Сая ИССА
Теперь выбор за нами
Наша справка
Сая Исса (Исабаев) писатель, журналист, работал в областном Совете народных депутатов, зам. гл. редактора парламентской газеты "Вести Казахстана", редактором журнала "Простор".
Автор книг "Шизофреник", "Не для прессы".
Член Международной ассоциации писателей
.Акежан Кажегельдин... С его именем связаны преобразования казахстанской экономики, приватизация промышленности, инфраструктуры, снижение инфляционных процессов, либерализация цен, привлечение иностранных инвестиций
Длительное молчание известного политика, реформатора и ученого объясняется тем, что он все это время, даже во время болезни, работал над книгой "Казахстан право выбора" Что же заставило бывшего премьер-министра взяться за перо? "Я решился на это потому, что нигде не нашел печатного слова, в достаточной мере выражающего те чувства и мысли, которые обуревают меня при виде того, как живет нынешний Казахстан, его народ", пишет он в предисловии.
В небольшой статье невозможно охватить спектр проблем, которые поднимает Акежан Кажегельдин. На мой взгляд, читателя заинтересуют и перспективы развития национальной политики и экономики, становление гражданского общества в условиях рыночной экономики. Автор тщательно анализирует ход экономических реформ, успехи и неудачи многих реформаторских программ. Значительный интерес представляют оценка публичной политики и средств массовой информации. По-иному политик и ученый рассматривает состояние науки и культуры, социальной сферы.
Мне же хочется остановиться на вопросах демократизации общественно-политической жизни общества. Точнее, основ законодательства.
Здесь уместно напомнить, что несчастье почти всех людей и целых народов зависит от несовершенства их законов и от слишком неравномерного распределения их богатств. Именно во всех авторитарных государствах, где мимолетное желание правителя является законом, все законы противоречивы нельзя встретить моральных принципов ни у тех, кто управляет, ни у тех, кем управляют. Как нельзя кстати это характеризует нынешнее состояние Казахстана.
Утверждающийся у власти деспотизм еще позволяет все говорить, лишь бы ему было позволено все делать. Укрепившийся у власти деспотизм уже запрещает свободно говорить, думать, писать. Ум впадает тогда в апатию. Граждане, ставшие рабами, проклинают вскормившую их грудь.
В таком государстве всякий новорожденный оозначает: больше одним несчастным.
Вряд ли все предложения по демократизации общества, законодательства известного политика Акежана Кажегельдина, ушедшего из власти, приближенные донесут до Президента в первоначальном виде.
Вряд ли Президента удовлетворит утверждение вчерашнего премьер-министра, что в силу действующей в настоящее время Конституции у нас установилась президентская диктатура. Но диктатура, каковой бы она ни была, даже если она законодательно установлена, не в состоянии
содействовать демократизации общества.Далее Пойдет ли Президент на то, чтобы исключить из Конституции положения, которые дают ему неограниченные возможности непосредственного контроля за назначением в государстве лиц на ответственные посты?
Что говорить, если судьба самой Конституции фактически зависит от самого Президента, сетует Акежан Кажегельдин.
Кроме того, по утверждению автора, Конституция содержит "сверхполномочия" Президента. Прежде всего - право издания.
Президентом в исключительных случаях законов либо указов, имеющих силу закона. С общепринятой конституционно-правовой точки зрения - это абсурд, поскольку издание законов исключительная прерогагива парламента.
Автор считает, что от Президента зависит не только законодательный процесс, но в значительной мере и сама законодательная власть Президент может распустить парламент в случаях политического кризиса в результате разногласий между палатами парламента, ветвями власти.
Ныне действующая Конституция, по существу, закрепляет возможность воздействия Президента на верхную палату парламента - сенат, который практически формируется из угодных Президенту лиц.
Авторы Конституции сделали все возможное, чтобы угодить нынешнему Президенту Нурсултану Назарбаеву, исходя из сиюминутной выгоды. Нисколько не задумываясь о том, что в последующем он вызовет различные толкования С чем сегодня и столкнулись.
Влияние Президента на судебную власть дают автору усомниться в справедливости самих судов, а также говорить о правовом государстве.
Фактическое же влияние Президента на Конституционный Совет может послужить дополнительным барьером для соперников на предстоящих президентских выборах. Ведь Конституционный Совет может рассмотреть вопрос о нарушениях при проведении выборов президента страны по представлению действующего Президента.
