Владимир ВОЕВОД
На беговой дорожке к президентскому креслу
Выборы президента в нашей республике - это проверка новой Конституции практикой политической жизни, а различных ветвей власти - восприятием демократических начал организации общества. Давайте посмотрим, что мы имеем уже на старте беговой дорожки к президентскому креслу, когда в какой-то мере определился круг претендентов на пост главы государства. Круг этот пока невелик, но уже сегодня можно предположить, что не все из возможных кандидатов дойдут даже до регистрации. Причин тому немало.
В фокусе конституционных противоречий
Фигура президента, избираемого на пост главы государства народом, сконцентрировала в себе ряд противоречий, порожденных новой Конституцией РК и Указом Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". С одной стороны, "все равны перед законом и судом" (ст. 14 п. 1), с другой - президентом может стать
только гражданин, "проживающий в Казахстане не менее 15 лет". Налицо зависимость гражданского права от времени проживания в республике. Если, к примеру, известный государственный и политический деятель, казах по национальности, Аман Тулеев принял бы гражданство Казахстана и поселился в нашей стране, то у него права баллотироваться кандидатом в президенты не будет.С одной стороны, "никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка"... С другой - "кандидат в президенты должен свободно владеть государственным языком" (ст. 41 п. 2). Более того, процедура владения кандидатом казахским языком определяется Центризбиркомом (ст. 54 указа). Далее, несмотря на отсутствие имущественной дискриминации, президентство в Казахстане - удел весьма и весьма богатых людей, способных "из личных средств внести на счет
Центральной избирательной комиссии в качестве депозита избирательный взнос в тысячекратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы". Этот взнос сегодня, по данным Центризбиркома, составляет два миллиона четыреста сорок тысяч тенге.
До тех пор пока эти противоречия будут оставаться в Конституции и указе, даже те из граждан, которые имеют высокие деловые качества, организаторский талант, прочие достоинства, но которые недостаточно хорошо владеют государственным языком, не стали богатыми людьми, - не будут баллотироваться в президенты.
Эффект превентивных мер
На одном из судебных процессов в декабре 1996 г. по делу бывшего кандидата в депутаты Н. Сидоровой, который носил по существу политический характер, мне довелось услышать мнение офицера в штатском: "Нам надо принимать превентивные меры, чтобы сохранить единство в обществе и спокойствие". И теперь, когда я слышу о суде над оппозиционерами (осуждены на трое суток лишения свободы Петр Своик и Мэлс Елеусизов, оштрафованы Ирина Савостина и Дос Кушимов); когда слышу об административном преследовании тех, кто ратует за честные выборы; о судьях, которые не допускают журналистов на открытые судебные заседания... то понимаю: власти принимают превентивные меры.
Иногда закрадывается мысль: не слишком ли стараются представители власти в запугивании оппозиции, в ее нейтрализации, в принятии банальных превентивных мер. Ведь все это бьет даже не рикошетом, а напрямую в саму власть: она получает в ответ социальный застой, апатию, безразличие народа, его равнодушие к любой инициативе, исходящей сверху, как это было в последние годы коммунистического режима.
Если Акежан Кажегельдин сойдет с беговой дорожки, избирательная кампания потеряет всякий смысл. Возможные кандидаты в президенты, которые уже появились на политическом горизонте (Серикболсын Абдильдин, Мурат Ауэзов, Сейдахмет Куттыкадам) и которые появятся в течение ближайших двух недель, не составят сколько-нибудь серьезной конкуренции главному претенденту и едва ли все вместе отвлекут 10 - 15% голосов избирателей. Действующий Президент победит уже в первом туре. Бурные эмоции, напряжение политизированной части населения, которые в первые дни избирательной кампании выплеснулись на страницах газет и телевидении, скорее всего, улягутся с выходом Акежана Кажегельдина из "игры", превратятся в повседневное хныканье. Конечно, если главный соперник не вздумает обострить борьбу.
Владимир ВОЕВОД
"Начнем с понедельника", 22 октября 1998 года, № 42 (211)
TNSE