Таир ФАРАБИ

Упущенные шансы Назарбаева

11 января в Казахстане появится другой президент

События последних дней политической жизни навевают на неутешительные мысли, о которых все говорят, но которые почему-то на страницах СМИ не находят своего отражения.

Известно, что Акежан Кажегельдин хотел назвать свою книгу "О чем говорят на кухне" (позже она была названа "Казахстан: право выбора").

В связи с этим хочется поделиться некоторыми размышлениями.

До последних дней были непонятны его взаимоотношения с президентом. В отличие от Назарбаева, который налево и направо комментирует свой разговор с Кажегельдиным, последний хранит молчание, видимо, соблюдает некий джентльменский договор между двумя политическими фигурами. Что делает честь ему как мужчине и как партнеру. После такого поведения президента задумаешься о том, стоит ли вести с ним переговоры один на один, если об этом на следующий день узнает каждый.

Оправдались самые худшие опасения, о которых и сам экс-премьер несколько раз говорил. Речь идет об информационной блокаде, когда на имя Кажегельдина наложено табу: или ничего, или плохо. Это еще одно доказательство того, насколько у нас "свободна" пресса. Например, "Хабар", главный канал, который превратился в "пресс-службу" одного областного акима и глашатая одного ведомства (имеется в виду Налоговая полиция бывшего Минфина). Мы, налогоплательщики, вправе задать вопрос, почему этот канал и другие государственные СМИ, включая "Казахстанскую правду" и "Егемен Казахстан", не говорят обо всех без исключения событиях, происходящих в нашей стране? Почему для того, чтобы прочитать не только альтернативные мнения, но и просто информацию, нужно бегать в поисках газеты "Дат" или просить у соседей почитать "XXI век"?

Кстати, здесь хочется сказать еще об одном ведомстве, которое тоже находится на содержании налогоплательщиков и призвано охранять национальную безопасность. Та поспешность, с которой была собрана пресс-конференция (сразу же после заявления Кажегельдина о выдвижении своей кандидатуры на пост президента), то шоу, которое было устроено перед журналистами Алматы с оскорблениями и политическими оценками из уст одного из руководителей КНБ, говорят сами за себя. Что, ведомство перестало выполнять свои конституционные функции, оно превратилось в простой инструмент в руках другого (де-факто) претендента? По сути, КНБ на наших глазах превращается в орудие политической борьбы, публично занимается политическим сыском. Я лично, как простой гражданин, не считаю, что Акежан Кажегельдин представляет угрозу национальной безопасности страны.

Общественно-политическую жизнь Казахстана можно разделить на два этапа; до и после исторического заявления Кажегельдина о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. Понятно, что теперь вся мощь режима, во главе которого стоит сам президент, вся государственная машина будут работать против него и его соратников. Первые примеры уже есть. Это - громогласные и столь неубедительные обвинения в коррупции. Свидетельство тому - "АиФ Казахстан": буквально за день до пресс-конференции Мусаева в газете было опубликовано интервью с Акежаном Кажегельдиным, в котором он открыто говорит о том, что не имеет собственности за границей (по словам редакции, это подтверждено документально). Уверен, что как бывший чекист (не агент, а профессиональный сотрудник) и высочайшей пробы финансист и экономист, он сможет доказать свою правоту.

На последней своей пресс-конференции экс-премьер сказал, что его пытаются обвинить в административном правонарушении за участие в учредительном собрании движения "За честные выборы". И смех, и грех! По словам очевидцев, на этом собрании было более 100 человек. Так давайте же привлечем всех, если это действительно нарушение закона, а не только отдельных лиц, таких как: Кажегельдин, Своик, Елеусизов, Савостина и др. Из этого следует вывод: нынешняя власть будет делать все, чтобы не допустить Акежана Кажегельдина даже к регистрации, не говоря уже об участии в предвыборной гонке. Президент, никогда не участвовавший в выборах, и его приспешники панически боятся самого понятия "выборы". Причин тому у власть предержащих более чем достаточно.

Во-первых, нынешний режим - это колосс на глиняных ногах. Да, есть администрация президента, да, есть аппараты министерств, да, есть аппараты акимов, но даже несведущему ясно, что авторитет их на местах - ничтожен. Все эти организованные собрания "многотысячных" коллективов в поддержку нынешнего президента, многочисленные обращения известных и неизвестных людей не более чем камуфляж. Все это напоминает приснопамятные времена конца 30-х и начала 80-х годов. Все эти обращения не есть глас народа. Власть должна понять, что глас народа прозвучит 10 января, когда каждый гражданин останется наедине с собой, со своей совестью; именно войдя в кабину для голосования, он сделает свой выбор. Устроители президентско-парламентского спектакля этого, как видно по их действиям, не понимают. В то же время инстинкт самосохранения им подсказывает, что 11 января может придти новый президент. А реальной альтернативы Назарбаеву, кроме Кажегельдина, на сегодняшний день нет, это видно невооруженным взглядом.