Представим себе, что в случае провала на выборах нынешний Президент обращается в Конституционный Совет с требованием пересмотреть результаты выборов. Чтобы положительно решить вопрос, Конституционному Совету достаточно набрать две трети голосов общего состава. Два члена Совета до этого назначены самим Президентом, два-сенатом (читай - люди Президента). Следовательно, можно представить, что Совет не пойдет наперекор Президенту, тем более, что новый президент входит в должность с момента инаугурации.
Тем самым, делает вывод Акежан Кажегельдин, у действующего Президента есть средства для сохранения и продления своих полномочий при неблагоприятном для него исходе голосования. Проще говоря, результаты выборов могут быть так или иначе отменены, что делает президентскую власть практически несменяемой.
В Конституции нет признаков демократического устройства местной власти. Мы имеем вариант, пишет автор, в чем-то даже жесткий, чем чисто советская организация властной вертикали.
По-другому нельзя оценить закрепление Конституцией положения о том, что акимы областей и городов являются представителями Президента и правительства и назначаются им Президент вправе по своему усмотрению, отстранять акимов от должностей.
Если учесть, что сенат - палата представителей Президента - вправе прекращать полномочия маслихатов, то станет ясно, что ниже центрального уровня власти, на местных уровнях, советская власть осталась, по сути, нетронутой даже теоретически.
Авторы Конституции нашей страны решили возвысить президентский пост почти до недосягаемости, подкрепив его статус нормами, так сказать, "непогрешимости" главы государства. Конституция закрепляет, казалось бы, безобидную норму и о том, что честь и достоинство Президента Республики неприкосновенны. Но такая формула традиционна применима лишь по отношению к монарху.
В демократической же стране, избранный народом Президент, такой же гражданин, как и все другие. И как гражданин вправе защищать свою честь и достоинство в суде.
В рамках действующего законодательства, приходит к мысли Акежан Кажегельдин, демократические выборы невозможны. Проведение выборов республиканских органов власти регулируются Указом Президента Казахстана "О выборах в Республике Казахстан". Уже форма правового акта о выборах сама по себе является юридически некорректной. Избирательная система одна из основ государственного устройства. И хотя бы только поэтому может устанавливаться лишь законом.
"Ключик" от важнейших решений в государстве должен находиться в нескольких руках. Закон - именно такой ключ, поскольку он одобряется по отдельности двумя палатами парламента и Президентом. Пока они не согласуют все противоречия, закон не будет принят. Другое дело Указ. Его Президент принимает самостоятельно и бесконтрольно. Значит, появляется возможность ошибок и злоупотреблений.
Указ содержит положения, которые с общепризнанной точки зрения нельзя признать демократичными. Дело в том, что существующая юридическая основа проведения выборов дает действующему Президенту огромную фору, ставит его соперников по президентским выборам в неравное положение.
Попробуем представить себе, как будут проходить предстоящие выборы в президенты в рамках действующего Указа. Картина выглядит следующая: Центральная избирательная комиссия, сформированная нынешним Президентом и формально ма-жилисом парламента будет держать под контролем территориальные и окружные комиссии. Они в свою очередь находятся под пристальным вниманием акимов всех уровней, представителей Президента. Свои люди заседают в избирательных участках. Говорить об их объективности бесполезно. Следующее. Независимых наблюдателей, конечно же, к подсчету голосов не допустят. Таких полномочий нет. Тем самым нет действенного контроля со стороны общественности. Тем самым создаются условия для подтасовок и манипуляций голосами.
Указ Президента о выборах не предусматривает возможность голосования против всех кандидатов. Вместо этого установлено, что бюллетени, где вычеркнуты все кандидаты, не учитываются при подсчете. Нетрудно представить, если кому-то из членов комиссии нужны добавочные голоса, то ваш бюллетень можно аннулировать, достаточно вычеркнуть вашего кандидата. Условия для подтасовок идеальные.
Главное - граждане ограничены в своем отношении к кандидатам.
Другое. Если к этому добавить факт, что при повторном голосовании по выборам в президенты Указ допускает лишь наличие единственного кандидата, то нетрудно предположить, что нынешний Президент останется на следующий срок.
А мы пытаемся что-то прогнозировать, вычислять вероятных кандидатов на пост президента. А ведь Акежан Кажегельдин прав: нечего огород городить. Анализируя противоречия он делает вывод: в рамках этой Конституции, президентского Указа говорить о демократических выборах бесполезно. Пустая трата времени и средств. Нужны кардинальные демократические преобразования как самой Конституции, так и основных положений законодательства, касающихся как государственного управления, так и выборов в центральные и местные органы власти.
