Эрик НУРШИН

Это ли цена суверенитета?!

В декабре Китай окончательно повернет Иртыш на свою территорию

Происходящее в наших отношениях с Китаем - достойно удивления. Если быть кратким, наши правители пасуют перед желтым драконом Цзяо. Иначе, как объяснить безропотную сдачу Китаю исконно казахских приграничных территорий? Или, что во много раз страшнее и катастрофичнее, на чем основывается полное молчание Астаны, когда Китай вознамерился в одностороннем порядке повернуть полноводный Чёрный Иртыш на свою территорию?!

Чёрный Иртыш дает жизнь всему Иртышу...

А я бы сказал: практически всему Казахстану, не говоря уже о Сибири. До уникального озера Зайсан река исторически называется Черным Иртышом. Далее - "просто" Иртыш. А Черный, в основном, протекает по Восточному Туркестану или, что точнее, по Великому Уйгурстану, который в середине XX века, в нарушение всех международных норм, был нагло и жестоко колонизирован красным режимом Великого Кормчего Мао Цзедуна. Страшное бедствие постигло наших уйгурских родственников. Они подверглись тоталитарному, беспощадному физическому уничтожению во времена недавней кровавой Культурной революции со стороны миллионов китайских бешеных хуйвейбинов (именно так по-китайски звучит русифицированное слово "хунвейбин"). Я к чему это? У нашего президента Н. Назарбаева настолько теплые отношения с Пекином, что, передавая для издания на китайском языке в Урумчи очередную книгу, он не удосужился изменить ее название. Дело в том, что свой многостраничный труд Нурсултан Абишевич поначалу поименовал "Без правых и левых", что на многострадальной уйгурской земле звучало кощунством. Ибо "Без правых и левых" - это лозунг Культурной революции. Это палаческий клич хуйвейбинов, учинивших многолетнюю кровавую бойню в Синь-Цзяне по уничтожению наших собратьев-уйгур. Конфликт продолжается и по сей день. А мы как бы этого не замечаем. И позволяем разным нашим генералам-летунам еще и подзуживать, мол, не только не замечаем, но и не вмешиваемся.

И вот сейчас мне стало известно: в самое ближайшее время Казахстан вместе с новой столицей Астаной лишится жизненно важной артерии - реки Иртыш! Господа, я не поверил. Ну, как же наш МИД и власти могут молчать?! Естественно, ваш покорный слуга, реализуя собственное гражданское законное право, обратился за разъяснениями (цитирую):

"27 августа 1998 года (входящая дата, под которой зарегистрировано мое заявление работницей канцелярии МИД).

Министерство иностранных дел, от редактора отдела газеты "XXI век" Нуршина Эрика Кайдаровича, проживающего: Алматы...

ЗАЯВЛЕНИЕ

Руководствуясь ст.18, ч. З Конституции РК, а также Законом "О печати и других СМИ", прошу дать мне мотивированный письменный ответ на следующие вопросы:

1) Верно ли, что руководство Китайской Народной Республики в одностороннем порядке планирует осуществить в свою сторону поворот реки Чёрный Иртыш, лишив тем самым целый регион Казахстана основной водной артерии?;

2) Если данный факт имеет место, прошу разъяснить мне, журналисту и гражданину Казахстана, позицию МИД РК по данному поводу.

С уважением, Нуршин Э.К.".

Получив данное заявление, господа из МИД РК направили документ в собственной "управление Азии". Ответа я в оперативном порядке не получил. Как не получил разъяснений по жизненно важным вопросам и по истечении положенного по закону месяца. Тогда, оставляя за собой право гражданина, которому угрожает смертельная опасность путём натуральной односторонней диверсии со стороны соседнего государства, в поисках истины я обратился за разъяснениями к известному дипломату, ученому-китаеведу, известному политическому деятелю Мурату Ауэзову.

То, что он мне рассказал, вызвало у меня, в принципе смелого человека, животный страх.

Уже к концу года Китай повернет Иртыш

"Я со всей ответственностью об этом говорю! - сказал на диктофон Мурат Ауэзов. - И поверьте мне, для этого есть все основания. Недавно я встретился со специалистами, которые непосредственно участвовали в конструкторско-инженерных разработках по осуществлению этого китайского проекта".

Еще в 1992 году, став Чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в КНР, М. Ауэзов проявил по-настоящему патриотические чувства. Может быть, впоследствии его самостоятельный шаг и стал причиной увольнения с должности посла. Первый документ, который предложил Мурат Мухтарович китайской стороне, назывался "Предложения к согласованию о совместном использовании приграничных рек". Речь шла об Или и Черном Иртыше. Что сделали позже китайцы с Или, семиреченцам хорошо известно. После одностороннего зарегулирования, бурную, многоводную, богатую рыбой Или, по которой ходили еще купеческие корабельные караваны, теперь можно перейти вброд. А тогда, в 1992 году, получив от нашего посла предложения по Или и Чёрному Иртышу, Пекин, в нарушение всех правил дипломатических отношений между государствами, в течение многих месяцев никак не реагировал на них. Их госдеп соизволял повторять одно и то же: "Китайская сторона изучает вопрос". И так до тех пор, пока М. Ауэзова не выжили с посольских хлебов.

