Сергей ДУВАНОВ

18 брюмера Президента ?

"... Я как Президент страны, ясно и твердо заявляю - любые выборы в нашей стране будут честными и открытыми"

Из Послания Президента РК к народу Казахстана

Странно, но никто не заметил, что 8 октября в Казахстане произошел государственный переворот. Переворот парламентского типа, то есть мирный поворот от одних норм государственного устройства к другим. Была переписана конституция. Причем, не из соображений высшей политической целесообразности, а ради сохранения власти в руках одного человека. Изменение основного закона страны произошло гораздо быстрее, чем принятие очередного государственного бюджета. Без референдумов и всенародных обсуждений. Не посоветовались даже с традиционной в таких случаях Ассамблеей народов Казахстана. Был разыгран политический, отлично срежиссированный спектакль под названием: "Он не хотел, но его заставили". Актеры-парламентарии сыграли этаких дерзких карбонариев, которые приперли президента к стенке и не отпускали, пока он не уступил. Президент, как и следовало ожидать, долго не соглашался, но в конце концов уступил насилию воинствующего большинства и сдался. Капитуляция президента перед не в меру настойчивым парламентом по сути означает его согласие на пожизненное президентство. Принятые изменения позволяют бессменно возглавлять страну. Нет ничего, что могло бы помешать этому. Он может многократно переизбираться, не бояться за свой возраст (как тут не вспомнить Леонида Ильича), и самое главное: президент, имея такой парламет, может и впредь переписывать конституцию, как ему захочется.

В этой ситуации нападать на парламент, обвинять его в консервативности - это то же самое, что ругать автомашину, въехавшую в ваш огород, не замечая управлявшего ею водителя.

Парламент отлично справился со своей ролью, и, как и полагается, в качестве платы за работу ему бросили кость в форме незначительного увеличения полномочий и увеличения сроков депутатства.

Фактически 8 октября президент и парламент, вступив в сговор, продлили свои властные полномочия. Осуществлению их планов мешала конституция, которая предполагала их переизбираемость в строго установленные сроки и на четко определенное время. Президент, используя, парламент преодолевает это препятствие посредством переделки тех статей конституции, которые мешали обеспечить бессрочное президентство. Что могло помешать? Возраст. Убирается статья, ограничивающая возраст президета. Что еще? То, что президент не может избираться более двух сроков. Убираются ограничения по срокам, Посчитали, что пяти лет президенту будет мало. Увеличили до семи лет. Теперь необходимо провести выборы, но так, чтобы была гарантирована победа. В противном случае вся бессрочность власти достанется "дяде". По закону выборы должны были состояться через два года. Но это срок, за который многое в стране может изменится, да и конкуренты наберут вес, нарастят мускулы.

Поэтому назначаются досрочные выборы через три месяца. Расчет ясен. Что можно сделать за три месяца? В лучшем случае собрать 160 000 подписей, сформировать команду, написать программу. Непосредственно на предвыборную агитацию остается максимум 2-3 недели. Этого явно недостаточно, чтобы полноценно бороться за пост президента.

Но это не все. Может возникнуть ситуация, когда какой-то, очень расторопный претендент на президентское кресло успеет собрать подписи, зарегистрироваться, набрать команду, написать программу. В этом случае по закону ему придется предоставить в государственных СМИ столько же места, что и президенту. Чтобы этого не допустить, ставится задача приватизации всех государственных масс-медиа. (Из Послания Президента РК к народу Казахстана). Став частными, они уже не будут обязаны пускать в свой эфир кандидатов в президенты. Учтывая, что все СМИ сегодня контролируются президентской командой, приватизация государственной прессы будет последним элементом инфомацион-ной блокады конкурентов.

Что остается в этой ситуации делать соперникам президента? Только бойкот. Так думали и аналитики президента. Поэтому, предваряя возможное развитие событий, заблаговременно был изменен закон. Теперь выборы будут действительными, даже если в них будут участвовать только родственники президента.

Теперь о самих выборах. Здесь тоже все схвачено. Продолжает работать формула: "В чьих руках урна, тот и выигрывает". Известно, что голосовать у нас ходит, в лучшем случае, половина избирателей. Это означает, что в руках председателей избиркомов (люди, назначаемые исполнительной властью, главой которой является президент) имеется практически 100%-ая гарантия сделать победителем того, кого они захотят. А кого они захотят, я думаю, все знают. Как это делается, также нет необходимости рассказывать.

Так что за итоги выборов можно не беспокоиться. Хотя есть один момент, когда отлаженная система может дать сбой. Это если все избиратели вдруг надумают пойти голосовать. Даже если явка к урнам сотавит 70-80 процентов, это уже будет достаточно опасно для тех, кто у власти.

Но и на этот случай имеется запасной ход, прибегнув к которому, можно не допустить проигрыша. Как только становится ясно, что выборы проиграны (а это команда президента узнает раньше всех), то сразу начинают поступать жалобы о нарушениях, имевших место в ходе выборов. А нарушения, конечно же. будут. Они были всегда, но на них не обращали внимания. В этом же случае им будет дан ход. На основании этого конституционный совет сможет объявить выборы недействительными. Вот такие честные выборы нас ожидают.

А теперь попробуйте ответить на следующий вопрос: "Что может помешать действующему президенту оставаться в должности пожизненно?" Вопрос явно риторический. Созданный в результате блестяще проведенной "реформы политической системы" механизм фактически закрепляет всю полноту уже имеющейся власти в руках одного человека, что превращает его в правителя с неограниченными полномочиями. Хорошо это или плохо, не знаю. Но то, что это не имеет никакого отношения к демократии, это точно.

" 451 по Фаренгейту", октябрь 1998 года, № 2 (34)

TNSE