Теперь о том, как откликнулся Президент на инициативы экс-премьера Кажегельдина? Мы убедились, незаметными предложения известного политика и экономиста не остались. Другой вопрос: как прореагировали на эти предложения за-конотворцы и юристы из окружения Президента? Из истории известно
, когда правитель узурпирует безграничную власть, он тем самым делает народ безмолвным и низким. С этого момента подданые утрачивают смелость и постоянство. А в критические моменты, окруженный льстецами, правитель найдет вокруг себя лишь недостойных людей.В спешном порядке они начали искать политическую подоплеку ко всему тому, что было высказано в книге Кажегельдина. Дескать, Кажегельдин готовится к предстоящим президентским выборам. Ему на руку такие, так сказать, демократические преобразования. Вот поэтому и хочет втянуть в эту политическую игру самого Президента Если пойти на значительные уступки этому политику, тогда можно проиграть выборы. А этого допустить нельзя ни в коем случае. Надо перехватить его инициативу.
Президент Нурсултан Назарбаев с трибуны парламента высказался по этим вопросам, согласился, что надо демократизировать и Конституцию, и выборное законодательство. И внес на рассмотрение депутатов парламента некоторые существенные поправки действующую Конституцию. Но, учитывая сегодняшнее крайне тяжелое экономическое положение страны (кризис, рост преступности, неплатежи в бюджет и т.д.) нет возможности кардинально заняться проблемой демократизации. Быть может, в дальнейшем пойдет на какие-то значительные преобразования, пересмотрит положения Конституции, законодательства, которые затрагивают основополагающие пункты этих документов. Как бы там ни было, но Президент в очередной раз показал народу свою демократичность и открытость. А кто будет детально разбираться в тонкостях внесенных в парламент
поправок - до этого никому нет дела.В следующем году Назарбаев будет боротся за кресло Президента страны. И идти на поводу у каждого он не собирается. Как никак вопрос стоит открыто, быть или не быть ему в очередной раз Президентом страны? Нынешняя Конституция, пусть хоть и в уродливой форме, но дает надежную гарантию успешного исхода, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому, как говорят, не буди лихо, пока оно тихо
Вполне можно допустить, что к очередным президентским выборам оба вероятных кандидата выступят единым блоком, скажем условно, "За демократию". В этом случае будут удовлетворены обе стороны. Если Президент Нурсултан Назарбаев получит достаточное число голосов, чтобы остаться на очередной срок, то Кажегельдин, может быть, будет вторым человеком в государстве. Такой вариант, мне кажется, наиболее приемлем в условиях обострения политической борьбы между несколькими кандидатами в президенты. Хотя, честно признаться, последнее слово за самим Кажегельдиным. Во всяком случае, он в очередной раз дает всем право выбора.
А пока политику Кажегельдину не остается ничего, как продолжать начатое дело. Отходить от демократического пути он не намеревается. И чем дальше он будет находиться от власти, тем большую симпатию он приобретет у масс. Тем большее количество сподвижников пойдет на его сторону.
Думается, Акежан Кажегельдин не остановится на тех демократических преобразованиях, которые высказал в книге "Казахстан: право выбора". Впереди еще много дел. Политическая борьба будет накаляться с каждым днем. Союз промышленников, предпринимателей намерен привлечь на свою сторону армию собственников: приватизированных квартир, домов, дач, владельцев земельных и садовых участков, водителей частного транспорта, которые на себе ощущают бремя налогов и поборов
.Не знаем, как будет называться новое политическое объединение, но оно грозит в ближайшее время стать влиятельной политической силой не только в борьбе за демократизацию общественно-политической жизни Казахстана, но и за социальные и экономические права каждого гражданина.
Не сомневаюсь, что лидер массового политического движения Кажегельдин будет знать и слышать проблемы всех слоев общества. На высшем уровне будет отстаивать их. Кому-то покажутся незначительными, маловажными такие вопросы, как снижение тарифов на энергоносители, квартплаты, налогов. На имущество, землю и транспорт. На все это, из чего складывается нашпа повседневная жизнь. А для большого политика мелочей не бывает.
Последнее. Видный политик Акежан Кажегельдин свой главный выбор сделал, встал на демократический путь коренных преобразований в политической, экономической, социальной сферах, отстаивания интересов всех слоев населения. Труд, надо признать, тяжелый, порой неблагодарный. Но другого выбора у него нет. И не должно быть. Для него спасение народа - высший закон. В искренности его слов не сомневаюсь.
Теперь выбор за нами. Во имя лучшей жизни каждого из нас.
"Дат", 15 октября 1998 года, № 24
TNSE