламента, стало неожиданностью для многих. Вопреки всем прогнозам и ожиданиям, глава государства пошел на то, чего от него долгое время пытались добиться представители оппозиции и иные лица, не во всем согласные с политикой правящей элитой, а именно - на внесение поправок в Основной закон страны и действующее законодательство о выборах. Анализируя политические события последнего времени, можно предполагать самые различные причины, побудившие Президента пойти на такие меры.

Одной из таких причин, очевидно, следует считать усиление позиций бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, являющегося после Н.Назарбаева вторым потенциальным кандидатом для участия в президентских выборах в 2000 году. В его активе - опыт работы на ключевых государственных постах, международное признание и наличие необходимой финансовой базы для проведения предвыборной кампании. Можно сказать, что подготовка к последней ведется уже фактически сегодня. Так или иначе, но все мероприятия, проводимые в последнее время лично А.Кажегельдиным и возглавляемыми им Союзом промышленников и предпринимателей Казахстана (СППК) и общественным фондом "Родина", особенно направленные на развитие частного предпринимательства и носящие гуманитарно-благотворительный характер, способствуют существенному повышению рейтинга популярности экс-премьера среди населения республики. Но более всего позицию А.Кажегельдина раскрывают его неоднократные высказывания с критикой в адрес правительства Н.Балгимбаева и по поводу необходимости кардинального реформирования политической системы республики.

Заметно активизировала свою деятельность и оппозиция. Так, 5 сентября т.г. было создано движение "За честные выборы", которое своими основными целями ставит инициирование предложений по изменению действующего законодательства о выборах, проведение обучения избирателей и представителей общественных объединений законным методам агитационной работы, оказание необходимых консультаций кандидатам, проведение опросов общественного мнения, осуществление общественного контроля за ходом голосования и т.д. И хотя сами инициаторы создания данной организации не считают ее оппозиционной, согласиться с этим мнением, в силу некоторых объективных обстоятельств, трудно.

Во-первых, для правящей, элиты движение "За честные выборы" уже оппозиционно, поскольку оно критикует проводимую политику, направленную на организацию и осуществление избирательного процесса, и выступает за кардинальное изменение этой политики. Во-вторых, руководящий состав движения представлен такими известными деятелями политической оппозиции, как Д.Кушимов, Ж.Куанышалин, М.Елеусизов, И.Савостина, В.Чернышев и др. Другое дело, что движение не является чисто политическим, поскольку не ставит своей целью борьбу за достижение власти и даже подтверждает в своих программных документах то, что не будет поддерживать конкретных кандидатов и выдвигать собственных. По мнению некоторых наблюдателей, данное движение станет более консолидирующей силой для оппозиционно настроенных сил, чем бездействующий ныне Народный фронт.

На фоне этих событий стали наблюдаться некоторые тенденции сближения команды Кажегельдина и отдельных представителей оппозиции. Об этом, например, свидетельствует приглашение к участию в работе круглого стола, проведенного СППК 30 июля т.г., сопредседателя движения "Азамат" Петра Своика и президента Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана Леонида Соломина. Другим моментом является послание Кажегельдина организаторам учредительной конференции движения "За честные выборы", в котором он выразил свое одобрение созданию этой организации и готовность оказать определенное содействие ее деятельности.

Подобные контакты имеют под собой вполне реальные основания. У оппозиции нет достаточных материально-технических и финансовых средств для проведения эффективной избирательной кампании. Кроме того, у нее нет единого, общепризнанного лидера, способного обрести поддержку большинства оппозиционных объединений и реально противостоять кандидатуре Н.Назарбаева на президентских выборах. Поэтому ряд ее представителей, скорее всего, предпочтут участвовать в парламентских и президентских выборах не путем выставления своих кандидатур, а оказания всевозможной поддержки тем или иным кандидатам в виде консультирования, ведения агитационной работы и наблюдения на избирательных участках. И естественно, что такой помощи от них не дождутся кандидаты от правящей элиты, а значит, они будут помогать тем, кто не попадает в эту категорию. Кажегельдин же и его сторонники могут обрести в лице действующих оппозиционеров надежных партнеров, способных продуктивно работать на низовом уровне и мобилизовать избирателей. Иначе говоря, во время предстоящих выборов в парламент в 1999 г. и выборов Президента в 2000 г. реально может произойти существенное сближение двух названных выше политических групп, оказывающих друг другу прямую или косвенную поддержку.