Во-вторых, он, безусловно, талантливее, профессиональнее, конкретнее, чем другие возможные претенденты, у него есть свежие мысли и идеи. Вспомним хотя бы последние демократические потуги президента в своем Послании - это не что иное, как неудачные повторы действительно демократических идей Кажегельдина. Хочет или не хочет власть, но пальма первенства в политическом переустройстве общества принадлежит именно Акежану Кажегельдину (свидетельством чему является популярность тезисов из его книги, опубликованных в "Караване", и самой книги "Казахстан: право выбора", вышедшей весной). Зная своенравный характер президента, уверен, что он никогда не простит бывшему соратнику подобного.

Нельзя не учитывать и фактор усталости. Если 11 лет на экране мелькает одно и то же лицо (какое бы "гениальное" оно ни было), народ это начинает раздражать. Пришло время признать и признаться, что Нурсултан Назарбаев свою историческую роль сыграл. Подспудно понимая, что эти и другие аргументы играют в пользу Кажегельдина, власть, повторяю, сделает все, чтобы он не был допущен к предвыборной гонке, потому что далее ситуация с выборами может выйти из-под формального контроля официальных властей.

Нужно признать мужество Кажегельдина, который принял вызов времени и заявил о своем участии в предвыборном марафоне. Хотя и он, и его ближайшее окружение, надеюсь, понимают, что это - заведомо нечестная борьба. У действующего президента все под пятой: власть в центре и на местах, практически все средства массовой информации, включая ряд независимых, выкупленных лояльно настроенными к нынешнему режиму коммерческими структурами, назначаемые избирательные комиссии на всех уровнях. Удивительно, но факт, который возможен только у нас: объявив о досрочных выборах, президент, якобы, еще думает. Практически же уже идет агитация во всех государственных СМИ. В душе я понимаю тех деятелей и людей, которые начали подписываться под написанными под копирку обращениями: у каждого служба, кресло, опасаются за будущее детей и близких, ждут очередной "конфетки" или гарантированных пышных похорон. (Да я и сам - продукт этого общества, тоже от них далеко не ушел, поэтому и подписываюсь под псевдонимом.)

Вывод один: Нурсултану Назарбаеву судьба дала великий шанс стать непререкаемым, ничем не запятнанным, кристально чистым отцом нации, но он этим шансом не воспользовался. При нем буйным цветом расцвела коррупция (для многих не секрет, сколько стоит то или иное кресло акима или министра). Быть может, поэтому его советники настойчиво рекомендуют ему не идти на выборы акимов? Он не смог за все время своего правления провести всем понятную и честную кадровую политику: подбирать в свое окружение людей по принципу профессионализма, а не по принципу личной преданности. Одно только назначение своей дочери руководителем "Хабара" - это оскорбление многотысячной братии казахстанских журналистов, плевок им в лицо. У него был шанс остаться Назарбаевым всех казахов и казахстанцев, но в истории он останется только как сын своего жуза. Каждому из нас в жизни дается один шанс, и от неиспользования его страдает не только он сам, но и его родные и близкие, друзья. И такой шанс упускает высшее должностное лицо в государстве, от этого страдает весь народ.

И последнее. До вчерашнего дня у Н. Назарбаева был еще один шанс: продолжать и углублять политические и экономические реформы в Казахстане вместе с лояльным по отношению к себе и профессиональным по отношению к делу своим, теперь уже бывшим, соратником Акежаном Кажегельдиным. Вместе с ним он мог бы идти на выборы 2000 года и победить без особых проблем, тем самым решив и свою личную проблему - остаться на следующий срок, и проблемы народа.

Обычно, когда критиковали Н. Назарбаева, никто не касался лично его персоны, в основном, костерили его окружение. Но последние события показали, что теперь виновато не столько окружение, сколько он сам. Это он создал себе такое окружение. Не думаю, что он не понимает необходимости реформ, но уже ничего не может сделать, он уже заложник самим же созданной системы. И тут комментарий только один - это слова сантехника из известного анекдота: "Да тут всю систему нужно менять!"

"XXI век", 22 октября 1998 года, № 32

TNSE