А между тем, уже завершена была огромная по масштабам подготовительная работа: окончательно утвержден на высоком уровне инженерно-конструкторский проект; выделены немалые целевые финансовые субсидии; подготовлена армия техники и строителей. Вот такой факт. В Турфанскую котловину, раскинувшуюся огромным природным оазисом в отрогах Восточного Тянь-Шаня, уже на протяжении нескольких лет непрерывным потоком мощно движется транспорт с переселенцами-ханьцами. За последний короткий период более трех миллионов этих выходцев из центральных регионов Китая заполнили СУ АР, значительно потеснив коренных жителей - уйгуров. Шоссе, ведущее в Синь-Цзянь, днем и ночью похоже на живую змею. Во время последних сильнейших наводнений в Китае появилось официальное оправдание этой экспансии. В Пекине утверждают, что, якобы, таким образом, китайцы спасаются от смертельной угрозы потопа. До наводнения широко пропагандировалось, что дороги переполнены в СУАР, благодаря активной торговле с Казахстаном. Руководство, которого, кстати, тоже поддерживало эту лживую версию. В то время, как наши торговые взаимоотношения составляют лишь тысячную долю этого потока (определяемую, в целом, мощностью и возможностями одного Каскеленского, ныне Карасайского, автобусного парка). А в общем потоке так называемых "беженцев" наблюдатели отмечают преобладание строителей и военных.

Уже в этом году Мурат Ауэзов опять встретился теперь в Алматы с китайским послом. И обратился к своему коллеге все с тем же "назойливым" вопросом "о совместном использовании приграничных рек". Каков вопрос, как говорится, таков и ответ. Что шесть лет назад, что сейчас, китайский посол ответил настырному казаху слово в слово: "Китайская сторона изучает этот вопрос!" Не знаю, что они там изучают, но слово у них не расходится с делом. До конца Года Жёлтого Тигра Жёлтый дракон Цзяо поглотит Черный Иртыш. По весьма авторитетным прогнозам, в декабре должна состояться "торжественная сдача" строительства в эксплуатацию: Чёрный Иртыш будет окончательно и бесповоротно повёрнут вспять, а именно: в сторону Китая! Что бы это значило?

Если со свойственными им по природе ударными темпами китайцы вдруг завершат поворот Чёрного Иртыша, не спрося на то разрешения у Казахстана и России, то уже в декабре 1998 года мы фактически окажемся перед необратимым опустыниванием почти всей территории Казахстана.

И живые позавидуют мёртвым...

Чёрный Иртыш, по мнению специалистов, - это минимум 60 процентов всего водного бассейна реки Иртыш. В связи с поворотом реки на территорию Китая, нас ожидает страшное экологическое бедствие. Исчезнут озеро Зайсан, Бухтарминское водохранилище, канал "Иртыш-Караганда"... Резко обмелеет сам Иртыш и его приток Ишим... Без воды останутся Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская области, весь Север и Юг Казахстана... Продолжать? Думаю, хватит, не надо!..

Возмущает до глубины души преступное бездействие властей придержащих. Почему мы позволяем Китаю, не используя свое право члена ООН, столь нагло нарушать существующее международное законодательство? Согласно международным соглашениям, одна сторона не имеет права (!) существенно влиять на функционирование реки без согласования с другой стороной...

Выйдя не так давно на высочайшую трибуну Ассамблеи ООН, ни Н. Назарбаев, ни К. Токаев в своих несколькоминутных фанфарных спичах и двух секунд не уделили той страшной беде, которая ворвется в наш дом. Не является ли наша опереточная независимость лишь ширмой? Чем объяснить разбазаривание богатейших земель Сары-Шильде?

Не едать нам маральего корня

В результате недавнего санкционированного моим горячо любимым президентом "выравнивания границ" и сдачи ряда казахстанских территорий Китаю, мы лишились не просто гор и лесов, но и несметных природных богатств.

Расположенное в районе огромного озера Алаколь обширное высокогорье Сары-Шильде известно не только маральим корнем. Мы отдали Китаю, наряду с реликтовыми природными запасами левзеи Сафлоровидной (маралий корень), ценнейшие разведанные запасы свинца и золота. По некоторым сведениям (правда, официально не подтвержденным), китайцы, подкрепляя силы биостимулятором из "мараловой травы", уже начали разработки золота и свинца на недавно еще нашей территории.

"XXI век", 15 октября 1998 года, № 31

TNKC