Валентин МАКАЛКИН, экономист

Первый акт отрежиссирован отлично. Надо полагать, режиссура второго акта будет не хуже

Северо-Американским Соединенным Штатам понадобилось почти сто лет для принятия такого же количества поправок в Конституцию, какое у нас принято за неделю. Да оно и понятно: не много в мире таких, как выразился Президент РК, "великих государств", как Казахстан. А великому государству - великие деяния великих лидеров.

Да и то сказать, в тех же США, если надумают принять какую-либо поправку в конституцию, то мусолят и мусолят ее! Публикуют почти во всех средствах массовой информации (бумаги-то сколько уходит!). Призывают всех граждан ознакомиться с проектом поправок и высказать свое суждение (это сколько же рабочего времени страна потеряет!). Да и обсуждать начнут: кто - "за", кто - "против". Так и смута в стране может произойти.

Не то у нас. За семь лет три конституции уже успели сменить, а американцы (вот тугодумы!) более двухсот лет все одной пользуются. А поправки-то в конституцию - для нас все одно, что семечки щелкать! Только 30 сентября "идеи" подали, а к 7 октября уже успели и поданные идеи отвергнуть, и новые сотворить. И не только сотворить, но и убедить Президента, что "поторопился" он с поправками-то. Ибо есть еще более "зрелые" и "здравые" (имеются в виду поправки). Намекали притом все стороны обсуждения (чуть не сказал "торга"), что надо бы "повеселей" шагать к демократии-то. Да менталитет народа не тот. А тут еще бдительная общественность подсказала-напомнила великую мысль не менее великого короля Хасана II (Марокко) о том, что с демократией торопиться не следует. Торопливость, она-де годится только при ловле блох. А тут и так чертова дюжина поправок. А надо торопиться... Фу-ты!.. Что-то я зарапортовался-запутался: торопись - не торопись, опять торопись... А как тут не запутаешься? Не успели сказать: никаких досрочных выборов! Да еще с продлением. А выборы тут как тут назначили. И продление приняли. Неведомо, успели ли утвердить-подписать эти законы, постановления. А то ведь в такой-то суете, глядишь, и просмотреть можно: выборы назначили, а закон-то и не подписан. Конфуз может случиться. Но будем надеяться, конфуза не будет.

Да и как ему случиться! Это ведь как в театре: зрителя надо ошарашить! Чтобы он и охнуть не успел, разобраться что к чему, а "комедия ля финита" (а может быть, и "finita la commedia", что-то "с памятью моей стало", как в известной песне моей молодости). И пока зритель соображает: хлопать ли ему или использовать гнилые помидоры с тухлыми яйцами, - занавес опустился. Зато веселей будет соображать в антракте.

Вот-то будет комедия! Как другие актеры-режиссеры будут готовиться к своему "выходу"? Бедолаги!

Конец-то пьесе уже определен. Актеры свои роли выучили. А с такой-то командой исполнителей да не иметь успеха?! Да при таком-то благодарном зрителе?! Да при таких "независимых" участковых да окружных избирательных комиссиях! Которые, правда, некоторые охальники именуют "главными избирателями". Так это от непонимания сущности демократии в специфических условиях нашего бытия.

Causa finita!

Вопрос исчерпан!

"Начнем с понедельника", 15 октября 1998 года, № 41 (210)

TNSE