Бигельды ГАБДУЛЛИН
Ящик Пандоры от... Власти
Оптовые изменения и дополнения в Конституцию страны (аж 19 поправок): назначение досрочных выборов президента Казахстана и др.
- эти факты общественной жизни вызвали серьезное неприятие у граждан нашего общества. О данных событиях рассуждает главный редактор газет "XXI век" Бигельды Габдуллин"...Может быть, наши внуки немного свысока, с дружеской усмешкой всепонимания будут судить о наших сегодняшних проблемах, о том, как мы доказывали друг другу, в общем-то, очевидные вещи. Давайте заранее простим им этот "снобизм". Ведь у них - если мы сделаем правильный выбор, будет уже другой взгляд на государство и общество. Они будут жить, а действительно демократической стране, не представляя, что можно пребывать в какой-то другой системе отношений. Итак, выбор за нами..."
Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН, книга "Казахстан: право выбора"
Ты - мне, я - тебе
Причин радоваться жизни и впрямь было мало. А тут еще грянуло 7 октября, которое, по всей видимости, войдет в историю Казахстана самым бесславным днем правления президента Н. Назарбаева.
Потрясение, вызванное в политических и деловых кругах многих стран "бартерным обменом политическими привилегиями", между Н. Назарбаевым и Парламентом, понемногу остывает. И теперь становится возможным спокойный анализ случившейся узурпации власти (присвоения ее не по правилам).
Не стану вдаваться в постыдный сценарий разыгранного фарисейства - оно было понятно даже несмышленому ребенку. Главное, обмен а-ля "ты - мне, я - тебе" - состоялся. Каждая торгующаяся сторона осталась при своих интересах: депутаты, "болеющие" за народ, увеличили срок своих полномочий, сохранили за собой право вернуться на прежнюю должность, а президент, практически, добился ханских прав: отменен верхний возрастной предел для избрания главой государства (живи хоть до 100 лет и оставайся президентом - Б.Г.), увеличен срок полномочий президента с 5 до 7 лет, определен день досрочных выборов президента, принят еще ряд выгодных для него поправок в Конституцию. Кстати, тут нет ничего удивительного. Такой печальный финал прогнозировался многими политологами.
Да и в редакцию "XXI века" время от времени поступали тревожные сигналы из мест о том, что мы сегодня имеем дело с очень подозрительным патриархом, болезненно реагирующим на всякую критику, на появление в политике независимых фигур. Такие вести, честно говоря, вызывали сомнения у честных граждан. К тому же
их оптимизм подкрепился заявлением самого Назарбаева о дальнейшей демократизации, сделанным им за семь дней до "черного" 7 октября. Но, увы, потом сомнения легко развеялись. И теперь, если экономить на словах, то самое подходящее определение душевного состояния большинства казахстанцев - это полная апатия к жизни. Ведь люди не могут поддерживать власть, воспринимающую их как стадо, которым вполне можно манипулировать.Вспомним апрель 1995 года: тогда президенту необходимо было продлить свои полномочия, и он тут же обратился к народу, в котором, ох, как нуждался! Нынче вновь захотелось продлить время своего президентства, но тут он напрочь забывает о народе, затаптывает его волю и своей сокровенной цели добивается через услужливых депутатов. Если поразмыслить, то логика тут должна быть проста: раз республиканский референдум продлил полномочия президента, то только народ (референдум), а не Постановление Парламента, должен дать свое согласие на отмену собственного волеизъявления: на сокращение полномочий главы государства.
Исследования общественного мнения, проведенные "XXI веком" в эти дни, подтверждают, что казахстанцы больше не верят Власти. Особенно после 7 октября.
Президентская запарка
Давайте задумаемся, куда спешит наш президент? Зачем он, сбившись с панталыку, легко соглашается на досрочные выборы? А как же быть тогда с его обещанием, данным народу 30 сентября сего года, что он не пойдет на досрочные выборы?! В чем главная проблема сегодняшнего президента Казахстана? Я думаю, вовсе не в том, что ему кто-то мешает проводить реформы. Она куда глубже - ему попросту не с кем их проводить.
На мой взгляд, есть несколько причин, заставляющих его спешить с выборами.
Первая - падение до критической отметки популярности президента среди казахстанцев. Поняв, что кредит доверия народа может иссякнуть до декабря 2000 года (это время законных выборов президента), и в таком случае мало кто поверит в его слова о подъеме экономики, улучшении благосостояния народа, возрождении государственности, взаимотерпимости, президент пошел ва-банк: обеспечу себе президентство до 2006 года, а там - хоть трава не расти...
Вторая - отсутствие осмысленного и последовательного социально-экономического курса в стране. Правительство Н. Балгимбаева, хоть и лезет из кожи вон, но как команда несамостоятельных игроков не способно генерировать прогнозируемую экономическую политику, потому не внушают доверия. От него постоянно идут противоречивые сигналы - с виду все стабильно, но оно никуда не идет, никуда не ведет. В результате, правительственный кризис перерос в политический, усилилась нестабильность в стране. Разобщенность, расколотость правящей элиты, обострение антагонизма между исполнительной и законодательной ветвями власти... Резкое углубление отчуждения "низов" и "верхов". Словом, кризис власти стал разъедать политическую ткань общества.
Третья - появление на политической сцене Казахстана серьезного и влиятельного претендента на пост № 1. Как бы советники ни ограждали шефа от неприятной информации, все же до Н. Назарбаева, видимо, дошли сведения, что в народе повсеместно и всерьез заговорили о личности Акежана Кажегельдина как о достойном президенте страны после 2000 года:
"Он хочет, он может, он знает, как. Но ему не дают!" А раз так отзываются о нем не только у нас, но и в столицах других государств, то это уже опасно.
Значит, надо спешить.
Выход один - прийти и проголосовать. Причем, правильно
Так неужели теперь будем сидеть, сложа руки, надеясь на Всевышнего, когда нас обвели вокруг пальца? Неужели в глазах просвещенного человечества мы так и останемся смиренными гражданами Назарбаева, годными лишь на то, чтобы на собственном опыте учить других, как не надо жить? Неужто Казахстан так и обречен пребывать в обстановке государственно-правовой неопределенности, когда система покорного Парламента, опираясь на силу своих "удобных для президента" законов, заставляет нас жить под долговечным правлением одной семьи?!
В такой ситуации нет иного выхода из драматического кризиса, как предоставить слово самому народу - верховному и единственному (извините за высокопарность - Б.Г.) вершителю своей судьбы, суверенному источнику власти в обществе. Однако, за оставшийся срок - меньше 3-х месяцев - вряд ли законодатели примут решение о проведении референдума. Кишка тонка...
Значит, остается лишь один путь - путь разума: каждому гражданину, кому дорога судьба страны, своих близких, надо явиться 10 января к урнам и сделать свой выбор. Тем самым мы сможем обратить силу закона в свою политику. Иного не дано. Вот уже поистине: "Голосуй, а то проиграешь!"
P.S. Пока готовился этот номер, редакция газеты получила сообщение о том, что бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, являющийся сейчас главным политическим конкурентом Назарбаева, выступил с заявлением. Он считает, что честные выборы в республике невозможны и обвинил президента РК в намерении под видом демократизации ввести в Казахстане диктатуру. Кажегельдин объявил также о том, что слагает с себя полномочия советника Назарбаева, и выразил готовность выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах президента, с тем, чтобы помешать Назарбаеву в очередной раз обмануть избирателей.
Бигельды ГАБДУЛЛИН
"XXI
век", 15 октября 1998 года, № 31TNSE