В связи с этим у правящей элиты, желающей обойти своих оппонентов в вопросах построения демократии в Казахстане, есть только один путь - выставить и активно поддерживать функционеров таких лояльных общественно-политических организаций, как Партия народного единства Казахстана, Демократическая партия Казахстана, Либеральное движение Казахстана, Республиканская политическая партия труда и др. Выдвижение кандидатов от правящей элиты со стороны поддерживающих ее партий и движений выгодно ей по той причине, что оно в большей степени повышает легитимность этих кандидатов, чем обычное самовыдвижение представителей органов власти. Поэтому самой важной поддержкой своих сторонников политическое руководство страны избрало существенное ослабление законодательных барьеров для эффективного участия в избирательном процессе.

К тому же, своей инициативой глава государства на много ходов опередил представителей кажегельдинской контрэлиты и непримиримой оппозиции, которые за время, оставшееся до начала предвыборной кампании, через сочувствующих им парламентариев могли бы усиленно инициировать поправки в закон о выборах или добиваться принятия нового закона, отражающего весь спектр их избирательных интересов. Тем более, что, например, со стороны А.Кажегельдина такие шаги уже были предприняты. При этом не следует считать действия Президента своего рода уступками своим оппонентам, поскольку предлагаемые им коррективы избирательной системы оставляют основные принципы организации избирательного процесса фактически без изменения. Так, например, глава государства ничего не сказал об изменениях в порядке формирования избирательных комиссий, не конкретизировал роль и права наблюдателей на стадиях процесса голосования и определения его результатов.

Несомненно, что предстоящее введение механизмов пропорционального представительства по партийным спискам хотя бы на 10 депутатских мандатов существенно активизирует деятельность малоактивных лояльных партий. А предлагаемое уменьшение размеров или полная отмена избирательного взноса, являющегося фактически имущественным цензом, приведет к существенному повышению уровня избирательного участия в качестве кандидатов представителей государственной бюрократии. До этого момента избирательный взнос бьы сдерживающим фактором для выдвижения названной категории лиц, особенно на фоне ужесточения борьбы с коррупцией. Поскольку помимо солидного избирательного взноса кандидатам от исполнительной власти предстоит потратить еще большую сумму на проведение своей агитационной кампании, то вполне резонно, что у многих людей могут возникнуть сомнения относительно законности происхождения их финансовых средств. Причем, подобные подозрения тем более усилятся, если учитывать не очень высокий размер зарплаты госчиновников. Теперь же эта ситуация существенно меняется в пользу госбюрократии.

Еще одним наиболее примечательным моментом нововведений стало то, что на первый взгляд можно и не заметить: предлагаемые изменения избирательного процесса, выдвинутые главой государства, касаются только порядка участия в парламентских выборах, и даже полунамека нет на то, что определенным преобразованиям подвергнутся правила проведения выборов Президента. Иначе говоря, правила игры меняются только в пользу кандидатов в депутаты. Важность таких изменений состоит еще и в том, что от парламентского большинства, а точнее от его лояльности, зависит и стабильность в сохранении существующего порядка избрания Президента. В противном же случае - при преобладании в законодательном органе представителей оппозиции и контрэлиты - данный порядок будет подвергаться кардинальным изменениям.

Другим будоражащим политическую общественность фактом стало внезапное заявление А.Кажегельдина о сложении с себя полномочий президента СППК. В качестве главной причины этого шага он назвал свое нежелание подвергать своих соратников и сочувствующих ему предпринимателей всевозможному давлению со стороны властей. В то же время экс-премьер отметил, что не собирается отказываться от своей общественно-политической деятельности. Можно предположить, что последующим его действием станет активная деятельность по созданию своей партии. Отказываясь от формальной должности, он нисколько не теряет признание и опору в лице поддерживающих его предпринимателей. Помимо названных выше его возможностей, на пользу А. Кажегельдина играет и такой немаловажный объективный фактор: если к 2000 году социально-экономическая ситуация еще более осложнится, то Кажегельдин может существенно увеличить число своих сторонников в народе за счет возрастания непопулярности настоящего правительства. Поэтому не исключено, что еще одна "общественная" версия о введении поста вице-президента и назначении на эту должность именно Кажегельдина может превратиться в реальность; причем, это может быть и не обязательно указанная должность, а другая, не менее значимая.

Возвращаясь к посланию главы государства, необходимо отметить, что так или иначе произошел существенный сдвиг в сторону заметной либерализации политико-властной системы. В то же время степень продвинутости этой либерализации станет очевидной после принятия конкретных поправок в Конституцию страны и законодательство о выборах. В любом случае первый решающий шаг Президента не может заменить реальные механизмы, процедуры и правила правоприменения, делающие избирательный процесс демократичным, свободным и честным не по декларации, а по существу. В конечном итоге основной решающей фигурой в предстоящих выборах парламента и президента является Его Величество Избиратель.

"451 по Фаренгейту", октябрь, 1998г., № 1 (33)

TNSE